Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Российско-приднестровский информационно-аналитический центр,
14 августа 2003
В.Журавлев
Вывод бронетехники миротворческих сил из Зоны безопасности является реальным шагом, направленным на снижение противостояния сторон в приднестровском конфликте
14 августа с. г., в соответствии с графиком, утверждённым 5 августа на очередном заседании Объединенной Контрольной Комиссии (ОКК), начинается одновременный вывод бронетехники из миротворческих подразделений Молдовы и ПМР в места постоянной дислокации. При этом вывод будет осуществляться в два этапа. На первом этапе, с 14 по 15 августа, из молдавских и приднестровских подразделений одновременно будет выведено соответственно 17 и 20 единиц с вооружениями, боеприпасами и обслуживающим персоналом.
На втором этапе, с 21 по 22 августа миротворческие подразделения Молдовы и Приднестровья одновременно покинут соответственно 23 единицы и 11 единиц бронетехники. Всего планируется вывести 31 единицу приднестровской бронетехники и 40 единиц бронетехники Республики Молдова.
После вывода этих сил в Зоне безопасности пока останутся 17 единиц российской бронетехники в составе российских миротворцев.
Вывод данных подразделений миротворческих сил следует рассматривать в контексте как собственно процесса деятельности ОКК, так и общего процесса приднестровского урегулирования на фоне работы Совместной конституционной комиссии (СКК) и Постоянного совещания по политическим вопросам.
Что касается самой Зоны безопасности, то она возникла в соответствии с Соглашением от 21 июля 1992 года «О принципах мирного урегулирования вооружённого конфликта в Приднестровском регионе». В Соглашении было сказано, что с прекращением огня конфликтующие стороны приступают к отводу частей своих вооружённых сил и иных формирований, боевой техники и вооружения с целью создания зоны безопасности между сторонами в конфликте. При этом в целях обеспечения режима безопасности в упомянутой зоне была учреждена ОКК с приданными воинскими контингентами (молдавским, приднестровским, российским, позднее к ним добавился также украинский), представляющими заинтересованные стороны.
Вопрос о сокращении бронированной техники в подразделения МС от Молдовы и Приднестровья обсуждался на заседаниях ОКК ещё 26 сентября 1994 года.
3 апреля 2001 года ОКК, в контексте выполнения Одесских соглашений, обратилась к Миссии ОБСЕ с просьбой провести анализ и дать рекомендации о необходимом количестве бронетехники в миротворческих подразделениях сторон в Зоне безопасности для эффективного осуществления миротворческой операции. Тогда страны ОБСЕ - Австрия, Дания, Нидерланды, Испания и Финляндия, - направили своих экспертов, которые пришли к выводу, что оперативной необходимости в бронированной технике в батальонах миротворческих сил от молдавской и приднестровской сторон в Зоне безопасности нет. На заседании ОКК 5 июня 2001 года Отчет экспертной группы ОБСЕ был рассмотрен и содержащиеся в нем выводы приняты к сведению.
Однако лишь спустя почти 2 года стороны снова вернулись к этому вопросу, когда 27 мая 2003 г. на заседании ОКК было принято протокольное решение приступить к поэтапному выводу бронированной техники из миротворческих подразделений сторон до ее полного вывода из Зоны безопасности.
Молдавская сторона вроде бы согласилась с таким решением и даже подписала этот документ. Но Молдова не торопилась исполнять достигнутые соглашения. Поэтому, с целью привлечь внимание международного сообщества к позиции молдавской стороны, 22 июля представители ОКК от Приднестровья отказались участвовать в очередном заседании. В своем заявлении приднестровцы потребовали от молдавской стороны выполнить майское решение и принять конкретные меры выводу бронетехники из Зоны безопасности в предельно сжатые сроки. Представители ОБСЕ в ОКК и сопредседатели сторон полностью поддержали приднестровскую делегацию. Этот вопрос в оперативном порядке был включен в повестку дня очередного заседания ОКК, которое решено было провести 1 августа в миссии ОБСЕ в Кишиневе.
На заседании полномочных представителей Объединенной Контрольной Комиссии, которое состоялось 1 августа в миссии ОБСЕ в Кишиневе, стороны договорились, что график вывода бронированной техники из миротворческих подразделений Молдовы и Приднестровья должен быть утвержден на очередном заседании ОКК, которое и прошло 5 августа в Бендерах.
Не менее существенной чем военная, является политическая составляющая вывода боевой техники из Зоны Безопасности. В последнее время со стороны запада появились инициативы, направленные на интернационализацию приднестровского конфликта, вытеснение из региона российского влияния, критику проекта федерализации Молдовы над которым работает СКК как средства разрешения приднестровского конфликта. К этим примерам можно отнести предложение действующего председателя ЕС Нидерландов о направлении в Приднестровье европейского миротворческого контингента взамен российского, а также интенсивную критику позиции ОБСЕ, России и Приднестровья по урегулированию конфликта.
Так, Стефан Миникес (Stephan M. Minikes), представитель США в ОБСЕ, Рудольф Перина (Rudolf V. Perina), специальный переговорщик США по конфликтам, Памела Хайд Смит (Pamela Hyde Smith), посол США в Республике Молдова, 05 августа 2003 в статье "The Wall Street Journal"(США), вынуждены были специально полемизировать со своими соотечественниками в том, что создание федеративного государства Молдова не является «главным образом российскиим проектом", который "вручает Москве постоянный рычаг влияния на Молдову", а, напротив, способствует справедливому разрешению конфликта и европейской интеграции Молдовы…
При этом сторонники жёсткой линии принудительной европеизации Молдовы и Приднестровья как средству решения конфликта по «косовскому» сценарию свою аргументацию ищут в «неконструктивной позиции сепаратистов Приднестровья» и поддерживающей их Москвы, слабости и неэффективности политики ОБСЕ, необходимости изменения формата и механизма миротворческой операции.
В этом смысле такой реальный шаг, как вывод бронетехники из Зоны безопасности, который предпринят по настоянию приднестровцев, направлен на снижение противостояния сторон, осуществлён под эгидой ОКК и поддержан ОБСЕ весьма важен в политическом отношении в деле приднестровского урегулирования.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |