Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Надежда Венедиктова (Минск), Александр Фадеев (Москва)
Этим летом официальные СМИ и информационные сайты республиканского руководства были полны сведениями о новых грандиозных успехах «белорусской модели экономики». И валютные доходы белорусских предприятий увеличились наполовину, и золотовалютные резервы республики растут как на дрожжах, и темпы роста ВВП небывало высоки. Белорусская дипмиссия в Москве вообще сбилась с ног, показывая хозяйственный подъем в родной стране. Вот только некоторые заголовки с ее официального сайта в Интернете: «Беларусь увеличила экспорт…», «Объем внешней торговли Беларуси за первые полгода увеличился более чем на 27%», «Введено в эксплуатацию на 16,3% жилья больше по сравнению с прошлым годом», «объем валютной выручки предприятий «Белнефтехима» увеличился за первое полугодие на 50,7%» и т.п.
Что же на самом деле происходит сегодня в экономике Белоруссии? Лучше ли действительно стало жить население республики? Да, в Белоруссии ежемесячно индексируются зарплаты и денежные пособия, стипендии и пенсии, но уровень инфляции и рост цен на товары и услуги даже по официальным заявлениям съедают значительную часть зарплат и пенсий, сводят на нет прибавки, которые делались к ним. Хотя при этом власть делает оговорку на то, что повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги и транспорт, а также повышение цен зачастую вызвано бесхозяйственностью и ростом необоснованных затрат.
Из только этого уже можно сделать вывод, что в целом вместо повышения эффективности экономики мы наблюдаем ее затратность.
Правительством, например, ставилась задача: снизить затраты в промышленности на 20%, а в сельском хозяйстве на 30%. В итоге не выполнены эти задачи, как не выполнена и половина важнейших параметров социально-экономического развития белорусского общества. Не обеспечен уровень производства промышленной и сельскохозяйственной продукции, а это значит, что объемы производства не растут. Низкими остаются инвестиции в основной капитал, высока материалоемкость и энергоемкость валового внутреннего продукта.
По итогам последнего года более трети предприятий в Белоруссии являются убыточными. В некоторых областях их количество достигает половины. Свыше 60% предприятий имеют просроченную кредиторскую задолженность. В сфере финансовых расчетов высока доля не денежных, а бартерных отношений. Около 70% среднемесячного объема производства находится в запасах готовой продукции на складах. Это свидетельствует и о том, что очень низок уровень рентабельности реализованной продукции. Кстати, этот параметр введен в основные экономические показатели недавно по настоянию белорусской научно-промышленной ассоциации. К сожалению, тенденция такова: количественные показатели растут, а качественные падают.
Из 16 основных запланированных экономических показателей с начала этого года выполнено только 10. Задание по внутреннему валовому продукту, если верить официальной статистике, (ВВП) выполнено на 105,1% вместо 105,5%. При задании 106,1% объем производства промышленной продукции составил 104,1%. Объем производства сельскохозяйственной продукции при задании 106,5% выполнен на 98,5%. Убытки в народном хозяйстве составили 26,1 миллиарда рублей. Задолженность по платежам в бюджет составила 183,3 миллиарда рублей, хотя надо отметить, что с начала этого года она снизилась на более чем 16%.
Экономисты полагают, что в структуре инвестиций доля иностранных инвесторов могла бы возрасти, но она упала почти на единицу. Чтобы привлечь инвестиции, необходимо улучшать инвестиционный климат. Именно для этого в прошлом году был создан консультативный совет при совете министров Республики Беларусь и осуществлялся прямой диалог с иностранным инвестором. Пока реальных достижений у него нет.
Лишь 70-80% продукции составляет внешний товарооборот. Еще осенью прошлого года белорусское правительство сделало для себя открытие, что эффективность экономики снижается. В связи с этим белорусская научно-промышленная ассоциация, как отметил ее директор по экономике и финансам Ю.Я. Шмоненко, вышла с предложениями увеличить качественные показатели, а не количественные, снизить энергоемкость внутреннего валового продукта. До сих пор вместо снижения наблюдается ее рост. Главным должен быть не вал, а прибыль отмечают ученые-экономисты. При этом производительность труда должна превышать рост реальных доходов населения.
Если взять уровень доходов населения по зарплате, то параметры, поставленные правительством, постоянно не выполняются. Планировалось, что в конце прошлого года средний уровень зарплаты составит 120-125 долларов (для бюджетной сферы 110 долларов). Реально он составляет сейчас не более 100 долларов. Если за год денежные доходы населения выросли в 1,6 раза, то цены на платные услуги увеличились в 2 раза, жилищно-коммунальные услуги почти в 3 раза, а медицинские - на 70%. Значительно выросли цены на потребительские товары. Можно ли утверждать при этом, что доходы населения растут? Сохраняется и задолженность по заработной плате.
Но правительство по прежнему делает ставку на административный ресурс и надеется на скорую отдачу от новых декларированных им «прорывных» технологий и от некой модернизации хозяйственного комплекса республики «сверху». Ничего практически не делается для создания адекватного рыночным экономическим системам правового поля, принятию соответствующей нормативной базы, утверждению надежной защиты для свободных предпринимателей. Самой острой проблемой остается бюджетная дисбалансированность, поскольку сохраняется порочная практика кредитования Национальным банком Беларуси правительства с целью выполнения бюджетных программ. Нет и намека на комплексную антиинфляционную политику, которая бы сочетала применение монетарных и административных методов.
В августе президент Белоруссии Александр Лукашенко отправил в отставку ряд высокопоставленных чиновников республики за регулярное искажение в сторону повышения реальных макроэкономических показателей. Как представляется, и за последними обнародованными в республике цифрами экономических достижений стоит явное стремление выдать желаемое за действительное. Иначе совершенно невозможно понять почему республика годами хронически не может рассчитаться с Россией за поставленный ей по льготным ценам природный газ. Не смогла погасить долги и в первом полугодии 2003 г., невзирая на жесткое указание главы РБ.
Белоруссия sub specie aeternitatis является транзитным пространством, воротами в Европу для России. Все это объективно должно способствовать успешному построению единого транспортного пространства между двумя странами. Российское правительство, осознавая важность связей с Евросоюзом, а также следуя союзническим обязательствам по отношению к Белоруссии, распространило еще с мая 2002 г. систему внутрироссийских железнодорожных тарифов на территорию республики. В ответ Белоруссия не только не пошла на отмену обременительной для российских автоперевозчиков практики таможенных сборов и принудительного платного конвоирования транзитных грузов на территории республики, но и еще более активизировала агрессивный экспорт своих транспортных услуг на российском рынке.
Весьма многообещающей могла бы стать взаимовыгодная деятельность России и Белоруссии в рамках ОПК и в сфере авиакосмической техники. История многолетнего сотрудничества белорусских и российских специалистов-оборонщиков свидетельствует об явных успехах совместных разработок на рынках вооружений и специальной военной техники. Однако белорусская сторона масштабные программы модернизации своей бронетанковой техники предпочла осуществлять не с Россией, а с Францией и Словакией. Американский концерн «Боинг», который президент РБ Александр Лукашенко уже поспешил назвать другом Белоруссии, скорее всего будет добиваться от правительства республики заключения соглашения по модернизации парка белорусской авиационной техники, включая боевую. Подобную программу модернизации(на сумму 1,3 млрд. долл.) "Боинг" уже успел обкатать в Чехии. В ходе ее, напомним, под жесткий контроль «Боинга» сразу попал чешский авиаконцерн «Аэро-Водоходы». По логике авиаремонтным предприятиям Белоруссии уготована такая же участь.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |