Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Национализм в белорусской политике

Александр Фадеев

Сегодня одним из активных факторов республиканской политики являются попытки увязывания ее с идеями белорусского национализма. При этом на политическом пространстве Белоруссии явно выделяются два основных центра генерации националистической идеологии, которые расположены на различных полюсах данного пространства. С одной стороны, национальную идеологию пытается утвердить в массовом сознании и использовать в своих интересах президентская администрация, с другой – радикальная правая оппозиция (БНФ, ОГП). Последняя не без оснований считает, что национализм Александра Лукашенко и его придворных идеологов отличается от национальных концепций оппозиционных партий, имеет свои особенности.

Действительно, высшее руководство республики деятельность по отстаиванию национального суверенитета видит исключительно в русле укрепления централизованного, сильного государства. Государство, как утверждают идеологи из администрации Лукашенко, является единственным институтом, способным гарантировать и обеспечить национальные интересы страны. На государственный аппарат возлагаются важнейшие задачи по социальной поддержке населения, «структурной санации экономики» и по определению государственной промышленной политики и руководству государственным промышленным сектором. Администрацией определена и стратегическая цель развития белорусской нации – суверенитет, базирующийся на конкурентоспособной экономике, поддерживающей благосостояние граждан республики.

В национализме самого Александра Лукашенко явно заметны проявления идеи об уникальном положении нынешнего белорусского государства в мире, особой роли белорусов в европейской истории, а также положения о самобытном пути и ценности белорусской экономической модели. Очевидно, что президент РБ в идеале видит Белоруссию «перворазрядной страной», себя – активным и авторитетным участником «европейского концерта», лидером на постсоветском пространстве, а Минск – политической caput mundi. Сам белорусский социум предстает при этом как бесконфликтное, консервативное общество солидарного сотрудничества. Вместе с тем, неправильно бы было полагать, что Лукашенко выступает как последовательный сторонник идеи «чистого», национального белорусского государства. Ему, пока по крайней мере, скорее ближе принципы, которые условно можно обозначить как Беларусь – родина народов, ее населяющих, белорусов по отношению к государству, а не по этническим корням.

Трагизм позиции Лукашенко по национальному вопросу состоит в том, что он никогда не сможет смириться и публично признать, что с распадом Союза ССР и образованием самостоятельного белорусского государства белорусы объективно превратились в неисторическую нацию, а высшее руководство республики – в политических маргиналов, находящихся на обочине европейского развития и консолидации. Выход из этого положения в виде интеграции с Россией был упущен. Кроме того, не следует упускать из виду, что нынешний президент, как показали годы его пребывания во власти, не может претендовать на роль самостоятельного и глубокого теоретика, способного всесторонне осмыслить и идеологически обосновать реальные, а не иллюзорные перспективы развития белорусского социума в современном мире.

Что касается радикальной правой оппозиции, то ее идеологи-интеллектуалы считают, что с 1991 г. Белоруссия вступила в период национального возрождения. С их точки зрения создание чисто национальных государств всегда сопровождает распад империй, наднациональных государств, и Белоруссия – не исключение в проявлении этой неизбежной тенденции. Уже само по себе обретение собственной белорусской государственности, если исходить из теоретических посылов лидеров БНФ, например, способно в полной мере удовлетворить полностью материальные, социальные и культурные потребности белорусского народа при правильной организации системы управления. Потенциальная интеграция с Россией, россияне и российское государство в целом воспринимаются правыми в РБ как абсолютно чуждые национальным интересам факторы внешней среды, факторы внешнего раздражения.

Конечно, сейчас примитивный национализм первых лет независимости, с расшитыми по вороту косоворотками, сомнительными с исторической позиции идеями о переименовании республики в некую Кривию или Литвинию в духе Ластовского, оппозиционерами в общем преодолен. Тогда, в начале 90-х гг. главным признаком принадлежности к белорусскому этносу выступали язык и национальная одежда. Однако широкого и глубокого интереса к родной культуре пробудить не удалось, а язык и национальный костюм использовались белорусскими националистами как символ политического свойства. Сложность социально-политического положения, экономический кризис в Белоруссии и падение жизненных стандартов требовали выхода негативной энергии, гнева, объективно вызывали потребность в  психологической разрядке и поиске внешнего виновника такого положения. На роль последнего вполне подошла «имперская» Россия.

Сегодня интерес к национальной истории, к героическому прошлому в республике  достаточно устойчив. Есть определенное стремление эксплуатировать его в политических целях как со стороны радикальной оппозиции, так и правящим лагерем. Выражается это в идеализации черт национального характера белорусов, подчеркивании особых свойств белорусской нации, уникальном положении республики в Европе и значимости политики государства для судеб остального мира. Вместо серьезного и вдумчивого изучения исторического наследия просматривается увлечение поверхностными, как правило не имеющими ничего общего с исторической правдой, легендарными сведениями из «славного прошлого» белорусов. Полулегендарным историческим деятелям ставятся памятники, их именами называются проспекты и площади. Полоцк, например, скоро украсит памятник князю Всеславу Чародею («лик» которого знаком белорусам по водочной этикетке), по официальной версии «самому могущественному властителю Восточной Европы начала второго тысячелетия»(?). 

Конечно, все это можно рассматривать с точки зрения социальной психологии как фактор некой компенсации за общественно-политическую, а главным образом экономическую отсталость республики на фоне остальной благополучной Европы. Отсюда, кстати, и тенденции к резкой критике, высмеиванию российской действительности в контексте безудержного самовосхваления белорусской идеологии, политики, социума, деятелей культуры и спорта.

С другой стороны любое националистическое движение невозможно представить без легендарных героев, подвижников и «страдальцев» за утверждение национальных идеалов. Вот как раз дефицит таких личностей, ущербность в плане эстафеты националистических традиций не может не ощущать современная белорусская оппозиция.

Единственным, пожалуй, крупным деятелем белорусского националистического движения века XX-го можно считать Ивана Ермаченко. Он был активным функционером Рады БНР, ее генеральным консулом в Константинополе, организатором в межвоенный период в Чехословакии Белорусского сокольского союза, Белорусского крестьянского союза и Всебелорусского студенческого объединения, инициатором издания и редактором журнала «Белорусский студент». Ермаченко соавтор дорогих для сердца белорусских националистов программных документов – первого устава Белорусского народного фронта, уставной грамоты Рады БНР, деклараций Рады БНР к Лиге наций, участникам Гаагской конференции и др. Но как знамя, бронзовый символ для оппозиционеров крупнейший специалист по вопросу национального белорусского движения все-таки не подошел: Иван Авраамович Ермаченко навсегда запятнал себя сотрудничеством с фашистскими оккупантами Белоруссии. В годы оккупации Ермаченко(видимо следуя логике борьбы за национальную независимость) стал «доверенным белорусского народа» при генеральном комиссаре Белоруссии В.Кубе, непосредственно выполнял все директивы министра восточных территорий третьего Рейха А.Розенберга.

Помимо подмочивших репутацию идеологов националистического движения, отсутствия преемственности и традиций, развитие интеллектуального национализма сдерживается драматической нехваткой великих, признанных во всем остальном мире деятелей именно белорусской национальной культуры в прошлом и настоящем. «Чистых», этнических белорусов среди мировых гениев в  литературе, живописи, театре и кинематографе, других видах искусства просто не оказалось. Белорусы всегда были и чувствовали себя неотъемлемой частью великой русской культуры, на этом и на связи с Русской православной церковью основывалось их национальное самосознание. Этими обстоятельствами, идеологически неприемлемыми для националистов, во многом и объясняется столь низкая популярность нынешних будителей белорусской нации от радикальной оппозиции. В целом полное неприятие белорусскими националистами великого русского культурного наследия, непризнание общей с русскими и Россией истории грозит обернуться страшными социально-психологическими последствиями для белорусов, которых искусственно могут лишить их исторического прошлого и культурных корней, сделав их Винцуками, не помнящими родства.

Лидеры оппозиционных структур довольно активно используют тезис о принадлежности Белоруссии к западноевропейской цивилизации, иной, альтернативной православию религиозной культуре. Председатель БНФ Валентин Вечерко не раз заявлял о том, что Беларусь – маленькая, чисто европейская по всем стандартам страна, волею исторических обстоятельств случайно выпавшая из русла развития остальной, уже консолидированной Европы. Однако любой непредвзятый исторический анализ показывает, что Белоруссия, в отличие от нынешних стран-членов ЕС, не рассматривалась никогда и никем в прошлом в качестве потенциального участника всех известных европейских интеграционных конструкций, предшествующих Европейскому союзу: Срединной Европы, Внутренней Европы, Дунайской федерации, Балканского союза, Южно-Европейского союза, Балтийской Антанты… Здесь исторические параллели провести не удастся.

Помимо раскручивания сомнительных исторических прав белорусской нации, оппозиция все очевиднее уходит от подтверждения обязательств по отношению к русским, которые оказались в роли национального меньшинства в Белоруссии, в случае своего прихода к рычагам политической власти. Скорее наоборот, в идеологических, партийных программах радикальных правых партий явно звучит тезис о преобладающей роли белорусской нации, о важности узаконения национальной символики, о приоритете белорусского языка, который должен стать единственным государственным языком в республике. Русские не только могут оказаться в положении, когда будут иметь ограниченные возможности для культурного, национального развития и приобщения к православной религии, но появится соблазн прибегнуть к реализации (тайной или явной) идеи насильственного вытеснения русских из Белоруссии.

В околонаучных статьях, других публикациях белорусских националистов нередко можно встретить новый подход к вопросу об идентификации русских в республике, который  выражается в определении русских как этнической разновидности белорусов. Естественно, что такое смелое предположение нуждается в обосновании. Поэтому издаются и географические карты, на которых территория исторической Белой Руси, которую, якобы, можно проследить уже с конца XI века,  занимает пространство от Белостока на Западе до Нижнего Новгорода на Востоке, от Каргополя на Севере и до Ряжска на Юге. Излишне при этом говорить, что Владимир, Рязань, Коломна, Ярославль и другие русские города на данных картах обозначены как «белорусские».

Конечно, к таким потугам удревнить собственную национальную историю нельзя относиться серьезно. Но так ли мала в действительности угроза мононациональной политики - беларусизации? Напомним, что в середине 90-х гг. понадобились массовые выступления, длительная и настойчивая борьба для того чтобы добиться права использовать русский язык в качестве второго государственного на территории Белоруссии. Затем положение с русским языком на протяжении ряда лет в Белоруссии выглядело лучше, чем в других республиках, возникших на развалинах Союза ССР. Однако сегодня все больше фактов, свидетельствующих о том, что правящая верхушка республики искусственно притормозило процесс всестороннего и полного удовлетворения языковых, национально-культурных и политико-кооперативных потребностей русского населения, прикрываясь тем, что большая часть этнических русских и членов смешанных семей приняли под воздействием обстоятельств белорусскую идентификацию. По решениям «сверху» поле действия русского языка свертывается, деловым языком в республике, языком СМИ все более становится белорусский язык.

Хотя явных ассимиляторских тенденций, открытого призыва к ликвидации русского языка как второго государственного и гонений на РПЦ на правительственном уровне пока не отмечено, но нет и реализации политики поддержки русских культурно-национальных и общественных организаций, активной защиты прав русского населения со стороны государства, что вызывает определенную озабоченность. Сегодня органам государственного управления в РБ свойственны подозрительное отношение к русским общественным объединениям (политические были ликвидированы еще в середине 90-х гг.), полное неприятие любых форм проявления русофильства в обществе, стремлений русских к самоорганизации и самоидентификации.

Все это резко отличается от политики, проводимой российским правительством в национальном вопросе, в частности по отношению к белорусам. В России сейчас проживает столько же этнических белорусов, сколько русских в Белоруссии – более 2 млн. Однако на территории России свободно действуют, в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом «О национально-культурной автономии», 12 региональных национально-культурных автономий белорусов(«Белорусы Москвы», «Беларусь» в Республике Коми, «Белорусское землячество Поволжья», «Калининградское землячество белорусов», «Белорусы Сибири» и др.), а также более 60 общественных организаций белорусов. Наиболее многочисленные автономии белорусов в Калининграде (150 тыс.), Москве (100 тыс.) и Санкт-Петербурге – 80 тыс. Существует и всероссийское объединение – Федеральная национально-культурная автономия «Белорусы России». Основная задача этих национально-культурных автономий и общественных организаций состоит в сохранении белорусского языка, традиций и проявлений национальной культуры, в реализации права на образование и приобщение к родной истории на белорусском языке.

Следует подчеркнуть, что пробуждение национального самосознания, патриотизма, интереса к истории этноса, языку в молодых независимых государствах, включая Белоруссию, – это нормальный и закономерный процесс. Его следует только приветствовать и поддерживать. В то же время нельзя ни в коем случае допустить, чтобы политические решения, принимаемые по любым этническим основаниям, какой бы государственной необходимостью они не объяснялись, наносили ущерб другим народам, совместно проживающим с «титульной нацией» в данных странах. В интересах Белоруссии проводить такую национальную политику, которая бы не вела республику к капсулированию и международной изоляции, не становилась годной только исключительно для внутреннего потребления. Ну а действия любых политиков, наносящие вред братству, исторической дружбе между белорусским и русским народами, искажающие историческую правду, должны оцениваться общественностью Белоруссии и России как преступные.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ