Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

31.08.2003 – 05.09.2003 www.online.5ci.lt

"Русский вопрос"

Владимир Водо, корреспондент "Ъ" в Литве

В начале 90-х годов, после распада Советского Союза, перед российским правительством и обществом встала серьезная проблема, никогда ранее не стоявшая. В результате распада страны, за границей России остались миллионы русских. Большая часть из них проживает в государствах - бывших союзных республиках, где русские поселились на постоянное место жительство еще при Советской власти. Это уже само по себе является проблемой. Русские впервые за свою историю реально стали разделенным народом, живущим в нескольких государствах сразу. Надо сказать, что русское общество оказалось к этому не готовым.

К этому добавились еще другие проблемы того же корня. Становление Советского Союза вызвало к жизни большую русскую эмиграцию за рубежом. Распад СССР вызвал еще большую, массовую волну эмиграции в те же страны, как принято в России говорить "дальнего зарубежья". Поехали представители разных национальностей. Немцы стали возвращаться на историческую родину в Германию, евреи - на историческую родину в Израиль. Вместе с ними выехали также и русские, как правило, в составе смешанных семей. Была также и чисто русская эмиграция экономического характера, в основном, в США и Канаду.

В итоге, мы имеем сегодня приличный список стран, в которых живут русские. Стран со значительным русским населением насчитывается девятнадцать. Если к ним добавить еще страны, где русские есть в приличном количестве, но не составляют группы населения страны, то список перевалит за двадцать стран.

В принципе, ничего страшного в этом нет. Многие народы живут в двух-трех государствах. Русский народ имеет государство - Россию, в которой русских большинство. Любой русский в мире может рассчитывать на помощь и защиту со стороны России.

Но "русский вопрос" встал. Суть его такова. В большинстве стран, где русские проживают как национальные меньшинства, они не имеют всей полноты гражданских прав, подвергаются дискриминации и притеснениям на национальной почве. Лидерство по этому делу взяли некоторые страны СНГ из бывших союзных республик. Есть такие страны, где русским живется хуже всего, и там их положение бедственное. Но это не значит, что мы не должны обращать внимания на факты в других странах, где отмечены примеры притеснений русских.

Такое положение не может устраивать ни русское общество, ни российское правительство. Россия - страна с заметным положением на международной арене. Но ее соотечественников притесняют во многих странах. Западные страны защищают своих соотечественников как впрямую, силами правительства, дипломатического представительства, так и косвенно, силами международных организаций. Россия своих соотечественников, большинство из которых родилось на территории России, до недавнего времени не защищала, и не бралась защищать. Это подрывало авторитет России в мире. Ведь по стране судят не только по дипломатам и официальным визитам, но и по рядовым гражданам.

В настоящее время предприняты шаги со стороны российского правительства для улучшения положений своих соотечественников в странах Прибалтики. Было использовано не только дипломатическое давление, но и экономические санкции. Грузы, которые ранее шли из России в Европу через территорию Латвии и Эстонии, теперь идут через порты северо-запада России, недавно введенные в строй портовые терминалы. В итоге, Латвия и Эстония, из-за ксенофобии некоторых своих политиков, фактически лишилась доходного бизнеса. Предпринимаются шаги к тому, чтобы улучшить положение русских в других странах.

Не вина русских в Украине, Латвии, Литве, Эстонии и других стран, входивших в СССР, что они оказались в этих независимых государствах. Мы не можем ставить в вину русским соотечественникам то, что они решили избрать для себя другую страну в качестве места жительства. В 1992 году открыт свободный выезд и въезд в страну, и они этим правом воспользовались. Мы не можем ставить в вину выезд русских в Израиль и Германию в составе семей репатриантов. То же самое: правительство предоставило им такое право, и они им воспользовались. В ином случае это означало бы либо распад семей, либо сведение на нет всей программы репатриации. Русские, таким образом, выезжали по семейным обстоятельствам. К тому же, значительная часть из них выехала из "горячих точек" бывшего Советского Союза.

Но они - наши соотечественники. Они родились в России, говорят на русском языке, хранят русскую культуру, стараются сохранить свою национальную идентификацию. Россияне имеют полное право сочувствовать русским за рубежом России, брать их под свое покровительство и помогать им в рамках международного права и принципа невмешательства во внутренние дела суверенных государств. Но до недавнего времени мы этим пренебрегали, чем и стали вызывать представления о России, как о стране, неспособной позаботиться о своих национальных интересах.

"Русский вопрос" будет со временем решен. Решение его только укрепит мир и добрососедские отношения между Россией и этими странами, ставшими местом жительства наших соотечественников. Его решение будет содействовать развитию и укреплению культурных, общественных, научных связей.

Но в мире есть определенное противодействие решению "русского вопроса", которое, как представляется, вызвано опасениями, что русские за рубежом России могут быть использованы российским правительством в качестве "агентов влияния" или "пятой колонны" для вмешательства во внутренние дела суверенного государства.

Но это опасение беспочвенно. Большинство русских, живущих за рубежом России, не является гражданами Российской Федерации. Они имеют гражданство тех стран, в которых проживают, которое получили в соответствии с законами этой страны. Некоторые страны, правда, открыли с Россией режим двойного гражданства. Но этот режим двойного гражданства определяется межгосударственным соглашением, в котором, в частности, есть положение, что гражданин подчиняется законам и распоряжениям правительства той страны, в которой находится. Более того, русские - менее политизированная часть населения, чем представители титульной нации в том или ином государстве.

Сейчас в России введено в действие новое законодательство о гражданстве, которое четко отделяет граждан России от русских соотечественников за рубежом. Оно вызывает серьезные возражения, но, в целом, направлено на то, чтобы гражданство России имели преимущественно жители России, и чтобы не вышло так, чтобы за границами России проживало большое количество ее граждан. То есть, правительство России не имеет права давать какие-то указания и распоряжения русским за рубежом России. Они не под юрисдикцией России. Связи с ними могут быть только в пределах невмешательства во внутренние дела суверенных государств, в которых русские сейчас проживают. Преимущественно это все те же культурные, научные, образовательные, общественные связи.

Есть еще опасение, что Россия по-прежнему придерживается экспансионистского курса во внешней политике. И это опасение беспочвенно. Хотя Россия является правопреемником Советского Союза, но лозунг устройства революции во всем мире давно снят и списан в архив. Более того, Президент, члены правительства и органов самоуправления в России не могут быть членами партий, и обязаны руководствоваться общегосударственными, а не партийными интересами.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ