Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
ЦентрАзия,
18 августа 2003
Дмитрий Ловчев
В настоящее время аналитики из стран производителей углеводородного сырья просчитывают различные варианты, как снятие санкций с Ирака окажет влияние на перспективы их нефтегазового комплекса и на состояние экономики в целом. Не секрет, что по объемам производства и по себестоимости добычи ныне и в перспективе нет альтернативы ближневосточной нефти. Подтвержденные запасы нефти в данном регионе составляют 89,6 млрд. тонн или 59,7% от общемировых ресурсов (International Petroleum Encyclopedia, 1996). Избыток мощностей по добыче углеводородов по оценке экспертов уже сегодня здесь составляет 500-600 млн. тонн. Однако, снятие санкций с Ирака откроет доступ на рынок дополнительно еще 150-200 млн. тонн нефти. В результате становится очевидным, что рынок неудержимо идет к перепроизводству нефти.
Это может нанести серьезный удар по всем производителям углеводородного сырья, в том числе Казахстану. В настоящее время государствами-членами ОПЕК путем поквартального суммарного лимита добычи установлен ценовой коридор в 22-28 доллар за баррель. Конечно, необходимо принимать во внимание, что большая часть мирового нефтяного комплекса сегодня может рентабельно функционировать при относительно низком уровне цен. Еще с началом снижения мировых цен на нефть в течение 80-90-х г.г., в большинстве стран произошло последовательное снижение всех составляющих стоимости углеводородного сырья, таких как издержки, налоги и прибыль. Основное снижение издержек произошло в районах добычи наиболее дорогих углеводородов за счет мультипликативного эффекта от применения прогрессивных технологий. Наблюдалась заметная либерализация налоговых режимов (гибкое налогообложение, как правило, со скользящей шкалой в зависимости от экономической эффективности разработки месторождений). Заметно снизились риски инвестиционной деятельности (в первую очередь, за счет укрепления институциональной среды: внутреннее законодательство, двух- и многосторонние договоры о защите инвестиций и т.д.). Это обеспечило получение нефтяными компаниями приемлемой нормы прибыли и их заинтересованность к инвестициям.
Так, мировая экономика смогла эффективно замедлить, а затем и переломить тенденцию роста издержек производства углеводородов вследствие повсеместного ухудшения условий их добычи, наблюдающуюся на мировом рынке на рубеже 60-70-х г.г. После первых нефтяных ценовых кризисов мировой экономике потребовалось около 10-ти лет, чтобы цены на нефть начали снижаться, и почти 15 лет - чтобы цены вернулись к уровню, с которого начался их взлет в начале 70-х годов. Внедрение прогрессивных технологий обеспечило примерно 1/3 снижения мировых цен на нефть за прошедшие 20 лет, а остальные 2/3 были обеспечены в основном институциональными факторами, в том числе либерализацией инвестиционных режимов принимающих государств. Следовательно, по мере выравнивания уровня издержек в разных странах налоговый элемент цены становится все более значимым фактором ценовой конкуренции.
Таким образом, транснациональные нефтегазовые компании успешно освоили методы снижения издержек путем совершенствования технологий, изменения системы налогообложения, институциональных изменений. Все это существенно расширило ценовые ограничения для различных нефтедобывающих районов, позволяя реализовать все большое количество нефти даже в условиях более низких цен.
Как отразится данная ситуация на перспективах нефтегазового комплекса центрально-азиатских государств и прежде всего основного производителя Казахстана. Несомненно, в борьбе за контроль над иракскими месторождениями главную роль будут играть американские и британские компании (Exxon/Mobil, Chevron/Texaco, Shell и др.), которые в свою очередь являются основными инвесторами и в Каспийском регионе. Не приведет ли это к отвлечению основных объемов инвестиций в восстановление более привлекательной нефтегазовой индустрии Ирака.
Конечно, все западные компании, участвующие в реализации больших проектов (Exxon/Mobil, Chevron/Texaco, ВР, Statoil, TotalFinaElf, RD/Shell, ENI), продолжат работу в Каспийском регионе, на долю которого приходится 2,6% общемировых подтвержденных запасов углеводородов. Однако, интенсивность и результативность работы этих компаний будет зависеть прежде всего от темпов развития инфраструктуры, необходимой для проведения масштабной разведки месторождений и добычи сырья. Без создания в Каспийском регионе максимально диверсифицированной трубопроводной системы, появления здесь современного исследовательского и бурового оборудования, а также без активизации лицензионной политики прикаспийских государств потенциал этого нефтегазового бассейна может остаться в значительной степени невостребованным (www.wep.ru - Мировая энергетическая политика). Основная часть капиталовложений западных компаний в этом регионе будет направлена не на разведку новых, а на разработку уже открытых углеводородных структур с крупными доказанными запасами сырья. Этот вывод можно сделать после ряда отказов зарубежных инвесторов от продолжения разведочного бурения, после того как первые скважины показали отсутствие на месторождениях коммерческих запасов углеводородов. Нежелание компаний вкладывать средства в проекты, характеризующиеся высоким уровнем экономических, технологических или политических рисков, обуславливается нерешенностью вопроса транспортировки углеводородных ресурсов Каспия на мировые рынки.
Таким образом, нефтегазовый комплекс Казахстана столкнется с серьезными трудностями, как вследствие низкой инвестиционной привлекательности перспективных месторождений, так и в связи с падением мировых цен на нефтепродукты. А это, несомненно, отразится на общем развитии экономики страны и ее благополучии, которое, как известно, основано на высоких ценах на нефть. Тем более, каких-либо серьезных реформ и структурных изменений в экономике не наблюдается.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |