Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
www.nmn.by,
20 августа 2003
А. Суздальцев
Белорусская жизнь убеждает – на все случаи не напасешься никаких идеологов. Белорусский президент эти неприятности предвидел и заявил 13 августа: основную нагрузку (идеологическую) должен нести руководитель предприятия.
Это, конечно правильно. Глава белорусского государства высказал твердую убежденность, что в идеологической работе необходимо идти от жизни . Что мы и делаем, так как понимаем, что отныне обыденная и, что греха таить, серая жизнь белорусского обывателя должна быть расцвечена активной работой дивизии штатных белорусских идеологов и косящих под них руководителей.
Очередное возвращение из исторического небытия комиссаров политруков должно радовать благодарный народ, так как является своеобразным индикатором, что Родина слышит, Родина знает о неуклонном снижении доверия к властям страны. Заняться в этих условиях рыночными преобразованиями, открыть страну для нормального инвестирования дело сложное и политически опасное. Проще создать сеть идеологической промывки мозгов.
Несмотря на то, что уже в появившихся в белорусских ведомствах методологиях по промыванию можно найти и такие перлы идеологической мысли: у белорусов ярко проявляются качества толерантности, терпения, дисциплинированности, коллективизма, взаимопомощь и сердечность (цитирую по документу для служебного пользования Концептуальные основы идейно-воспитательной работы с детьми, учащейся и студенческой молодежью - www.nmn.by, 15.08.03), что косвенно подтверждает мысль о том, что граждане соседних государств исключительно вурдалаки и упыри, у которых вышеназванные выдающиеся качества проявляются не очень ярко или вообще отсутствуют. Идеологическому Рэмбо реальная жизнь толерантного и терпеливого народа вряд ли позволит расслабиться.
Пока идеологи не получат в свои руки карательных функций, а этот процесс не за горами..
А какой непочатый край работы для идеологов на самых современных в СНГ предприятиях, каждое второе из которых является реальным банкротом. В то время, как дирекция занята выбиванием очередного «зарплатного» кредита, идеологи должны были бы ходить по цехам и разъяснять преимущества белорусской экономической модели перед загнивающими капиталистическими антинародными клонами, угнездившимися у соседей.
Особый простор для идеологической работы ждет политруков в сфере малого предпринимательства. Появление идеолога в толпе лавочников и ларечников, многие из которых волевым решением минских городничих были лишены своих не раз вперед оплаченных мест работы, может оказаться сродни работе миссионера среди кровожадных язычников каннибалов. Глядишь, со временем, некоторых из этих съеденных комиссаров могут быть причислить к лику святых , пострадавших за белорусскую национальную идею.
Белоруссию ждет методологический расцвет. Так и видишь на полках возрождаемых красных уголков под портретом первого белорусского президента брошюрки с многообещающими названиями «Методология внедрения понятий о белорусской государственности в сознание бомжей» или «Использование идейных основ белорусской модели развития в работе бухгалтерии». Не плохо было бы дополнить такую полезную во всех отношениях библиографию тематическими сборниками цитат А. Лукашенко или «А. Лукашенко - последняя надежда россиян, изнывающих под игом олигархов и Кремля».
Нет никаких сомнений в том, что скоро подобные издания пойдут в тираж.
Это настоящая революция. До сих пор, в течение последних девяти лет, власть предъявляла претензии в основном на имущественные и гражданские права белорусских граждан всячески охраняла их от капиталистического рынка и приватизации, отстраняла от реального права отдать свой голос за настоящее и будущее, боролась за равенство в нищете. Сейчас ей уже мало народных денег и надежд. Власть ломится в белорусский дом за душой его обитателей, Она решила, что исходя от кошмара стабильной жизни, пришло время принести ей в жертву человеческое сознание. С целью роста народного благосостояния и авторитета молодого белорусского государства, народ поголовно обязан стать зомби. Так необходимо для государства и так желает президент. И это правильно, так как надо хлеб убирать сейчас (А. Лукашенко), а не умничать и рассуждать на темы прав, свобод и коммунальных платежей. Вот такая идеология от жизни.
Но все-таки, есть у белорусов национальная идеология или нет? Методики уже успели наплодить, но где же то самое заветное, вооружив которым народ, можно не пять миллионов тонн зерна собрать, а все десять при том же объеме выпитой солярки. Ведь было поручение президента еще в 2002 году, а в марте текущего года продублировано, - шустро разработать национальную идею.
Однако за последние пять месяцев, если проанализировать бесконечные идеологические пропагандистские кампании, которые волной за волной буквально изливаются из государственных СМИ, то быстро придешь к выводу, что вся белорусская национальная идея сводится всего к двум тезисам: президент всегда прав и Россия - исчадие ада . Чтобы в этом убедиться не нужно применение какого-либо сложного идеологического инструментария, а достаточно посмотреть вечернюю Панораму и полистать страницы цветных и сказочно дешевых газет европейского уровня, набитых письмами читателей-ветеранов конвойных войск.
Но в славный и критически важный для власти 2003 год пенсионеры-патриоты вряд ей помогут. Вот почему президент, глубоко обеспокоенный тем, что мозги подданных до сих пор замусорены всяким хламом, который без сомнений отвлекает народ от поголовной сдачи молока и скотины на молокозаводы и мясокомбинаты, организовал совещание. Тема мероприятия «Система и технология идеологической работы в стране в современных условиях» - собрала высших чиновников страны, руководителей государственных СМИ и разного рода лиц, претендующих на почитание их научных заслуг.
Спектакль для электората в целом удался. Периодически президент поднимал одного из свитских, требуя идей и новаций, одновременно предостерегая от словоблудия . Это не помогало, народ все больше блудил, а не говорил то, что от него ждал глава государства.
Наблюдать за белорусским правительственным вариантом «Поля чудес» было исключительно занятно. Над головой президента незримо висело Слово из некоторого количества букв, который поднятый должен был угадать. Так и слышалось: Крути барабан. 100 очков. Буква. Чиновник брякал: Штатные идеологи!. Неправильно , - хмыкал ведущий в усы и поднимал следующего. Это было прекрасно, но ощущались некоторые недоработки. Поднимаемые из кресел, в соответствии с традициями знаменитого телевизионного шоу, должны были преподносить ведущему всякие дары - мешки с белорусским зерном и картошкой, снопы льна, туркменские халаты и ковры, кубинский ром и северокорейский соевый соус, но, судя по всему, пожадничали. Ничего, в следующий раз исправят.
Однако картинку испортил академик - господин Мясникович (Президент АН РБ), что косвенно подтверждает мысль об опасности заносов при рокировке кадров. Жил-был себе чиновник, искривлялся в полном соответствии с линией партии и правительства, а как оброс научными степенями и возглавил академическое ранчо , так решил, что имеет право умные вещи озвучивать. Опасное заблуждение, так как умный в нашей гордой и свободной стране только один человек. А Михаил Владимирович взял и заявил, что может быть, это звучит и старомодно, банально, - должна быть идеологическая платформа. То есть материал, с которым должна работать оргструктура. На лицо Александра Григорьевича при этом упала тень.
Браво, профессор Мясникович! Если когда-нибудь в академиях государственной службы будет введен курс «Борьба за выживание в джунглях государственного аппарата», то кадры с этим моментом должны быть использованы в качестве учебного пособия. Вот так, в духе фразы мальчика из бессмертной сказки Г.Х. Андерсена, можно просто и незатейливо продемонстрировать всей стране, что король то голый! Отличный и неотразимый номенклатурный удар. Есть чему поучиться молодому поколению.
Интрига была еще в том, что король и сам прекрасно понимал, что он идеологически голый. Он и сам понимает, что тот коктейль идейной компиляции, который после известного мартовского идеологического шабаша ему соорудили придворные толкователи царских снов, не тянет даже на курсовую работу студента философского факультета. Вот он почти инстинктивно и кидался к своим портным с надеждой, что они вот тут сразу и сочинят ему одежонку из кусочков марксизма, национал-социализма, псевдолиберализма и шаманства народов Севера. Даже к господину Латыпову (главе собственной администрации) обратился, который, как всегда перевел все в шутку: «если мы не дойдем до предприятия, до человека, все это будет впустую». С чем дойти то до этого загадочного человека? Неизвестно.
Нельзя забывать, что А. Лукашенко внес немалый вклад в построение белорусской идеологической избушки на курьих ножках. Ведь помимо того, что он действительно построил современное белорусское государство в классическом феодальной формате, он умудрился на международной арене соединить свой мятежный образ и Республику Беларусь в одно целое, а на внутренней политической арене сформулировать некую святую троицу - Государство, Народ, Президент. Для создания мутанта идеологии и религии не хватает самой малости чуда!
Вот Александр Григорьевич и искал чудо среди своих апостолов. Однако соратники оказались не на высоте, они все больше на макушку ведущего посматривали: засиял нимб или еще рано в ножки валиться.
Белорусский народ в этом мессианском походе рискует окончательно уйти за горизонт истории. Иначе говоря, может оказаться не достойным своего президента. Без сомнений, Александр Григорьевич нуждается в помощи для создании идеологического допинга. Ведь до сих пор так и не написана белорусская Малая земля или Новая Библия для белоруса, что говорит о том, что даже в недрах такого идейно-политического и организационного монстра, как администрация президента РБ, не оказалось группы идеологических мастеровых.
Проще всего с национальной идеей. Некоторые умные головы уже успели сформулировать идеологическую ось: Родина-интеллект-благосостояние.
Белорусский президент неплохо знает свой народ. Во всяком случае, иногда возникает уверенность, что он разбирается в психологии белорусов гораздо лучше, чем оппозиция. Александр Григорьевич чувствует, что до сих пор огромная масса населения республики не считает своим национальным гнездом кусок земли в 300-350 км вокруг столицы, что белорусы не против взять на себя мессианские, почти имперские функции, что немалая часть коренных белорусов вполне срослись с имперской идеей и построение в их небольшой и бедной стране пародии на СССР вызывает у них полное одобрение. Белорусский пример - далеко не первый в истории случай, когда осколок империи пытается подхватить с земли имперского орла. Это потом приходит понимание, что империи неповторимы, но соблазн велик, так как имперская идея хороший ускоритель для созревания нации и государства.
Не беда, что для такой сверхидеи не хватает буквально всего. Белорусский президент достиг своего поста, так же ничего не имея за душой. Как настоящий язычник- шаман, он уверен в своих почти мистических способностях решить любую проблему силой собственного характера, а если характера не хватит, то просто грубой силой. Отсюда и невероятный фанатизм в отстаивании своей точки зрения, самоуверенность, восприятие своего господства над миллионами, как естественное право, принадлежащее только ему. Он преисполнен всем этими и считает, что народ сам, при помощи собственной интуиции должен выбрать его на роль не очередного президента, а Пророка, который определяет жизнь людей на тысячелетия.
Для этого он всеми силами вбивает в головы белорусов, что для него нет ничего недостижимого, что он может позволить себе стравливать супердержавы, гонять огромные корпорации, карать и миловать кого угодно. Он сам себя превращает в почти мистическую личность, вызывающую ужас и трепет. И он немало в этом преуспел.
Вот он и ждал 13 августа, что кто-то из его соратников заявит: Основа нашей национальной идеи, фундамент белорусской государственной идеологии Александр Григорьевич Лукашенко. Такие понятия, как Беларусь, белорусский народ и личность его президента полностью совпадают. Отрицание А. Лукашенко равнозначно отрицанию самого белорусского государства и белорусского народа . Вот это и есть настоящая идеология от жизни , так как давно вся жизнь рядового белоруса вертится вокруг проблемы - с какой ноги нынче встал президент страны?
Для примера обратимся к еще одному батьке - официально признанному Отцу всех туркмен. Он в своей библии для народа - Рухнамы , вполне определенно заявляет, что чем сложнее время, тем острее потребность видеть издалека и далеко вперед, поскольку народу необходимы долгосрочные духовные ориентиры. Должна существовать доктрина, на которой бы базировалась общественная жизнь государства. Доктрина, которая вытекает из самой сути жизни народа, особенностей его судьбы и истории.
Мы уже знаем, что вытекло из самой сути жизни туркменского народа пожизненное президентство господина Ниязова.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |