Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Екатерина Роберова
С 6 по 28 июля 2003 года правительство Москвы впервые проводило Международную летнюю школу русского языка для детей из стран СНГ и Прибалтики с участием более чем 300 школьников из этих стран. На торжественном открытии школы присутствовали первый заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы Л.И.Швецова, руководитель Комитета образования г. Москвы Л.П.Кезина, начальники Управлений образования всех округов столицы.
Международная летняя школа размещалась в оздоровительном комплексе «Московия», расположенном в экологически чистом уголке Солнечногорского района Московской области. Это санаторно-оздоровительное детское учреждение нового типа, где созданы все условия для отдыха и укрепления здоровья детей и подростков. Помимо комфортабельных спальных корпусов, на территории лагеря есть клуб, стадион, детские и спортивные площадки, а также школа, в которой проходили занятия по русскому языку.
Приехавшие в «Московии» школьники старших классов изучали русский язык методом погружения в язык страны пребывания. Они не только изучали русский язык на уроках, но и могли постоянно общаться на русском языке. Высококвалифицированные педагоги из московских школ проводили уроки русского языка с показами познавательных фильмов, с развивающими играми и т.п. Во время пребывания в лагере дети посещали Москву и некоторые города Подмосковья.
Большинство школьников являются победителями олимпиад по русскому языку в своих странах. Но несмотря на это, выявилась существенная разница в уровне знаний. Наиболее низкий уровень знания наблюдался у Прибалтийской делегации. Однако дети из этих стран оказались настолько трудолюбивыми и прилежными учениками, что даже те, кто в начале смены мог только представиться на русском языке, к ее окончанию могли уже беседовать и писать на русском языке.
Группы из 7-8 человек, в которых дети изучали русский язык, были сформированы по интернациональному признаку – ни в одной группе не было двух детей из одной и той же страны. Это способствовало обмену между детьми информацией о своих странах.
Во время посещения 21-22 июля «Московии» были проведены анкетирование и социологические опросы детей, беседы с преподавателями русского языка и руководителями делегаций. Анкетирование показало, что примерно равное количество детей у себя на родине учатся в школах с русским языком обучения, в смешанных и национальных школах. Но это соотношение существенно различается по странам (из Прибалтики приехали только ученики национальных школ, из Центральной Азии и Казахстана – в основном ученики смешанных и школ с русским языком).
Исследование выявило большое распространение английского языка в системе школьного образования в странах СНГ. Так, из 50 опрошенных школьников в возрасте от 11 до 16 лет 48 из них изучают в школе английский язык. На втором месте (41 из 50 школьников) идет русский язык. Все опрошенные изучают государственный язык своей страны и обычно два (в старших классах иногда три) других языка – зачастую это русский и английский языки. Из общей массы по «набору» изучаемых языков выделяется Молдавия – здесь в школах изучают болгарский и румынский языки.
Подавляющее число детей после окончания школы намерены продолжить обучение в ВУЗе. Примерно равное количество собирается поступать в ВУЗы с преподаванием на русском и государственном языках, меньше школьников собирается в российские и зарубежные ВУЗы.
Необходимо отметить, что проведение мероприятий, подобных Международной летней школе русского языка «Московия», служит делу укрепления позиций русского языка на постсоветском пространстве и хочется надеяться, что в следующем году «Московия» вновь распахнет свои двери для детей из стран СНГ и Прибалтики.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |