Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Тирасполь,1 сентября 2003 года
Дорогие приднестровцы! Уважаемые гости нашего праздника!
Все дальше в историю уходит день, ставший главным для сотен тысяч приднестровцев. 2 сентября 1990 года II Съезд депутатов всех уровней выполнил волю многонационального народа Приднестровья, провозгласив образование Приднестровской Молдавской Республики.
Мы помним трагические события первых лет становления нашего государства, когда судьба народа Приднестровья решалась с оружием в руках. С первых дней существования нашей республики руководством Молдовы предпринимались попытки ее ликвидации силовым путем. Отражая агрессию, сотни сыновей и дочерей Приднестровья, России, Украины отдали самое ценное, что могли, – свои жизни. Нет сегодня с нами и многих соратников, стоявших у истоков создания и укрепления нашего государства. Но в наших сердцах, в нашей памяти, в истории Приднестровской Молдавской Республики они будут жить вечно.
Прошу почтить их минутой молчания.
Уважаемые товарищи! Оглядываясь на прожитые республикой годы, анализируя развитие событий в современном мире, мы укрепляем свою веру в выбранный путь. И был ли иной выбор у приднестровцев, живущих на одной из частей разрушившейся державы? Был ли иной выбор перед лицом возродившегося национал-фашизма, перед угрозой геноцида и массового выселения с родной земли, обильно политой кровью и потом наших предков?
За истекшие годы Приднестровье прошло путь от нескольких административных единиц бывшей Молдавской ССР до целостной, независимой демократической республики, граждане которой осознают себя единым народом – приднестровцами. Мы преодолели испытания и трудности, не свойственные для многих новых государств, получивших независимость по наследству или по воле зарубежных политиков. Мы прошли и проходим трудный и тернистый путь в своем развитии, ни на шаг не отступая от международных норм и правил государственного строительства.
Символично, что постепенно из обихода ушел термин «молодое государство» применительно к Приднестровской Молдавской Республике. Приднестровская государственность доказала всему миру свою зрелость, жизнеспособность и самодостаточность.
Для приднестровцев независимость - не абстрактное понятие и не самоцель. Ее мера определяется не членством в ООН и других международных организациях, а, прежде всего, способностью самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни своих граждан, их уверенность в завтрашнем дне.
Возможностью трудиться и распоряжаться результатами своего труда, самостоятельно определять внутреннюю политику, свое место и отношения с внешним миром.
Согласием в обществе и свободным развитием граждан всех национальностей, их защиту от внутренних и внешних угроз.
И мы, несмотря на многочисленные препятствия и трудности, неуклонно следуем этим принципам c первых дней создания Приднестровской Молдавской Республики. На их реализацию направлены все силы и ресурсы нашего государства. В этом его главное и единственное предназначение!
Очередной год жизни Приднестровской Молдавской Республики был напряженным и трудным во всех сферах жизнедеятельности. Отсутствие серьезного прогресса в переговорном процессе и экономическая блокада оказали негативное влияние на социально-экономическое развитие Республики. Руководством Республики Молдова предпринимались энергичные меры для экономической и дипломатической изоляции Приднестровья, что привело к большим потерям в 2002 году в сумме 159 млн. долл., в том числе за счет снижения прибыли на 10,2 млн. долл., уменьшения экспортных потоков на 134,5 млн. долл. и потерь по налоговым поступлениям в бюджет на сумму 14,3 млн. долл. В первом полугодии 2003 года на 8,8 млн. долл., в том числе за счет снижения прибыли на 6,6 млн. долл. и недопоступлений по налоговым платежам в бюджет на 2,2 млн. долл.
В целом потери республики в результате экономической блокады за 2002 год и за первое полугодие 2003 года составили 167,8 млн. долл., из них прибыли на 16,8 млн. долл., снижения экспортных потоков на 134,5 млн. долл., недопоступлений по налоговым платежам в бюджет на 16,5 млн. долл.
Но, несмотря на значительные понесенные потери бюджета и предприятий, получен прирост ВВП на 25,8% и производства продукции на 27,6% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Возрос средний уровень заработной платы в производственной сфере на 44,7% и непроизводственной сфере на 21,4%. С 1 июля увеличен размер пенсий на 10%.
Cохранено государственное регулирование цен на социально значимые продукты питания.
Учитывая крайне неблагоприятные погодные условия, приняты меры по обеспечению закупок зерна. Верховным Советом и Кабинетом Министров выработаны меры по стабилизации положения в аграрном комплексе. Документ предусматривает в этих условиях финансовую поддержку сельхозпредприятий и мелиоративного комплекса, выделение льготного кредита сельхозпроизводителям.
Успешно начат процесс приватизации промышленных предприятий. Длительное время мы внимательно изучали опыт проведения экономических реформ в других государствах и, не имея право на ошибки, выработали собственные модели и подходы к данной проблеме. Опыт работы первых приватизированных предприятий вселяет оптимизм и дает все основания ожидать существенного повышения эффективности производства. В соответствии с проектами приватизации проводится реконструкция этих предприятий, привлекаются инвестиции для расширения производств и вывода на качественно новый уровень. Государство уже получило существенную прибавку в бюджет от продажи ряда предприятий. Но главной целью является их эффективная работа, обеспечение занятости населения и стабильные платежи в бюджет республики.
Немаловажен и внешнеполитический аспект приватизации. О своем желании приобрести собственность все чаще заявляют инвесторы из ближнего и дальнего зарубежья. Это свидетельствует о росте доверия к нашему государству, как гаранту обеспечения безопасности вложенных средств, к нашим специалистам-производственникам, способным освоить самые современные технологии производства.
Уважаемые гости нашего праздника! Вместе с тем, хочу отметить, что радикальное улучшение экономического положения невозможно без хотя бы частичного восстановления производственной кооперации, существовавшей до 1991 года. Народ, руководство Приднестровской Молдавской Республики высоко оценивает намерения Президентов России, Украины, Белоруссии и Казахстана создать экономический Союз.
Одним из важных элементов обеспечения независимости нашего государства является банковская система, заслужившая авторитет не только среди экономических агентов Приднестровья, но и за его пределами. На протяжении последних лет сохраняется стабильная и предсказуемая динамика обменного курса. Умеренные темпы инфляции и низкая девальвация приднестровского рубля позволили расширить спектр банковских услуг и повысить качество банковского обслуживания. Активизировалась кредитная деятельность коммерческих банков. Только за I полугодие 2003 года объемы кредитования национальной экономики со стороны банковского сектора возросли на 37%, а количество долгосрочных кредитов в их структуре увеличилось на 60%. Информация о приднестровском рубле и монетах республики размещена на страницах авторитетных мировых каталогов. В этих изданиях наша республика представлена как самостоятельное государство со своей собственной денежной единицей.
За истекшие годы была проделана большая работа по обеспечению информационной независимости и безопасности нашего государства. Создана самая современная инфраструктура телерадиовещания, средств массовой информации, интернета, которая обеспечивает неограниченный доступ населения к информационным ресурсам Приднестровья, России, Украины, стран дальнего зарубежья.
Построена одна из лучших в Европе по своим характеристикам телекоммуникационная сеть, обеспечивающая самые современные услуги связи. Сохранен и работает Приднестровский радиотелецентр «Маяк» - единственный по своим возможностям на постсоветском пространстве радиоцентр, способный донести сигнал в любую точку земного шара.
В республике постоянно усовершенствуется и поддерживается на хорошем уровне дорожно-транспортная сеть.
Дорогие приднестровцы! Хорошо известно, что за все годы Приднестровская Молдавская Республика обходилась без внешних заимствований, развивала социальную сферу исходя из своих собственных, порой скромных возможностей. Вместе с тем мы проводили и проводим социально ориентированную политику, главными приоритетами которой являются пенсионное обеспечение, здравоохранение, образование, культура и спорт. И конечной целью подъема экономики является создание новых возможностей для развития социальной сферы. Но и сегодня в республике осуществляется ее приоритетное финансирование. На эти цели запланировано более 58% общереспубликанских расходов. Фактически в текущем году их доля составила 74% от общих расходов Республиканского бюджета. Разработан ряд целевых программ по совершенствованию социальной сферы. Приобретается лечебно-диагностическое оборудование для медицинских учреждений республики. Система образования Приднестровской Молдавской Республики обеспечивает полный цикл обучения и подготовки кадров от дошкольного до среднего и высшего образования.
Реальности нашего времени таковы, что мы обязаны заботиться об обороноспособности и государственной безопасности республики. Наши Вооруженные Силы созданы на основе Республиканской гвардии, подразделений казачества, народного ополчения, имеющих боевой опыт отражения агрессии 1992 года. Золотой фонд приднестровской армии - профессиональные офицерские кадры, являющиеся носителями и продолжателями лучших традиций и военного мастерства Советской армии. В республике организована подготовка младших офицеров. Руководство республики делает все возможное, чтобы обеспечить боеспособность и боеготовность армии адекватно существующим угрозам.
Вместе с тем, мы выступаем за поэтапную и полную демилитаризацию при наличии системы международных и внутренних гарантий, всеобъемлющего и окончательного урегулирования взаимоотношений с Республикой Молдова.
Но, к сожалению, переговорный процесс не сдвинулся с мертвой точки. Международное сообщество проявляет сейчас высокую активность и заинтересованность в его ускорении. Только за последние полгода мы принимали у себя Действующего Председателя ОБСЕ, главу Администрации Президента РФ, специального посланника Государственного департамента США и специального представителя Президента РФ в государствах - участниках СНГ, многочисленные делегации Европейского Союза и Совета Европы.
Мы расцениваем эти визиты не только как помощь в разблокировании переговорного процесса, но и как прорыв дипломатической блокады. Благодаря прямым контактам с высокими представителями у нас появилась возможность предоставить объективную информацию о Приднестровской Молдавской Республике, о ситуации в регионе и нашей позиции в переговорном процессе. Следует отметить, что наши подходы к проблемам урегулирования оценены как конструктивные и реалистичные.
А реальности таковы: за 13 лет Приднестровье стало полноценным государством, ни в чем не уступающем Молдове, а по некоторым параметрам превосходящем ее. И вся логика переговорного процесса должна строиться на понимании сторонами этой реальности. Только принцип равенства субъектов на договорной основе может обеспечить внутриполитическую и геополитическую стабильность общего государства. Этот принцип соответствует московскому Меморандуму и европейским моделям федеративных государств, не ущемляет интересы народа Молдовы, позволит восстановить доверие и полнокровное сотрудничество между сторонами.
Хочу особенно подчеркнуть, что необходимыми условиями совместной разработки и возможного принятия Конституции общего государства являются:
- всенародное обсуждение проекта, разработанного Совместной конституционной комиссией;
- утверждение проекта Конституции на референдуме каждой из сторон.
Таким образом, каждый житель Приднестровья сможет высказать свое мнение о содержании будущего Конституционного акта и о целесообразности его принятия!
В успешном продвижении переговорного процесса велика роль стран-гарантов и посредника ОБСЕ. Приднестровцы благодарны Российской Федерации за миротворческую миссию, Украине - за поддержку в первые месяцы блокады. В то же время мы понимаем, что любое государство отстаивает, прежде всего, свои национальные интересы в русле быстро меняющихся геополитических реалий.
Приднестровская Молдавская Республика является сегодня весомым фактором мировой и европейской политики. Это определяет многовекторный характер внешней политики, открытость и готовность к сотрудничеству. Мы не можем оставаться вне общеевропейских интеграционных процессов и рассматриваем предстоящее урегулирование как свой вклад в региональную и общеевропейскую систему стабильности и безопасности.
Дорогие приднестровцы! Образованная по воле народа Приднестровская Молдавская Республика на протяжении этих лет является примером единения всех национальностей Приднестровья.
За 13 лет мы преодолели большой и нелегкий путь. Мы прошли через войну и экономический кризис. Но одновременно за эти годы была сформирована государственность, созданы все институты власти, реорганизована экономика, соответствующая международным требованиям. Мы создали свою банковскую систему, собственную армию, структуры правопорядка. Мы можем гордиться, что все эти годы Приднестровье, избежав острых общественных разногласий, оставалось островком гражданского мира и согласия. Мы сохранили общество, в котором исключены конфликты на национальной и религиозной почве, преобладают такие важнейшие общечеловеческие ценности, как мир и спокойствие, честный труд.
Своей самоотверженной борьбой за независимость, упорной работой мы утвердили свое право и право наших потомков жить на этой земле.
Да здравствует народ Приднестровья!
Да здравствует Приднестровская Молдавская Республика!
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |