Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Ольвия-Пресс,
18 августа 2003
После политического накала последних месяцев прошедшая неделя стала маленькой передышкой в преддверии новых потрясений. Сделан короткий перерыв в работе над конституцией будущей федерации Молдовы и Приднестровья. Отложена очередная встреча экономических экспертов, взят тайм-аут в политических переговорах. Самое время оценить произошедшее и посмотреть, что может ждать республику в ближайшем будущем.
Главная тема последних дней – опубликованный неделю назад приднестровский проект одного из разделов конституции будущего федеративного государства. Обнародованный раздел можно назвать ключевым в будущем законе: это официальный взгляд Тирасполя на структуру и распределение власти в будущей федерации. Приднестровский проект многое расставляет на места
Напомним, что его появлению предшествовали довольно странные высказывания отдельных членов конституционной комиссии, которые вызвали целую волну возмущения у общественных организаций Приднестровья. Поползли слухи, что республику тайно «сдают», что Тирасполь якобы согласен на единое оборонное, валютное и таможенное пространство с Молдовой, или, другими словами, готов подчиниться Кишиневу.
Опубликованный проект вносит ясность в позицию Приднестровья и опровергает появившиеся слухи. Как и прежде, главный принцип, на котором настаивает Тирасполь – это равноправие субъектов в будущей федерации. Последовательно отстаивая свою позицию, приднестровская сторона считает, что при распределении властных полномочий права субъекта федерации должны преобладать над правами федеративного центра. При таком устройстве Приднестровье фактически сохраняет свою государственность как главную гарантию защиты наших прав. Сохраняется практически все – от национальной символики до бюджетной системы и силовых структур. И это вполне обосновано: для того, чтобы реализовать оговоренное в документе право на возможный выход из состава федерации, ее субъект должен уже обладать всеми необходимыми институтами государственности.
Проект Приднестровья настолько детален, что в нем предложен даже вариант будущего флага федерации: абрис государства на белом фоне в обрамлении виноградной лозы. Как пояснил нашей программе один из разработчиков, такой неожиданный вариант выбран по аналогии с флагом Кипра.
Впрочем, вопрос сегодня не в том, насколько хорош приднестровский проект, а в том, готов ли Кишинев вообще обсуждать и учитывать предложения Тирасполя. Молдавские власти пока никак не отреагировали на наши предложения. Вместо этого, по данным нашего источника в воронинском окружении, всем СМИ, которые подконтрольны властям Молдовы, дана жесткая команда – ни слова о тираспольском проекте. Вот уже вторую неделю официальный Кишинев делает вид, что никаких предложений Тирасполя не существует. Попытки скрыть от молдавского народа позицию Приднестровья выглядят еще более странными, если учесть, что свой проект будущей федеративной конституции Молдова до сих пор так и не обнародовала. Что же скрывает Кишинев?
На прошлой неделе информационному агентству «Ольвия-пресс» удалось достать молдавский проект конституции, который до сегодняшнего дня в Приднестровье видели всего несколько человек: он был предложен Кишиневом на недавнем заседании совместной конституционной комиссии. Хотя проект нигде не публиковался, он является официальной позицией Молдовы на переговорах. Итак, каким же видит будущее государство молдавское руководство?
Первое, что бросается в глаза, это полное отсутствие в проекте какого-либо упоминания о федерации. О многом говорит само название – Конституция Республики Молдова. При более детальном знакомстве выясняется, что это и есть сокращенный вариант действующей конституции Молдовы, с некоторыми косметическими изменениями. Самый важный вопрос – статус Приднестровья в этом предлагаемом государстве – решен предельно просто: в молдавском проекте вообще не упоминается о Приднестровье.
Правда, документ оговаривает, что Молдова состоит из неких территориальных образований. Но этот термин довольно многозначен, и обычно в мировой практике территориальными образованиями называют области или административные районы. То есть Приднестровью предлагается статус даже не автономии, а рядового молдавского района.
А теперь – несколько дословных выдержек из документа, которые весьма наглядно говорят о том, в каком государстве предлагает нам жить Кишинев.
«Статья 15. Государственная символика.
Республика Молдова имеет флаг, герб и гимн.
Государственным флагом Республики Молдова является триколор. Цветные полосы расположены вертикально в следующей последовательности от древка: синяя, желтая, красная…
Статья 16. Государственный язык, функционирование других языков.
Государственным языком Республики Молдова на всей ее территории является молдавский язык, функционирующий на основе латинской графики
Ничем иным, как явным издевательством над Тирасполем, эти предложения назвать нельзя. Предлагать в качестве общего флага триколор, под которым молдавские наемники шли убивать приднестровцев – это верх кощунства. В Кишиневе прекрасно знают, что никогда приднестровцы не захотят жить под флагом агрессора.
Еще более нелепо предложение о молдавском языке в качестве единственного государственного. Уже одной этой детали достаточно, чтобы понять, что психология молдавской власти практически не изменилась с начала 90-х. По сути, нам открыто демонстрируют, что все те причины, которые привели к 92-му году, Кишинев не просто не готов устранить, но и не собирается этого делать.
Таким образом, молдавская власть вновь, и на этот раз документально дала понять, что она и не собиралась строить с Приднестровьем никаких федераций. Если проект Тирасполя вполне отвечает федеративной концепции, на которой настаивает международное сообщество, то молдавский документ – это проект унитарного государства в чистом виде.
Можно предположить, что наличие столь несовместимых позиций в очень скором будущем неминуемо заведет работу конституционной комиссии в очевидный тупик. При таком подходе молдавской стороны работа СКК становится просто бессмысленной и может тянуться до бесконечности. Как и предполагали многие эксперты, СКК – это всего лишь ширма, за которой Кишинев с небывалой активностью продолжает разворачивать беспрецедентную экономическую атаку на Приднестровье.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |