Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Об экономических связях между Молдавией и российскими регионами

Геннадий Коненко

В последние годы Молдавия в контексте расширения торгово-экономического сотрудничества с Россией стала уделять повышенное внимание развитию связей с российскими регионами.

Эта линия, имеющая целью освоение в Российской Федерации новых рынков сбыта молдавской продукции, прежде всего, сельского хозяйства, а также пищевой и перерабатывающей промышленности, проводилась и прежними правительствами Республики Молдова, однако после прихода к власти коммунистов она становится весьма важной составляющей внешнеэкономической стратегии страны в целом.

Сотрудничество РМ за годы независимости с западными странами и, тем более, с ближайшими соседями по Юго-Восточной Европе - Румынией, Венгрией, Болгарией и др. лишний раз подтверждает, что надежды Кишинева на сколько-нибудь существенное увеличение молдавского экспорта в эти страны не сбылись и остаются призрачными.

Многие соседи имеют с Молдавией примерно одинаковую номенклатуру товаров сельскохозяйственного производства, а Запад, кроме незначительных закупок отдельных сортов высококачественных молдавских вин, другими товарами не интересуется.

Поэтому Россия с ее необъятным рынком остается для Молдовы фактически единственным надежным и постоянным источником валютных доходов, так необходимых для укрепления финансового положения страны.

На сегодняшний день Москва и Московская область являются ведущими импортерами молдавской продукции, но, как полагают в руководстве РМ, именно остальные регионы России в совокупности могут стать для Молдовы тем потенциальным рынком, который способен будет поглотить основную массу молдавских продовольственных и пищевых товаров.

Вот почему молдаване были весьма удовлетворены включением в проект базового политического договора, подписанного в ноябре 2001 года, положения (ст.10) об оказании сторонами содействия "установлению и поддержанию контактов между субъектами Российской Федерации и административно-территориальными образованиями Республики Молдова" в различных областях.

Хотелось бы в связи с этим отметить, что, соглашаясь на эту формулировку, российские переговорщики не усмотрели в ней юридической уловки молдавской стороны, направленной на устранение Приднестровья от процесса налаживания межрегиональных связей между Россией и Молдавией, т.к. регион фактически административно-территориальным образованием РМ не является. К тому же официальный Кишинев, ссылаясь на суверенитет Республики Молдова и на непризнанность Приднестровской Молдавской Республики, делает все возможное, чтобы воспрепятствовать Тирасполю проводить самостоятельную внешнеэкономическую деятельность, что, как известно, нарушает ст.3 Московского меморандума от 8 мая 1997 года, оговаривающей право Приднестровья на установление и развитие торговых, экономических, культурных и др. связей с иностранными партнерами.

В настоящее время, кроме Москвы и Московской области, молдавские государственные органы и местные административные образования (уезды, районы и др.) поддерживают торгово-экономические связи с более чем 30 субъектами РФ. Заключены и реализуются соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве с Москвой и Санкт-Петербургом, республиками Татарстан, Башкирия. Чувашия, Коми, а также Костромской, Мурманской, Саратовской и Тверской областями. С рядом других регионов подписаны протоколы о намерениях, часть проектов соглашений о сотрудничестве находится на рассмотрении соответствующих российских и молдавских ведомств.

В развитии прямых связей с молдавскими партнерами заинтересованы и российские регионы. Они проявляют большой интерес к продукции пищевой и перерабатывающей промышленности Молдавии. Молдавская сторона предлагает использовать для развития товарооборота поставки из российских регионов сельхозтехники, запчастей на бартерной основе.

В структуре молдавского экспорта в субъекты РФ преобладает традиционная сельскохозяйственная продукция: натуральные вина, мясо, молочные изделия, зерновые - кукуруза и пшеница, растительное масло, соки, овощи, фрукты, различные консервы, табачное сырье. Все чаще вносятся предложения о направлении в российские регионы молдавской рабочей силы.

Основу поставок из России составляют топливно-энергетические ресурсы, а также в значительно меньшей степени технологическое оборудование, продукция машиностроения, химической промышленности.

Весьма прочные связи Молдавия установила с Москвой. В июле 2002 года в ходе визита в Кишинев Ю.М.Лужкова между московским и молдавским правительствами было подписано Соглашение о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической, гуманитарной и культурной областях. Существуют договоренности о возможном участии московских экономических агентов в строительстве и использовании порта на молдавском берегу р.Дунай близ п.Джурджулешты, конверсии некоторых бывших оборонных заводов, открытии филиала "Банка Москвы". На территории ВВЦ действует Торговый дом "Молдова-М", учредителями которого стали такие крупные молдавские предприятия, как Бельцкий коньячный комбинат, Кишиневский коньячный комбинат, табачно-сигаретная фабрика "Тутун-КТК", кондитерская фабрика "Букурия", хлебопекарный комбинат "Франзелуца". Вопрос об отрытии Торгового дома Москвы в молдавской столице остается пока нерешенным.

Руководство Москвы значительное внимание уделяло и уделяет вопросам оказания Молдавии гуманитарной помощи. Для русских школ направлялись учебники и методические пособия, предоставлялась безвозмездная финансовая помощь на лечение и обучение нуждающимся российским соотечественникам, а также ремонт ряда русских школ в РМ, в частности, русской школы в г. Орхее (2003 г.).

Развивается сотрудничество между Москвой и автономно-территориальным образованием РМ - Гагаузией. Подписан протокол о сотрудничестве между Университетом г.Комрат (административный центр Гагауз Ери) и Российским университетом Дружбы народов. От правительства Москвы автономии было передано около 8 тысяч учебников для русских школ в Гагаузии.

Гагаузская автономия установила контакты также с Оренбургской областью и Мордовией, а город Чадыр-Лунга (Гагаузия) подписал Соглашение о сотрудничестве в области экономики, образования и культуры с российским городом Серпухов.

Надо сказать, что между Молдавией и российскими регионами идет довольно активный обмен визитами официальных делегаций, групп специалистов, творческими коллективами.

В 2001-2002 гг. Республику Молдова посетили делегации Калмыкии, Санкт-Петербурга, Курской области, Саратовской области, по приглашению губернатора Е.Строева Орловскую область посетил президент Молдавии В.Воронин. В 2003 г. в Кишиневе вновь побывала большая делегация из Курска. В эти же годы Молдова подписала соглашения о сотрудничестве с Тулой, Оренбургом, Курском, Нижним Новгородом, Ставрополем и Калмыкией.

На благоприятной в целом тенденции в развитии связей Молдовы с российскими регионами, однако, отрицательно сказывается тот факт. что молдавская сторона часто оказывается неплатежеспособной. Отсюда и ее предложения о бартерных сделках, от чего в России уже стараются отказываться. Не содействует развитию взаимовыгодных связей и то, что подписанные соглашения о сотрудничестве нередко носят общий характер, фиксируют намерения, которые затем по той или иной причине их участники не спешат претворять в жизнь.

Вообще, можно констатировать, что Молдавия охотно поддерживает все предложения и идеи, способствующие продвижению на российский рынок своих товаров и услуг, но не готова пересмотреть некоторые положения молдавских законодательных и подзаконных актов, которые препятствуют развитию межрегиональных связей и укреплению позиций российских предпринимателей в Молдавии. Ряд субъектов РФ намеревались открыть в Кишиневе свои представительства. Но Министерство финансов и Министерство юстиции РМ полагают, что на представительства российских регионов должен распространяться действующий порядок регистрации иностранных экономических агентов, заключивших соглашения с Министерством экономики и реформ, в соответствии с которым представительства не могут заниматься предпринимательством и будут обязаны информировать местные власти о штате сотрудников и о деятельности представительства в целом.

Особенно сдержанно, мягко говоря, Кишинев относится к намерениям и конкретным предложениям российских инвесторов по приватизации приднестровских предприятий. Так было, например, в отношении покупки акций Дубоссарского винного завода "Букет Молдавии" московским торговым домом "Арома". Примерно такую же позицию молдаване заняли в вопросе приватизации Бендерского завода "Молдавкабель" российским инвестором из Санкт-Петербурга. На словах молдавские власти не претендуют на приднестровскую собственность, на деле все обстоит иначе.

Для придания нового импульса развитию торгово-экономических отношений с субъектами РФ молдавское руководство вынашивает идею о созыве в Кишиневе специальной конференции с участием делегаций всех российских регионов.

Этот вопрос премьер-министр РМ В.Тарлев ставил перед председателем правительства России М.Касьяновым в Санкт-Петербурге на VII Экономическом форуме в июне 2003 года. Президент Молдавии В.Воронин обсудил эту же идею с председателем Совета Федерации Федерального собрания РФ С.Мироновым во время пребывания последнего в Кишиневе с официальным визитом и получил его обещание содействовать организации упомянутой конференции.

Хотя переговоры по конкретным вопросам, связанным с конференцией еще не проводились, молдавская сторона надеется на то, что этот форум ей удастся провести накануне визита в Молдавию президента России В.Путина, намеченного на октябрь с.г.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ