Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Белоруские новости,
1 июля 2003
Кирилл Позняк
С видами на грядущие избирательные кампании (гипотетический референдум о «третьем сроке, парламентские выборы 2004 года и президентские 2006-го) оппозиция вновь заговорила одновременно сплочении и расширении своих рядов. И даже начала кое-что в этом плане предпринимать.
Лидеры пяти политических оппозиционных партий — Объединенной гражданской партии, Белорусской социал-демократической грамады, Белорусской партии труда, Партии Белорусского народного фронта, Партии коммунистов Белорусской — и депутатская группа "Республика" Палаты представителей подписали соглашение о координации действий. Они будут проводить совместные акции для демократизации Избирательного кодекса, противодействовать намерениям Лукашенко продлить свои президентские полномочия, координировать работу во время избирательных кампаний. Сотрудничество видится взаимовыгодным для обеих сторон: депутатские полномочия членов "Республики" пригодятся партийцам в борьбе с административным ресурсом, а парламентариям будет весьма кстати потенциал партийных структур и экспертов. Например, "республиканцам" явно ко времени помощь партий в сборе подписей за изменения в избирательном законодательстве. Похоже, что пока эта акция проходит не очень удачно. Да и на следующих выборах в Палату представителей агитационная поддержка партий еще как понадобится!
Впервые за многие годы разговоров о необходимости создания широкой демократической коалиции этот процесс вышел за рамки традиционного партийного формата. "Это очень значительный и серьезный вклад в общую тенденцию объединения демократических сил", — считает председатель ОГП Анатолий Лебедько. Конечно, это очень важная демонстрация того, что оппозиция старается излечиться от своей старой болезни, которая многим кажется просто хронической, — неумения, а может быть даже и нежелания договариваться и объединяться. Такой прорыв в имидже белорусской оппозиции должен в первую очередь придать оптимизма ее сторонникам внутри Беларуси и тем, кто ратует за перемены в нашей стране за рубежом.
Но вот как это скажется на потенциале оппозиции? Перед президентскими выборами 2001 года оптимизма у противников теперешней власти тоже было предостаточно. И тогда была сделана попытка консолидации всех демократических сил, однако получилось как-то натужно и спешно, искусственно и некачественно, что в конце концов закончилось "элегантной победой" Александра Лукашенко.
В соглашении пяти оппозиционных партий и "Республики" говорится, что оно является открытым для всех партий, которые разделяют их позиции и к которым есть доверие. Выходит, что коалиция может получиться не очень-то и широкой. Хотя, конечно, главное — не количество, а качество. Но где гарантия, что в отборе достойных не будут доминировать субъективные политические критерии?
Например, перечисленные партии не хотят иметь никаких дел с женской партией "Надзея" после того, как ее вместо Валентины Полевиковой возглавила Валентина Матусевич. А это может помешать активному участию в коалиции одной из самых крупных и мобильных оппозиционных партий — Белорусской социал-демократической партии (Народная грамада) Николая Статкевича, которая тесно сотрудничает с обновленной "Надзеяй".
А "Хартия’97" и блок "Свободная Беларусь", костяком которого являются хартийцы, вообще критически отнеслись к данному соглашению партий и парламентариев. Один из лидеров обеих структур, бывший заместитель министра иностранных дел Беларуси Андрей Санников заявил, что "реальное объединение крайне необходимо белорусским демократам. Однако соглашение увело совсем в другую сторону, создало опасный прецедент явной "сдачи позиций". Санников считает, что, подписав соглашение с группой "Республика", действующее до окончания полномочий нынешнего состава Палаты представителей, оппозиционные партии тем самым признали ее легитимность, чем "значительно ослабили позиции демократических сил Беларуси".
Кроме того, по мнению представителя "Хартии", "партии в точности повторяют сценарий "широкой коалиции" 2001 года, когда партии по весу сами себя приравнивают к отдельным политикам, к тому же из созданных властями органов". Видимо, имеется в виду, что из генерала Фролова могут сделать нового Гончарика. По мнению Санникова, тогда, в 2001 году, действовали принципы "кто в лес, кто по дрова" и "никто ни за что не отвечает".
Но вместе с тем, противореча себе самому, он предлагает сделать коалицию еще более размытой. Санников критикует соглашение, в котором один из пунктов касается составления списков на парламентские выборы 2004 года, за то, что оно открыто только для других политических партий: "А что делать с беспартийными кандидатами, зарекомендовавшими себя как последовательные демократы и имеющими больше шансов на избрание, чем некоторые партийные функционеры?". Видимо, имеется в виду, что места в этом списке должны быть найдены и для активистов блока "Свободная Беларусь".
Как видим, слова о необходимости объединения оппозиционеры говорят правильные, но когда дело доходит до конкретных дел — того же общего списка демократических кандидатов, начинается рецидив известной болезни белорусской оппозиции — междоусобицы. А ведь до выборов в парламент еще целый год! Не начнется ли открытое столкновение лбами, когда парламентская избирательная кампания возьмет официальный старт?
О сотрудничестве Республики Беларусь с Москвой
Москва является главным торгово-экономическим партнером Республики Беларусь среди российских регионов. На ее долю приходится 36,3 процента всего товарооборота Беларуси с Россией и 42,3 процента белорусского экспорта в Российскую Федерацию. Москва устойчиво занимает в торговле республики с российскими регионами первое место по товарообороту и экспорту, второе – по импорту.
Динамика внешней торговли Республики Беларусь с г. Москвой млн. долларов США
Периоды |
Т/оборот |
Экспорт |
Импорт |
Сальдо |
2001 |
3265,2 |
1692,8 |
1572,4 |
120,4 |
2002 |
3649,5 |
1712 |
1937,5 |
– 225,5 |
январь–июнь 2002 |
1600,9 |
770,4 |
830,4 |
– 60 |
январь–июнь 2003 |
2054,5 |
908,6 |
1145,9 |
– 237,3 |
январь–июнь 2003 в % к январю–июню 2002 |
128,3 |
117,9 |
138 |
В первом полугодии 2003 года товарооборот Беларуси с Москвой составил 2054,5 млн. долларов США и увеличился по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 28,3 процента, экспорт – 908,6 млн. долларов США (вырос на 17,9 процента), импорт – 1145,9 (возрос на 38 процента), отрицательное сальдо – 237,3 млн. долларов США.
Основу белорусского экспорта в г. Москву в январе–июне 2003 года составили поставки средств наземного транспорта, кроме железнодорожного (129,4 млн. долларов США), в том числе тракторов (46,5) и грузовых автомобилей (36,6), оборудования и механических устройств (103), в том числе холодильников и морозильников (22,2), электрических машин и оборудования (61,9), молочной продукции, яиц птиц (48,6), полимерных материалов, пластмасс и изделий из них (38,2), черных металлов (28,5), изделий из черных металлов (28,4), мяса и мясных субпродуктов (26,9), мебели (24,4 млн. долларов США).
Рост экспорта из Республики Беларусь в г. Москву в январе–июне 2003 года по сравнению с аналогичным периодом 2002 года обусловлен, главным образом, увеличением поставок средств наземного транспорта, кроме железнодорожного (на 25,7 млн. долларов или на 24,8 процента), черных металлов (на 19,6 млн. долларов или в 3,2 раза), оборудования и механических устройств (на 14,1 млн. долларов или на 15,9 процента), молочной продукции, яиц птиц (на 13,3 млн. долларов или на 37,8 процента), парфюмерных, косметических и туалетных средств (на 9,6 млн. долларов или в 2,6 раза), алюминия и изделий из него (на 9,3 млн. долларов или в 2,4 раза).
Одновременно снизился объемы экспорта электрических машин и оборудования, в том числе телевизоров на 12,9 млн. долларов или в 2,7 раза, двигателей внутреннего сгорания – на 36,2 процента, химических волокон – на 22,3 процента, бумаги и картона – на 18,2 процента, полимерных материалов, пластмасс и изделий из них – на 10,8 процента.
Основу белорусского импорта из г. Москвы в первом полугодии 2003 года составили поставки черных металлов (127,1 млн. долларов), оборудования и механических устройств (105,4), электрических машин и оборудования (101,5), полимерных материалов, пластмасс и изделий из них (78,7), топлива минерального, нефти и продуктов их перегонки (69,6), изделий из черных металлов (57,9), средств наземного транспорта, кроме железнодорожного (42), бумаги и картона (38,5 млн. долларов).
Увеличение импорта из г. Москвы в Республику Беларусь в январе–июне 2003 года по сравнению с соответствующим периодом 2002 года обусловлено ростом поставок черных металлов (на 41,8 млн. долларов или на 48,9 процента), оборудования и механических устройств (на 40,4 млн. долларов или на 62,2 процента), электрических машин и оборудования (на 36,3 млн. долларов или на 55,6 процента), топлива минерального, нефти и продуктов их перегонки (на 32,5 млн. долларов или на 87,7 процента), полимерных материалов, пластмасс и изделий из них (на 23 млн. долларов или на 41,4 процента), изделий из черных металлов (на 20,4 млн. долларов или на 54,3 процента), продуктов переработки овощей, плодов (на 10,1 млн. долларов или в 2,6 раза), алюминия и изделий из него (на 9,5 млн. долларов или на 50,2 процента), бумаги и картона (на 9,5 млн. долларов или на 32,8 процента), инструментов и аппаратов оптических (на 9,2 млн. долларов или на 73,5 процента).
Установлены и стабильно углубляются прямые договорные связи между всеми областями Беларуси и соответствующими административными округами г. Москвы. На заседании Президиума Совета Министров Республики Беларусь 14 мая 2003 года с участием мэра Москвы Лужкова Ю.М. и членов правительства Москвы утвержден План основных мероприятий по развитию сотрудничества Республики Беларусь и г. Москвы в 2003 году. Реализация мероприятий, предусмотренных указанным Планом, позволит увеличить в текущем году объем белорусского экспорта в столицу России не менее чем на 20 процентов к уровню 2002 года.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |