Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
,
После подписания в Москве 10 апреля с.г. Протокола о прекращении действия Соглашения между Россией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства от 23 декабря 1993 г. в Туркменистане были приняты нормативно-правовые акты - Постановление Меджлиса Туркменистана о денонсации Соглашения от 23 декабря 1993 г., Указ Президента Туркменистана «Об урегулировании вопросов прекращения действия двойного гражданства между Туркменистаном и Российской Федерацией» и соответствующее Положение.
Как известно, в Указе и Положении предписывалось лицам, имеющим гражданство России и Туркменистана, в течение двух месяцев (до 22 июня с.г.) выбрать гражданство одной из стран. Устанавливалось, что бипатриды, постоянно проживающие в Туркменистане и не сообщившие в указанный срок о сделанном ими выборе, «считаются гражданами Туркменистана», а лица с российским и туркменским гражданством и постоянным местом жительства на территории России или других государств, не сообщившие в установленный период о своем решении, автоматически утрачивают туркменское гражданство.
В связи с указанными действиями туркменской стороны, МИД России сделал представление послу Туркменистана в Москве, состоялись телефонные разговоры с заместителем Председателя Кабинета министров. Министром иностранных дел Туркменистана Р.О.Мередовым. Направлена нота в адрес МИД Туркменистана. Было заявлено, что для прекращения действия Соглашения 1993 г. требуется, кроме соответствующего постановления парламента Туркменистана, принятие Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации закона о ратификации подписанного Протокола. До получения туркменской стороной письменного уведомления о завершении Российской Федерацией внутригосударственных процедур в отношении Протокола 2003 г. российско-туркменское Соглашение 1993 г. продолжает применяться. Внимание туркменской стороны было обращено на то, что реализация на практике указанных действий существенно затронет коренные права и интересы наших сограждан в этой стране и может иметь далеко идущие последствия для Туркменистана, в том числе и в международном плане.
Одновременно на уровне руководства МИДа России было принято решение о бесплатной выдаче въездных и годовых многократных въездных-выездных виз в туркменские паспорта российских граждан, постоянно проживающих в Туркменистане (визы начали выдавать со 2 июня с.г.).
Министром иностранных дел России была направлена записка Президенту Российской Федерации с предложениями по защите прав и интересов русскоязычного населения в Туркменистане. В результате этого соответствующие министерства и ведомства разработали комплекс мер по оперативному приему и благоустройству наших сограждан в случае их вынужденного выезда из Туркменистана.
С целью выправления ситуации, сложившейся в результате односторонних действий туркменской стороны, возвращения вопросов регулирования двойного гражданства в правовые рамки в Ашхабаде 6-7 июня с.г. проведены консультации между внешнеполитическими ведомствами двух стран, в ходе которых туркменской стороне была изложена ранее заявленная позиция России.
Делегация Туркменистана заняла жесткую позицию, полностью отрицала какую-либо неправомерность действий Ашхабада по реализации Протокола 2003 г., заявляя, что принятые туркменской стороной соответствующие нормативно-правовые акты являются внутренним делом Туркменистана и никоим образом не ущемляют интересы и права проживающих в стране российских граждан.
По предложению туркменской стороны и в соответствии с договоренностью Президента Российской Федерации В.В.Путина с Президентом Туркменистана С.А.Ниязовым была образована совместная Российско-Туркменская комиссия по вопросам гражданства. Российскую часть комиссии возглавляет заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации А.Л.Федотов, туркменскую - заместитель Председателя Кабинета Министров, Министр иностранных дел О.Р.Мередов. Первое заседание Комиссии состоялось в Ашхабаде 8-9 июля с.г. Комиссии было поручено провести переговоры для того, чтобы найти выход из сложившейся ситуации.
На заседании комиссии с нашей стороны было заявлено, что до дня получения письменного уведомления о ратификации российской стороной Протокола о прекращении действия Соглашения между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства от 23 декабря 1993 года Соглашение продолжает действовать. Мы исходим из того. что Протокол от 10 апреля 2003 года не имеет обратной силы, и права более 100 тысяч российских граждан, проживающих в Туркменистане, должны быть соблюдены в полном объеме. Нами было подчеркнуто, что пока этот документ не будет ратифицирован Государственной Думой Российской Федерации, Соглашение будет действовать до срока завершения своего действия, то есть до 2005 года. Российская делегация заявила, что рассчитывает на выполнение всего взаимосвязанного комплекса двусторонних документов в гуманитарной сфере - Соглашения о регулировании процесса переселения и защиты прав переселенцев от 23 декабря 1993 года, Договора о сотрудничестве в целях обеспечения прав российского меньшинства в Туркменистане и туркменского в Российской Федерации от 18 мая 1995 года, Договора о правовом статусе граждан России, постоянно проживающих на территории Туркменистана, и граждан Туркменистана, проживающих на территории России от 18 мая 1995 года, Соглашения о взаимных поездках граждан от 17 июля 1999 года.
Российская делегация выразила серьезную озабоченность в связи с введением туркменской стороной с 1 марта с.г. разрешительных записей в туркменских паспортах российских граждан. Внимание туркменской стороны было обращено на то, что это ведет к нарушению принципа свободы передвижения для российских граждан, которые желают посетить свою историческую родину, создает, или может создать, проблему разделенных семей. Было высказано мнение отменить такой порядок в отношении российских граждан.
Как известно, по итогам переговоров руководителями обеих частей комиссии был подписан протокол. Очень важно, что в подписанном документе туркменская сторона официально заявила, что права и интересы российских граждан, проживающих на территории Туркменистана, не ущемляются и будут соблюдаться и впредь в полном объеме. В таком виде обязательство туркменской стороны зафиксировано впервые.
Стороны условились следующее заседание комиссии провести в сентябре-октябре с.г., поддерживая при этом контакты по дипломатическим каналам.
К настоящему времени, по сообщению Посольства России в Туркменистане, ситуация, касающаяся наших соотечественников и проблем двойного гражданства, стала спокойнее. Этому в решающей степени способствовали телефонные разговоры президентов Российской Федерации и Туркменистана, разъяснения, данные В.В.Путиным на пресс-конференции 20 июня с.г., итоги первого заседания Российско-Туркменской комиссии.
Снизились тревожные ожидания наших сограждан в Туркменистане. вызванные требованием властей определиться с выбором гражданства. Никаких конкретных действий в этой связи по отношению к бипатридам (за исключением отдельных случаев в армии и правоохранительных органах) туркменская сторона не предпринимает.
Наметился спад миграционных настроений среди российских граждан. Число посетителей, обращающихся в Ашхабаде за сертификатом добровольного переселенца в представительство МВД России по вопросам миграции, сократилось более чем в три раза. Существенно снизилось число посетителей консульского отдела Посольства России в Туркменистане. Если в начале июня с.г. выдавалось около 300 российских многократных виз в день. то в период с 7 по 14 июля с.г. оформлено только 18 таких виз.
Не зафиксировано случаев обращения по поводу отказа от российского гражданства. Не выявлено фактов нарушения имущественных прав российских граждан.
Вместе с тем. туркменская сторона не отказалась от требования разрешительных записей (виз) на выезд из Туркменистана для лиц с двойным гражданством, хотя случаи отказа в выдаче таких разрешений единичны, и, как правило, касаются тех, кто имеет криминальное прошлое. Продолжается и негласная кампания по созданию властями данных о лицах, имеющих российское гражданство.
Туркменская сторона, похоже, не собирается отказываться от ранее принятых нормативно-правовых актов по вопросам, связанным с прекращением действия Соглашения об урегулировании вопросов двойного гражданства 1993 г.. и не намерена вносить в них коррективы. Есть также опасения, что на намеченном на август с.г. заседании Народного совета из Конституции Туркменистана и Закона о гражданстве могут быть изъяты статьи о двойном гражданстве.
Департамент консульской службы МИД России
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |