Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
"СОЮЗ. Беларусь-Россия", No 31 (131),
7 июля 2003
В процессе строительства Союзного государства немало говорится об унификации правовой базы, проблемах собственности, бюджета и т.д. А насколько совместимо наше гуманитарное пространство? Что его объединяет? Об этом доктор политических наук Елена Баранова беседует с председателем Комиссии по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Палаты представителей Национального Собрания Республики Беларусь, доктором социологических наук Игорем Котляровым.
- Игорь Васильевич, характеризуя гуманитарное пространство наших стран, можно ли говорить о его идентичности?
- У нас общие исторические корни, христианская религия, культура - все то, что составляет основу национального менталитета. Видные ученые, например, лауреат Нобелевской премии Жорес Алферов, любимые артисты, каким был недавно ушедший из жизни Владимир Мулявин, являются детьми обоих народов. Нам удается развивать научное сотрудничество - есть целый комплекс профильных программ - поддерживать взаимообмен специалистами, поскольку упрощено взаимоподтверждение научных дипломов, а вузовские вообще такого подтверждения не требуют, мы расширяем информационное поле и вместе отдыхаем, например, на традиционном "Славянском базаре".
- Но, согласитесь, последнее десятилетие реформ по-своему откорректировало и мировоззренческий строй, и образ жизни наших народов. Характер же и настроения общественной среды проявляются прежде всего в гуманитарном пространстве, не так ли?
- Свободный человек, а тем более свободные народы вправе сами определять свои мировоззренческие ориентиры. Здесь как paз не требуются унификации. Что же касается социальных характеристик, то в Беларуси, как и в России, происходит построение гражданского общества. В соответствии с белорусским законодательством действуют десятки общественных объединений, в том числе научных ассоциаций и творческих союзов, политические партии. Многоукладность экономики проявляется и в гуманитарной сфере: открыто функционируют как официальные, так и частные СМИ, в равных исходных условиях находятся гимназии и вузы как бюджетного, так и внебюджетного финансирования. Конечно, ощутимая разница есть, например, в притоке студентов, тиражах периодических изданий и т.д. Но это уже вопрос мастерства специалистов и вкусов самого населения. Как социолог, я убежден: гуманитарное пространство - важнейшая составная часть гражданского общества.
- Гражданское общество предполагает не только многообразие его субъектов, но не в меньшей мере способность их прийти к консенсусу. В Беларуси центром консолидации общественных сил становится само государство. С этим взаимосвязано и становление в республике идеологии белорусской государственности. Что вы думаете по этому поводу?
- Государство ориентировано прежде всего на поддержку гражданского общества, причем многие целевые программы касаются гуманитарной сферы. Об этом я сужу и как ученый, и как председатель парламентской комиссии. Взять общеобразовательную реформу, цель которой - развитие дифференцированного обучения с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Отпускается немало средств на компьютеризацию школ, в ближайшие годы планируется создание национально-информационного образовательного пространства. Конкурс в средние специальные учебные заведения республики ежегодно повышается. Например, на гуманитарные и экономические специальности он достигает 17 человек на место. Невольно замечаешь, как молодеют улицы больших городов с началом учебного года. Это и неудивительно, если на 10 тысяч населения Беларуси приходится 340 студентов, что сопоставимо с показателями наиболее развитых стран Европы. И еще немаловажный штрих: с середины прошлого десятилетия число белорусских аспирантов увеличилось более, чем вдвое. Одновременно речь идет о повышении уровня преподавания в вузах. Не случайно при обсуждении законопроекта о высшем образовании в нашей комиссии вносились предложения о том, чтобы основные вузовские дисциплины читались исключительно профессорами и доцентами.
Постановлением Правительства страны утвержден перечень государственных научных программ по реализации наиболее значимых экономических и социальных задач. Наукоемкость ВВП по расчетам должна составить в 2005 году 1,8 процента. Крупномасштабная программа посвящена и развитию белорусской культуры. В ее основе - впервые созданная в Беларуси специальная законодательная база. Она регламентирует взаимодействие государства и культурной среды в основных направлениях: охране историко-культурного наследия, музейной, библиотечной, гастрольно-концертной деятельности, развитии народного творчества и т.д. Продолжают действовать специальные фонды Президента по поддержке культуры и искусства и по поддержке талантливой молодежи. Только за два минувшие года за счет их средств выделены гранты для реализации творческих проектов на сумму около 2 млрд. рублей, а именными стипендиантами стали 220 человек. Составлен государственный список историко-культурных ценностей Беларуси. Здесь мы надеемся на тесное сотрудничество с ЮНЕСКО. Во всяком случае, Беларусь уже внесла свое предложение включить "Культурное пространство Восточного Полесья" в список "Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. При содействии ЮНЕСКО разрабатывается концепция создания международного культурного центра на базе двух белорусских замковых комплексов.
- Ценностные ориентиры государства базируются на основе традиционного для белорусского народа общественного мнения. Вспомним, среди героев белорусской классики были, например, гусляр, скрипач, школьный учитель... Народ никогда не гнался за "длинным рублем", превыше денег всегда ценил образование, воспитанность, культуру. Даже в период застоя социологи не отмечали среди населения резкой девальвации традиционных ценностей. А как ситуация складывается сегодня?
-"Желтое колесо", говоря словами Солженицына, не задело Беларусь и в ходе реформ. Научное, культурное, образовательное пространство страны обеспечивает нравственное здоровье, в том числе и подрастающего поколения. Вот с какими настроениями вступают в жизнь школьники Бреста. К наивысшим социальным ценностям они относят счастливую семью (67 процентов опрошенных), наличие хороших и верных друзей (59), интересную творческую работу (43), образованность, широту кругозора (36 процентов). Характерно, что лишь после названных приоритетов школьники упоминают о "наличии большого количества денег" (30 процентов опрошенных). А что более всего они ценят в своих ровесниках: надежную дружбу (70 процентов), способность "быть всегда самим собой" (49), стремление "понять другого" (36 процентов). Молодежь, как известно, всегда отражает совесть и душу народа. Что же удивительного, если народ предъявляет соответствующие требования к политикам? По результатам обобщенных нами социологических исследований, устойчивый электорат имеют те политики, которые, во-первых, наилучшим образом уже зарекомендовали себя в работе, во-вторых, накопили политический опыт и ведут здоровый образ жизни. Примерно идентичные ответы дали представители различных социальных групп, причем проживающие как в белорусской столице, так и в регионах.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |