Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Юрий Каплун - начальник отдела по работе с соотечественниками за рубежом  Департамента международных связей правительства Москвы

Вообще, идет очень интересная дискуссия. Я бы хотел ваше внимание обратить на ряд моментов.  Правительством Москвы, по инициативе Мэра  Москвы, была принята в августе прошлого года программа поддержки соотечественников за рубежом на 2003-2005 годы,  на которую, хочу подчеркнуть,  из бюджета города Москвы будет выделено свыше 500 миллионов рублей.  Из них 40 процентов предназначены на  поддержку русского языка,  на поддержку образования на русском языке.  Если программа вообще и в  прошлом,  когда  мы встречались. Если кто - то пожелает,  мы ее можем прислать вам. Так вот, первым разделом в программе, приоритетом записано прежде всего в поддержку русского языка.

 Я более детально не буду говорить, чтобы не отнимать времени у Юрия Алексеевича, потому что реализует ее Департамент образования города Москвы.

Я хочу  обозначить  что сюда вкладывается прежде всего.  Естественно, это вопросы,  связанные с повышением  квалификации,  о чем Людмила Алексеевна говорила, это повышение квалификации учителей русского языка на базе Московского  института открытого  образования. Это вопросы,  связанные с вопросами дистанционного обучения.  В этом году впервые 23 школьника из 5стран СНГ и стран Латвии, Литвы, Эстонии получили, наряду со своими аттестатами, российские аттестаты методом дистанционного обучения. Это и вопросы,  связанные с реализацией программы  стипендии Мэра Москвы. Просто две цифры для характеристики.

Эту программу  прошли  свыше  500  девушек и юношей из стран Латвии, Литвы и Эстонии. Она включает оплату за обучение в пределах 1000-1200 долларов, в зависимости от вуза, и   ежемесячную стипендии 50 долларов.  Для примера,  студент российского вуза будет получать 400 рублей стипендию только с 1 сентября.  Эта программа позволяет получать образование, именно находясь в стране  проживания, на русском языке. Например, это Балтийский  Русский институт, целый ряд филиалов российских вузов, действующих в Эстонии и в Литве и т.д.

Я хотел  бы  обратить  внимание  на  то,  что здесь говорил Игорь Витальевич и господин Котов то,  что связано  со  странами Балтии и т.д. Начну со следующей позиции.

В Послании  Президента Российской Федерации говорится о том, что 1 процент от общего числа студентов,  поступающих в вузы России, должны быть студенты из стран СНГ и стран Балтики.  Для этой цели выделено только за счет бюджета Российской Федерации, не говорю о тех, кто сам приедет, 500 мест. Если мы говорим о стране нерусского языка,  возьмите цифру в Минобразовании, на специальность "Русский язык"  никто  не  хочет поступать. Молодые  люди, куда хотят поступать?  На юриспруденцию, на экономику,  на медицину,  это вполне оправдано. У каждого есть свое стремление.  А кто будет преподавать потом русский язык? Это первый вопрос.

Правительство Москвы в прошлом  году  выделило  средства  на прием в вузы Правительства Москвы только с одним условием  только на специальность "Русский язык". Это со всех стран постсоветского пространства, плюс Болгария, плюс Сербия. Именно только учителей русского языка за счет средств  Правительства Москвы.

Вот Юрий Алексеевич как раз,  Департамент образования города Москвы осуществляет эту программу. То есть может быть стоит предусмотреть   те гранты,  которые выделяет Правительство Москвы,  правительство Российской Федерации Министерству образования,  там именно прямо, в зависимости от страны, дифференцированно нужно подойти.  Потому что по существу подготовка преподавателей  русского  языка вообще свернута по существу. Система повышения квалификации преподавателей русского языка, вообще развалена и нигде не действует.  Естественно силами правительственной комиссии,  силами Правительства Москвы переподготовить огромное количество учителей русского языка  задача очень сложная,  очень тяжелая.  Это первый момент, на который я хотел бы обратить внимание.

Я, когда выступал Игорь Витальевич, хотел сказать о ситуации в Латвии.  Действительно оказалось,  что наш департамент был первым, кто  сейчас  в Латвии провел серию встреч со всеми партиями, представленными в Латвийском Сейме и  с  Министерством образования. Хотел бы до вашего мнения довести следующую картину.

Что касается партий, входивших, и сейчас еще пока входящих, в этот "Запчел." Он существует формально, но так, как бы и он не существует, они там разъехались,  но в области подхода к этой форме реформы у них позиции одинаковые.

Мы встречались и с Юрконсом,  мы встречались и с Рубиксом, мы встречались со Жданок - в этом вопросе партии, будем говорить "Запчел", они одинаковы.

Была встреча и с руководством партии "Новое время". Это правительственная партия, партия, которую формирует правительство во главе с Генеральным секретарем по фамилии Крупников. И я вам приведу отрывок из беседы.

Он начал с того, что   в свое время, мой отец был мудрый - он отправил меня в латышскую школу, это были 60-е годы. Я окончил латышскую школу, окончил вуз на латышском языке и теперь я себя нормально чувствую.    Латышским нашим коллегам известен.

Он нам об этом очень много говорил. Я задал ему один вопрос. Ваш отец  был  мудрый действительно,  но у вашего отца было право выбора, то есть, он мог вас отдать в русскую школу и мог отдать  в латышскую. А вы же теперь это право отнимаете. То есть, вот здесь возник вопрос такой. Ну это не совсем так и т.д.

Затем вопрос,  который здесь затрагивался. На вопрос председателя Юридической  комиссии Сейма в отношении положения граждан. Будет ли этот закон отменен?  Последовало категорическое нет,  никогда и ни при каких обстоятельствах. Почему я говорю вам о гражданах? Потому что это все                        

Переплетается:  положение неграждан и положение с  русской школой в Латвии.  Но есть целый ряд проблем  (мы с Игорем Витальевича в Риге об этом подробно говорили), которые более настораживают,  чем - то, что хотят сделать. Во-первых, обратите внимание, что преподавателей то никто по существу не готовит именно для школы. Это раз. Количество  преподавателей сокращается  за  счет чего?  Уходят на пенсию или покидают школу в следствие низкой заработной платы.  Плюс что делают латвийские власти? Если ты будешь преподавать на латышском языке физику, то ты будешь получать большую зарплату, чем на русском языке. И  многие латыши из латышских школ начали бежать в русскую школу преподавать физику русским детям на латышском языке, потому что там зарплата совершенно в этом плане другая. Понимаете? Здесь у Министерства образования…, они не на столько наивны,  как это с первого взгляда кажется.

Во-вторых. В советское время вы знаете, кто знает, была специальность "Русский язык в национальной школе". На вопрос мой,  а готовите ли вы преподавателей латышского языка для русской школы? Ведь это другая методика, специалисты это прекрасно понимают. Это другой подход, другой учебник и т.д.  Давайте посчитаем.  150 русских школ, ну - 149. В среднем нужно 7 преподавателей латышского языка,  умножаем 150 на 7 получаем 1050, а где эти преподаватели, которые специально подготовлены? То есть вот здесь в Министерстве образования,  конечно, понимают, что они не готовы кадрово. Это раз. Они не готовы с точки зрения обеспечения пособиями и т.д.  это два.     И они даже сами признали это,  я это вам прямо говорю,  что, конечно, здесь проявлена поспешность и они себя немного сами загнали в угол и как выйти из этого красиво,  здесь тоже один из моментов.

Конец беседы в Министерстве образования следующий.  Они согласились создать такую Комиссию,  в данном  случае  это  было  на уровне Департамента международных связей в Правительстве Москвы и Департамента образования. Давайте проведем совместные такие консультации, как обсудить вот этот весь вопрос?  На наш взгляд, что на это есть даже согласие с участием ЛАШОРа, провести это в  августе  вначале сентября.  Не знаю, что это даст,  но то,  что такой подход проявлен,  то есть что обсуждать.

Затем, я думаю,  Константин Федорович,  у нас вот  здесь  в названии написано "Московский Дом соотечественников», Институт СНГ и партия "Единая Россия".  Мне кажется "Единой  России" подключиться к встречам с правящей партией, не исключая и с партиями "Занчел" для вот этих моментов.  Это в порядке предложения Вам, как члену Совета партии "Единая Россия". Может быть, об этом имеет смысл  подумать, потому что вопрос действительно серьезный.  Дело идет о 40 % населения в Латвии и здесь, конечно, этот момент нуждается, то есть они нуждаются в поддержке.

И еще один аспект.  Мы бы просили юристов посмотреть,  какие документы международные  будут действовать,  потому что Игорь Витальевич знает,  на некоторые документы латвийские  говорят,  они необязательны к выполнению.  Я думаю, что целый ряд международных документов, которые приняты и здесь обозначены, здесь нет еще одного важного документа "О правах ребенка". Оказывается этот документ (я сейчас не собираюсь это утверждать 100 %), но как мне юристы сказали, он не убиенный с точки зрения, что отмахнуться от него не так просто.  То есть в порядке такой  рекомендации, мы с Игорем Витальевичем об этом говорили подробно, что использование международных документов и  Евросоюз,  куда  Латвия так быстро бежит,  это тоже может стать одним из аргументов.

И еще один аспект,  на который я хотел обратить внимание,  я еще раз говорю  о том,  что делается Правительством Москвы для высшего образования Юрий Алексеевич расскажет подробно.  Я вам назвал только общие цифры.

Я бы хотел в отношении выступления Владимира Николаевича некоторые моменты просто в порядке пояснения. Дело в том, что он сам употребил выражение, «…когда цари захотети…». Это его выражение в плане действия.  Он приводил цифры.  Это не в порядке критики, Владимир Михайлович,  поймете,  а в порядке просто фактов, конкретно. 57 % населения Таллина  это русские.  Совет Европы, образно говоря, задушил эстонские власти, чтобы они разрешили негражаданам голосовать на муниципальных выборах. Это был беспрецедентный факт, только опробованный в Эстонии.

Константин Федорович помнит,  как сюда приезжали руководители, будем   говорить,  русских партий. С ними было много встреч и была одна просьба: пойдите единым блоком. И что получилось? Давайте так  рассуждать.  Если бы вы были большинство в Муниципальном Совете Таллина,  можно было вопросы решать по - другому. Но что получилось? Они пошли разными колоннами. Каждый начал тянуть одеяло на себя. Отсюда провалены были русскими партиями, я образно говорю,  муниципальные выборы,  а вслед за ними бесславно провалены и парламентские выборы.  Когда все они получили 2,3 %  голосов, а если бы они пошли вместе, то они имели бы, как и в прошлый раз,  свою фракцию, не созданную искусственно правящими партиями, чтобы  их  не обвинял Совет Европы,  что нет там русской фракции, они из правящей партии поделились по одному депутату,  но это  не та была фракция, которая была до этих выборов.

Отсюда здесь какой момент?  Даже в Нарве,  правильно говорил Владимир Николаевич,  Правительство Москвы 3 лицея оборудовало, в том числе  в Нарве.  97 % населения Нарвы - русские,  а Совет - то получился совершенно другой.  Понимаете. Победили центристы, которые  уловили  настроение русского населения в Нарве,  использовали,  что они  будут поддерживать образование и т.д., а отсюда  многое  зависит еще не только от России,  не только от поддержки правительственной комиссии,  не только от поддержки Правительства Москвы,  а от действий сплоченных, то есть способность к самоорганизации, именно организаций соотечественников, в том числе и СОРСа.  Если бы СОРС русские партии не растащили на блоки… 

Почему? Ну, это Вы сейчас говорите - почему.  А Томберг,  а Андреев, а Иванов, а Маспанов!?  Но когда в разные стороны поехали,  конечно, партий теперь нет русских и не скоро они теперь возродятся. Это я вам в порядке просто информации, почему многое от защиты русского языка зависит и от самих организаций   соотечественников, зависит от самих граждан, раз они уже являются там гражданами страны. Понимаете - только если совместно, учитывая и понимая всю складывающуюся ситуацию. Поэтому сегодня, когда Людмила Алексеевна говорила, аналогичная  картина в том плане,  она говорит,  мы не знаем. кто направляет студентов?  Конечно, когда более 80 организаций и каждая считает, что она главная и только с ней надо разговаривать в Правительстве Москвы или в правительственной комиссии. И только она вправе  решать,  кого надо направить для учебы в Москву,  естественно возникает очень сложная позиция. Там, где удалось организациям соединиться,  например,  создать  Координационный совет, как в Молдове.  Вот сморите, Союз русских Литвы получил на выборах в Городскую Думу Вильнюса блокирующий пакет, то есть ни одного решения без участия русских голосов не будет принято.  И 5 комитетов получили.  Почему? Потому что пошли на выборы муниципальные единым блоком.  А отсюда теперь решены    некоторые  вопросы.  В частности,  они  продавили  теперь  через Сейм вопрос о разрешении функционирования в Литве действие филиалов российских вузов, что является немаловажным моментом.  То есть российские вузы получили правовое поле. Понимаете. Это важный момент.

Я еще раз хочу закончить мысль свою тем, что только совместными действиями можно решать проблемы.  Только - с одной стороны,  это сложно.  Да, может Россия использовать и свое давление через международные организации и т.д., но и с той стороны должно быть такое же адекватное действие за сохранение и развитие русского языка.     Спасибо.

Затулин К.Ф. - Спасибо. Сейчас Юрия Алексеевича выслушаем. После этого зададим вопросы обоим выступающим от Правительства Москвы.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ