Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Александр Фадеев
Компания «Балтика»(С.-Петербург) окончательно отстранена от акционирования и участия в проекте технологической модернизации пивоваренного завода “Криница”, в которое уже успело вложить более 10 млн. долларов и завезти туда современное технологическое оборудование. Это стало ясно после того, как Совет директоров Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) принял решение о предоставлении белорусскому «Приорбанку» синдицированного кредита в объеме 30 млн. долларов США. Сразу после получения известия об этом правление «Приорбанка» в первой декаде августа, выполняя директиву президента РБ Александра Лукашенко по вытеснению россиян с белорусского рынка пива и развитию отечественного пивоварения, приступило к реализации программы реконструкции пивоваренного завода (ОАО) «Криница». В недавнем интервью российскому телеканалу НТВ белорусский президент гордо заявил: раз у вас(руководства «Балтики») не хватает денег и условия не устраивают, тогда мы сами реконструируем «Криницу», без «Балтики» обойдемся. Конечно, можно подумать, что глава республики(не пьющий, кстати, пива) горой встал за отечественных банкиров и производителей. Но интрига данной истории с «Балтикой» как раз и состоит в том, что «Приорбанк» с недавнего времени принадлежит австрийцам, иначе бы ЕБРР единогласное(!) решение о кредите в 30 млн.долл. 29 июля просто не принял.
В августе произошло и другое знаковое событие. Неудачей закончились очередные переговоры руководства российского «Газпрома» с правительством Белоруссии об акционировании «Белтрансгаза». Белорусская сторона продолжала настаивать на цене за «Белтрансгаз» в 5 млрд. долларов США и сопутствующих инвестиций в объеме 1,7 млрд.долл. По мнению заместителя председателя «Газпрома» Александра Рязанова реальная стоимость белорусской компании гораздо ниже – порядка 500-600 млн. долл. Столь неконструктивная позиция Минска в итоге привела к ужесточению позиции «Газпрома» в плане дальнейшего сотрудничества с республикой. Так, например, было решительно отклонено предложение белорусского правительства об увеличении экспортных поставок российского газа через территорию Белоруссии; отказано и в увеличении объема экспортируемого в республику газа сверх 10,3 млрд.куб.м в год по льготным ценам (правительство РБ предлагало «Газпрому» увеличить данную квоту до 33 млрд.кубов).
Что касается Белоруссии, то ее руководство поспешило договориться о кредите с Ливией, чтобы выплатить накопившиеся долги перед «Газпромом» за уже поставленный в республику российский газ. Почему именно с Ливией? Секрета тут большого нет, Белоруссия с самого момента своего самостоятельного плавания в мировой хозяйственной системе постоянно живет в долг, что называется «перехватывая» за рубежом то у одной финансовой структуры, то у другой. Этому способствует и то обстоятельство, что при существующей в республике централизованной экономической модели в Белоруссии нет никаких правовых и административных ограничений и лимитов на наращивание внешнего государственного долга, а арабскому вектору(точнее богатым арабским странам) отводится одно из главных мест во внешнеэкономической политике РБ.
Ливийская Арабская Джамахирия же является крупнейшей страной нетто-экспортером капитала, которая, имея порядка 7 млрд. долл. золотовалютных резервов и огромные доходы от продажи собственной нефти, специализируется на экспорте государственного капитала в виде кредитов и займов. Кроме того, существует и другой важный момент, связанный с государственной идеологией и поведенческим символизмом высшей белорусской бюрократии. В Ливии нет конституции, парламента, политических партий, свободных СМИ, а есть одно прямое «народоправство» в лице диктатора М.Каддафи. Джамахирия успешно строит исламский социализм исключительно по канонам «Зеленой книги» того же «народного» лидера Каддафи, в которой отрицаются на корню всякие там демократические штучки. Все это настолько близко и симпатично нынешней белорусской правящей элите, что подтолкнуло ее на создание в пожарнном порядке государственной идеологии, базирующейся на теоретических посылах президента А.Лукашенко. Да, и книга («Красно-зеленая»?) в виде единого и обязательного к изучению учебника по госидеологии вот-вот увидит свет.
Кредит в 120 млн. евро намерен предоставить Белоруссии под гарантии правительства РБ Ливийский арабский внешний банк. Соглашение, естественно, уже одобрено на высшем уровне и должно быть подписано в ближайшее время. Кредит является льготным и будет предоставлен белорусской стороне сроком на пять лет под 3,5% годовых. Ливийский банк переведет сразу всю сумму, предназначенную для финансирования государственных расходов заемщика. При этом ливийская сторона предоставляет отсрочку погашения основного долга на один год. Кредит направляется на погашение задолженности Белоруссии перед российским «Газпромом»(по оценке А.Лукашенко - 123 млн. долларов США), образовавшейся на 1 января 2003 г. за ранее поставленный республике природный газ из России.
Все это косвенно свидетельствует о том, что «Газпрому» с Минском по проблеме акционирования «Белтрансгаза» заключить соглашение в ближайшей перспективе не удастся. Выяснилось, что «Газпрому» с союзной Белоруссией, которой на протяжении ряда лет предоставлялись невиданные льготы при оплате импорта природного газа из России и прощались миллиардные долги, вести переговоры труднее, чем с безнадежно больными русофобией чехами по приватизации их “Transgaza”. По большому счету российское руководство утрачивает и мощный рычаг воздействия на Минск, в качестве которого выступали ранее как долги республики за поставки российского газа, так и заинтересованность белорусской стороны в больших объемах импорта газа из РФ по внутрироссийским ценам. Получив долгожданный финансовый допинг, президентская администрация и правительство РБ, как представляется, почувствовали себя увереннее, что отразится в ближайшее время на позиции по отношению к Кремлю, которая станет более жесткой и независимой.
Нельзя совершенно исключать, что президент РБ Александр Лукашенко занят сейчас выбором альтернативных России внешнеэкономических и внешнеполитических ориентиров. Министру иностранных дел республики Сергею Мартынову, по крайней мере, поставлены новые задачи. Главная среди них - выработать взаимоприемлемые подходы к улучшению отношений с США. Да и Вашингтон подает сигналы, – неугодного Лукашенко американского посла в Минске отозвал, гуманитарную помощь на 3,5 млн. долларов прислал. В Белоруссии сегодня создано более 360 совместных с североамериканскими бизнесменами предприятий и предприятий с полным американским капиталом. Сегодня идет проработка реализации межрегиональных связей, инвестиционных программ между отдельными регионами США и областями Белоруссии. Торгово-экономическое сотрудничество США и Белоруссии, по словам посла РБ в Вашингтоне М.Хвостова, развивается благоприятно, у белорусских производителей появились надежные партнеры в США.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |