Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

,

О Справке МИД РФ по поводу ситуации с российскими гражданами в Туркменистане

Андрей Грозин

Представленный к рассмотрению документ, по нашему мнению, не отражает реального положения российских граждан в Туркмении и носит странный, примирительный характер. Ситуация, сложившаяся после указа С.Ниязова о необходимости с 22 июня т.г. выбрать либо российское, либо туркменское гражданство отнюдь не потеряла своей остроты.

Напомним, что в Туркмении на данный момент проживают около 100 тысяч человек, имеющих паспорта Туркмении и России, но не избравших Россию местом своего постоянного проживания. Двойное гражданство позволяло этим людям беспрепятственно покупать авиабилеты на российские рейсы, отправлять на учебу своих родных и близких, своих детей в российские вузы, навещать своих родных и близких (для граждан Туркмении фактически нет свободы въезда и выезда из страны). Однако такая ситуация вызвала резкое недовольство Ниязова.

В справке МИДа указывается, что по сообщениям посольства РФ в Туркменистане ситуация «стала спокойнее», «снизились тревожные ожидания наших сограждан в Туркменистане, вызванные требованием властей определиться с выбором гражданства. Никаких конкретных действий в этой связи по отношению к бипатридам (за исключением отдельных случаев в армии и правоохранительных органах) туркменская сторона не предпринимает». Ниже сообщается, что «не выявлено фактов нарушения имущественных прав российских граждан».

По данным российских и зарубежных СМИ «конкретные действия» по отношению к бипатридам отнюдь не единичны и носят системный характер. Если случаев насильственного захвата недвижимости российских граждан пока около десятка (они известны – есть фамилии пострадавших, об этом не раз сообщали СМИ), то увольнения лиц с двойным гражданством с госслужбы имеют массовый характер. Особенно это касается системы здравоохранения и образования. Касательно же армии и спецслужб, то там бипатридов не осталось уже к концу 2002 г.

Странно выглядит заявление составителей справки о том, что «намечается спад миграционных настроений среди российских граждан». Достаточно побывать в аэропорту Домодедово после прилета рейса из Ашхабада, чтобы убедиться: русские уезжают из Туркмении навсегда в тех же количествах, что и в июне-июле т.г. Сотрудникам же Посольства РФ в Ашхабаде можно порекомендовать купить (на общих основаниях) билеты на рейс Ашхабад-Москва. Уже третий месяц билеты распроданы на месяц вперед. Достать их без переплаты в 100-150 долл. невозможно.

Совершенно удивительным выглядит заявление о том, что «соответствующие министерства и ведомства разработали комплекс мер по оперативному приему и благоустройству наших сограждан в случае их вынужденного выезда из Туркменистана». Никто из российских экспертов по Центральной Азии не смог сказать нам абсолютно ничего не только о помощи уже эмигрировавшим из Туркмении в Россию, но и о каких-либо действиях каких-либо государственных структур РФ в этом направлении. Опрошенные эмигранты также ничего не смогли сказать о своем «оперативном приеме и благоустройстве».

По поводу работы совместной туркмено-российской комиссии по проблеме двойного гражданства, рассматриваемый документ не дает представления о эффективности работы данного органа. Складывается впечатление, что стороны встретились, кратко обозначили свои позиции и после этого благополучно разъехались по домам. В качестве успеха указывается, что «очень важно, что в подписанном документе туркменская сторона официально заявила, что права и интересы российских граждан, проживающих на территории Туркменистана, не ущемляются и будут соблюдаться и впредь в полном объеме. В таком виде обязательство туркменской стороны зафиксировано впервые». Непонятна «прогрессивность» данного «достижения». Собственно, официальный Ашхабад никогда и не заявлял, что будет ущемлять права бипатридов. Наоборот, туркменская сторона и лично туркменский лидер всегда говорили и говорят только о равенстве прав всех жителей Туркмении вне зависимости от национальности, вероисповедания, пола и т.д. Декларации и реальные внутриполитические шаги это совсем не одно и то же.

Странным выглядит указание в справке МИД РФ сроков следующего заседания российско-туркменской комиссии – «в сентябре-октябре». Стоит напомнить, что в начале августа в интервью программе "Фокус" заместитель председателя комитета ГД РФ по делам СНГ, член двусторонней российско-туркменской комиссии по вопросам двойного гражданства Сергей Апатенко заявил: "Вот для этого и создана комиссия – чтобы определить условия, возможны ли эти притеснения некоторые или не возможны в связи с односторонним выходом? Первый этап завершен, но комиссия не распущена, работают эксперты и с туркменской стороны и с российской и в начале сентября состоится второй этап переговоров в Москве. Я думаю, что к этому второму раунду мы будем более подготовленными". Стоило бы все же уточнить, когда состоится второе заседание совместной комиссии и состоится ли оно вообще?

В Туркменистане приняли (15 августа 2003 года на заседании Народного совета в городе Туркменбаши) .закон "О борьбе с терроризмом с совершенно размытыми рамками понятия «терроризм» и приступили к созданию специальной госкомиссия по борьбе с терроризмом. Как было заявлено, «основными функциями комиссии, создаваемой президентом страны, станут координация деятельности и обеспечение взаимодействия государственных органов, осуществляющих борьбу с терроризмом в пределах своей компетенции». В комиссию войдет и государственная служба по регистрации иностранных граждан, ускоренными темпами сформировавшая банк данных на всех граждан РФ в Туркмении.

Так что заявленное в справке МИД РФ осторожное опасение по поводу «негласной кампании по созданию властями банка данных о лицах, имеющих российское гражданство» напрасно – эта кампания идет не только вполне гласно, но и уже используется туркменскими спецслужбами.

То же самое относится и к опасению составителей документа о вероятности внесения в Конституцию страны изменений, касающихся двойного гражданства. Эти изменения уже внесены.

В седьмой статье Конституции появился новый пункт, который гласит: "За гражданином Туркменистана не признается гражданство другого государства". Любопытно, что конституционные поправки должны были обсуждаться народными представителями. Однако проект с изменениями Основного закона страны не только не публиковался, но и вовсе не предавался огласке. Впервые знакомил делегатов Народного Совета с проектом новой редакции Конституции, глава туркменского парламента Овезгельды Атаев, даже не упомянув об этой поправке.

Вообще тема двойного гражданства не обсуждалась представителями народа на прошедшем заседании. Единственный раз, председатель Народного Совета, президент Туркменистана Сапармурат Ниязов говоря о национальном составе государства, заявил: «Некоторые люди говорят, что в Туркменистане русским плохо живется, но так говорят лишь нечестные люди, и они преследуют свои корыстные цели. Если Россия захочет, то мы согласны вернуть уехавших русских людей сюда, пусть работают. Они, живя и работая здесь, не вредили нам. Но они теперь должны жить по нашим законам, исходя из нашей нынешней ситуации. Время теперь другое. В Туркменистане сейчас живет 6 млн. 70 тыс. человек. Об этом вчера напечатали в газете. 94,7% этого количества туркмены. У нас живут 121 тыс. узбеков, и 109 тыс. русских. Около 2% казахов, татар и представителей других национальностей. Всего у нас 5% людей других национальностей» (перевод с туркменского по трансляции телеканала «Алтын Асыр»).

Ниязов не только в один момент занизил количество русских в Туркмении, как минимум вдвое, вождь и учитель всех туркмен поставил точку в споре с Россией и русской диаспорой в республике. Внеся эти изменения, Туркменбаши ответил на вопрос, как он относится к международным соглашениям вообще и с Россией в частности. На учете в посольстве России числится около 95 тыс. человек, имеющих двойное гражданство.

Также новая туркменская конституция фактически отменяет демократию. Постоянно действующим органом становится Халк Маслахаты (Народный Совет), наделяющийся высшей законодательной и исполнительной властью. Теперь главой Туркмении может быть избран только человек, "признанный и выдвинутый Халк Маслахаты кандидатом, достойным участвовать в выборах президента Туркменистана". Т.о., конституция лишает граждан и политические партии (которых нет) страны права непосредственно выдвигать кандидата в президенты страны.

В Туркмении нет никакой демократии - ни управляемой, ни какой-то иной. Президент Ниязов официально вступил в должность пожизненного председателя народного совета - высшего законодательного органа страны. Избрание Туркменбаши пожизненным спикером устранило все сомнения относительно того, кто будет реально управлять страной после обещанного Ниязовым ухода с президентского поста в 2010 году.

Теперь уже нет никакого особого смысла в заседаниях совместной комиссии – Ашхабад просто-напросто сообщит российским представителям о «незыблемости конституционных норм, принятых туркменским народом».

Вопрос, что называется, закрыт. Думается, что если Туркменбаши демонстрирует вызывающее пренебрежение к российским дипломатическим шагам, России необходимо подумать и о экономических санкциях. Никакие меры, включая использование силы, нельзя считать чрезмерными в защите этнических русских.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ