Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Белорусские новости,
17 июля 2002

За кулисами отставки премьера

Виталий СИЛИЦКИЙ доктор политологии, доцент Европейского гуманитарного университета.

Сама по себе отставка премьер-министра значимым политическим событием в Беларуси считаться не может. Глава правительства не имеет никаких серьезных полномочий и политического веса, он разве что первый мальчик для битья, которого отдают на заклание для очередной политической кампании. Поэтому и рассуждать на тему, в чем же проштрафился Геннадий Новицкий, бесполезно.

Экономическую политику в стране определяет президент Александр Лукашенко и только он. А значит, только с него и можно спрашивать, почему в ней банкротами являются и колхозы, и перерабатывающие предприятия, и торговля. А неплатежи и задолженность в такой цепочке банкротов — естественное следствие определяемой именно президентом экономической политики, как то регулирование цен, отсутствие частных инвестиций, разгром посредников, которые могли помочь выжить сельскохозяйственному производителю, ликвидация негосударственных торговцев как класса. Причем все это преподносилось как достижения белорусской экономической доктрины. Да и искреннее удивление Лукашенко по поводу того, что его обманывали, вводили заблуждение по поводу истинной картины расчетов с населением за сданную сельхозпродукцию просто смехотворно. Сам ведь хотел вернуть все и вся в советские времена, а с ними вернулось и такое явление, как приписки.

Ну да ладно об экономике, в хорошее состояние которой верят разве что авторы хвалебных пропрезидентских блокбастеров, заполонивших в последнее время все три национальных телеканала. Ведь понятно, что разнос, устроенный 10 июля в резиденции на Карла Маркса, 38 правительственным чиновникам — политическая акция. А все политические шаги Лукашенко в последнее время стоит анализировать только через призму готовящегося референдума по продлению президентских полномочий. А раз так, то может существовать несколько версий по поводу того, зачем Лукашенко уволил Новицкого именно сейчас.

Версия первая — самая банальная. Произошла очередная показательная порка чиновников в угоду электорату. Вспоминается похожий разнос, который Лукашенко устроил весной прошлого года, когда полетела голова министра здравоохранения и выговор не был объявлен разве что уборщицам. По слухам, Лукашенко впал в гнев не из-за самого по себе удручающего состояния экономики, а из-за обвала собственного рейтинга до 25-30%. Нынешний скандал может быть вызван похожими причинами. Долги перед крестьянами могут привести к тому, что серьезно посыплется сельский электорат, основа его социальной базы (и, судя по независимым опросам, последняя социальная категория, внутри которой Лукашенко все еще имеет значительную поддержку). За девять лет президент так и не придумал лучшего пиар-приема, чем выступить в роли грозного, но справедливого царя, который раздает на орехи нерадивым боярам. Но действует ли еще этот прием, и осталась ли у народа вера в доброго царя? Но, похоже, Лукашенко придется смириться с достаточно неприятным для себя фактом: белорусское общество наконец-то стало воспринимать его тем, кто он есть на самом деле — полновластным правителем страны, человеком, единолично решающим все и вся. А раз так, то именно он, а не какие-то мифические кукловоды ("мафия", "номенклатура", "бизнес" и даже "Россия") несут ответственность за положение дел в стране. И даже если сам Лукашенко не желает нести ответственность, общество все равно ее возлагает именно на него. Понимает ли сам президент, что его испытанные пиар-приемы уже малоэффективны, особого значения не имеет. Лукашенко никогда не отличался изысканностью и элегантностью в выборе средств. На изобретение чего-то посложнее, чем хозяйственное мыло, он вряд ли способен.

Версия вторая — Лукашенко использовал отставку премьера, чтобы запугать чиновников перед грядущей кампанией по продлению президентских полномочий. Понятно, что при нынешнем положении дел в стране, любого чиновника, любого директора можно отдать "под нож" на тех же самых основаниях, что и Новицкого. Шанс выжить в такой системе дает исключительно лояльность, о чем Лукашенко не преминул прозрачно намекнуть всему государственному аппарату. То есть, нынешний разнос был из числа тех, которые он устраивал аппарату перед президентскими выборами.

Версия третья — начинается реализовываться обещание, в несколько завуалированной формой данное Лукашенко насчет того, что он останется на посту, если в стране создастся ситуация нестабильности. При полном разгроме оппозиционного поля (который на наших глазах довершается разгромом структур гражданского общества и независимых средств массовой информации), нестабильную ситуацию в Беларуси может создать только сама власть. Что очень просто сделать: достаточно, например, сымитировать бунт в Палате представителей "организовать" двукратное отклонение новой кандидатуры премьера — и получайте информационную завесу для референдума в виде досрочных парламентских выборов. Кроме того, на нынешний состав Палаты можно навешать все что угодно (достаточно вспомнить, что на депутатов, по слухам, заведено несколько десятков уголовных дел), нарисовать картину "заговора бандитов" официальной пропаганде и идеологической вертикали труда не составит. Ну, а как совмещение референдума с выборами раскачивает политическую ситуацию и облегчает проведение собственно референдума, можно вспомнить по примеру 1996 года — значительная часть оппозиционных сил, которые по идее должны были противостоять референдуму, в то время были оттянуты на совершенно бессмысленные довыборы. Маловероятно, что подобный сценарий будет реализован именно сейчас, но через несколько месяцев, когда на заклание будет принесен очередной жертвенный ягненок — кто знает…

Наконец, версия четвертая — Лукашенко попросту понадобился сильный премьер, способный помочь удержать ситуацию в наступающем непростом политико–экономическом сезоне. И несмотря на то, что подобный вариант до сих пор представляется нереальным, президент может захотеть "подстраховаться" на тот случай, если вдруг карты на внешних фронтах выпадут так, что ему ни останется иного выбора, кроме как подумать о преемнике (например, если референдум не будет признан ни на Западе, ни в России, и тогда даже не избрание, а само выдвижение Лукашенко на третий срок будет использовано как повод для силовых действий). Если это так, то на роль премьера — потенциального преемника лучше всего подходят или Сидорский, или минский мэр Михаил Павлов. Первый — крепкий хозяйственник, безгранично преданный Лукашенко. Второй — неплохой управленец, аккумулировавший достаточно связей и влияния, чтобы удержать ситуацию в стране под контролем. Посмотрим, кого назначат.

Наконец, версия пятая — Лукашенко попытался добиться всех вышеперечисленных целей. А впрочем — какая разница, чего хотел добиться Лукашенко? Премьер в Беларуси как был никем, так и останется. А поэтому, рассчитывать на то, что нынешнее шоу с отставкой Геннадия Новицкого принесет ему какие-то очки, не приходится. Отстаивать власть он будет совершенно другими методами.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ