Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Ольвия-пресс,
21 июля 2003
С.Зайченко
Население ПМР как никто другой чувствует на себе пагубность односторонних мер со стороны РМ в отношении Приднестровья. Экономическая блокада, таможенная паутина, дипломатическая изоляция, информационная война – все это звенья одной цепи, сплетенной официальным Кишиневом с целью так называемыми «мирными» средствами задушить Приднестровье. Процесс этот уже длится около двух лет. В результате экономической блокады продовольственная безопасность Приднестровья и социальная защита населения Республики оказались значительно подорваны. При этом и страны-гаранты приднестровской безопасности (Россия и Украина), и посредник переговорного процесса ОБСЕ делают вид, будто бы ничего не случилось, закрывая глаза на односторонние силовые приемы президента Молдовы В.Воронина.
Но стоило только главе администрации Дубоссарского района совершенно по житейским причинам (за долги, которые уже перевалили за 20 млн. леев) ограничить подачу электроэнергии и газа в села, находящиеся под юрисдикцией Молдовы, как Кишинев немедленно возмутился «односторонними действиями» приднестровской стороны. Правда, есть сведения, что в правительстве РМ срочно пытаются изыскать средства на оплату долгов. Ведь без света и газа осталось не столько население сел и пансионаты Молдовы, сколько близкие родственники президента РМ (село Коржова – родное село президента В.Воронина). А как известно из прессы, это значительно важнее, чем проблемы населения. Для дубоссарцев неважно, по каким причинам и кто оплатит долги, главное – долг за потребленную электроэнергию и газ Молдова будет вынуждена погасить.
Достоверно известно, что служба безопасности Молдовы (СИБ) не замедлила позаботиться о том, чтобы эти довольно неприятные для официального Кишинева «односторонние действия» руководства ПМР были озвучены главой миссии ОБСЕ в Кишиневе и, главное, чтобы они были признаны ОБСЕ неправомерными. Для чего это нужно? А для того, чтобы опять же в одностороннем порядке представить международному сообществу Приднестровье эдаким «монстром», у которого якобы нет жалости не только к населению этих сел, но даже к детям, отдыхающим там в пансионатах.
Принцип не новый. В дикой природе, например, чтобы отвлечь внимание охотника от своего логова, опытный волк всегда уводит его на чужую территорию. Аналогично поступает и официальный Кишинев. Чтобы отвлечь внимание международного сообщества от своих односторонних силовых мер по блокированию экономики ПМР, руководство РМ распространило слухи об односторонних экономических мерах Тирасполя в отношении Молдовы.
К сожалению глава миссии ОБСЕ Уильям Хилл оказался то ли жертвой, то ли соучастником такого СИБовского пиара. Это подтверждает его выступление перед журналистами. На пресс-конференции 14 июля он выразил свою крайнюю «озабоченность складывающейся в последнее время ситуацией в Приднестровье». Среди факторов, которые вызвали у господина Хилла «озабоченность», было названо отключение электроэнергии и газа в селах Приднестровья (Дубоссарского района), административно подчиняющихся Кишиневу.
Невольно возникает риторический вопрос: почему так всполошился глава миссии ОБСЕ в Кишиневе господин Уильям Хилл?
Кишинев вот уже два года блокирует экономическую деятельность приднестровских предприятий, обрекая тем самым население ПМР на полуголодное существование с перспективой остаться и без света, и без газа, потому как нечем будет за них платить. К тому же более пяти лет РМ отказывается оплатить Приднестровью долг за потребленную электроэнергию Молдавской ГРЭС, который давно перевалил за $30 млн. Почему ЭТО не вызывает у господина Хилла и в целом у руководства ОБСЕ аналогичной озабоченности? Создается впечатление, что ОБСЕ либо подвержена двойным стандартам, либо защищает интересы РМ в одностороннем порядке. В таком случае справедлив вопрос: может ли международная организация, защищающая интересы только одной стороны быть объективным посредником переговорного процесса двух противоборствующих сторон?
Следующее. Ни для кого не является секретом, что июль и август – пора сбора маковых головок для производства наркотиков, и что в этот период во всем мире проводится компания «антимак». Так вот для качественного проведение такого важного мероприятия в Дубоссарский район было направлено в помощь местной администрации 8 (!) человек от республиканского МВД. Такое действие не осталось незамеченным СИБ Молдовы. Тут же была сфабрикована фальшивка, будто бы в село Коржова (зону так называемой «безопасности») Тирасполь ввел дополнительные силы приднестровского ОМОНа. При чем в эту фальшивку, скромно скажем, снова «поверил» господин Хилл: На той же пресс-конференции он заявил: «Нам не ясны причины этих действий. Мы считаем такие шаги, в особенности ввод вооруженных формирований, очень опасными действиями. ВСЕ ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ДОЛЖНЫ РЕШАТЬСЯ ЗА СТОЛОМ ПЕРЕГОВОРОВ, А НЕ ОДНОСТОРОННИМИ МЕРАМИ». И снова возникает вопрос: а почему ОБСЕ никак не прореагировала в 2002 году на попытку, под предлогом почтить память погибших за «восстановление конституционного порядка в Приднестровье», проникнуть в село Коржова более взвода вооруженных автоматическим оружием карабинеров РМ?
Ссылаясь на слова Уильяма Хилла, газета «Новости-Молдова» сообщает, что «Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе весьма обеспокоена положением, сложившимся в последнее время в Приднестровье и считает, что отключение ряда сел Дубоссарского района от энергоснабжения – не что иное, как обещанные Тирасполем контрмеры против Молдовы». Но когда Молдова с 1 сентября 2001 года обновила таможенные печати и формы сертификатов и, нарушив Московский Меморандум от 8 мая 1997 года, не передала эти образцы ПМР, замкнув тем самым кольцо экономической блокады вокруг Приднестровья, ОБСЕ «особой обеспокоенности» не высказала и как «односторонние контрмеры Кишинева против ПМР» не классифицировала.
Если принять во внимание заключения как местных, так и зарубежных политологов, ОБСЕ следует задуматься о своем престиже и авторитете. Не может и не должна столь высокая, авторитетная и уважаемая всеми европейская организация прослыть на международном уровне структурой двойных стандартов.
Это что касается Дубоссар и Дубоссарского района.
В целом логичным было бы, чтобы каждое противоправное действие Молдовы в отношении ПМР встречало адекватное противодействие. Сегодня официальный Кишинев своими односторонними действиями просто вынуждает руководство ПМР принимать адекватные меры. С 16 июля введена 100-процентная пошлина на экспортируемые товары из Республики Молдова в Приднестровье. Возможно, что экономическим агентам Молдовы эта мера не очень понравится, но они должны посочувствовать приднестровским товаропроизводителям, что значит работать в условиях экономической блокады. А что предпринять для того, чтобы торговля с Приднестровьем вновь была льготной, предприниматели Молдовы пусть решают сами – это уже их проблемы.
К сведению приднестровцев. В настоящее время всем государственным чиновникам РМ приказано замалчивать размеры убытков, которые несут бюджет Молдовы и ее экономические агенты. С какой целью это делается? А цель довольно проста: официальный Кишинев желает продемонстрировать, якобы для Молдовы даже отсутствие товарооборота с Приднестровьем никак не скажется на ее экономике.
Умолчать о размерах убытков от введения приднестровской стороной стопроцентной пошлины на молдавские товары, конечно, можно. Но тогда чем объяснить инициативу Воронина, предложившего срочно освободить приднестровские товары, поступающие в Молдову, от уплаты НДС в размере 20%? Значит, действуют ответные меры, значит, нуждается РМ в приднестровских товарах. Кстати говоря, до настоящего сообщения правительство Молдовы скрывало от общественности, что экспортируемые приднестровские товары облагались НДС в размере 20% в пользу бюджета РМ.
Есть еще один вопрос, волнующий население Приднестровья. Почему ОБСЕ беспокоит больше вывоз боеприпасов и срочный вывод российского военного контингента из ПМР, чем разрешение взаимоотношений между РМ и Приднестровьем? «Отвечая на вопросы журналистов о сроках разработки проекта новой Конституции, Хилл сказал, что несколько месяцев НЕ ИГРАЮТ ПРИНЦИПИАЛЬНОЙ РАЗНИЦЫ. ГОРАЗДО ВАЖНЕЕ ВЫПОЛНИТЬ СРОКИ ВЫВОДА ИЗ ПРИДНЕСТРОВЬЯ РОССИЙСКИХ ВОЙСК В ОГОВОРЕННЫЕ НА САМИТЕ ОБСЕ В СТАМБУЛЕ И ПОРТО СРОКИ». («moldova-azi» 14.07.03)
Если ОБСЕ считает своей главной задачей не справедливое разрешение конфликтной ситуации между Приднестровьем и Молдовой, а скорейшую ликвидацию военного присутствия Российской Федерации в Юго-Восточной Европе, то справедливо возникает ряд новых вопросов. Во-первых, может ли односторонне заинтересованный посредник, быть объективным в переговорном процессе? Во-вторых, способно ли ОБСЕ представлять на международном уровне интересы Приднестровья, если эта европейская структура действует в унисон с требованиями Республики Молдова?
Общеизвестно, что ангажированный судья отстраняется от судебного процесса. Может быть народу Приднестровья дать отвод миссии ОБСЕ и обратиться в международное сообщество с просьбой направить в зону безопасности на Днестре нового посредника?
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |