Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Туркменистан Ру,
1 сентября 2003
Чарыгельды Аманов
Туркменский газ на фоне геополитики
Дискуссия в СМИ по поводу возможного участия стран Центральной Азии, прежде всего Туркменистана, в консорциуме по управлению и развитию газотранспортной системы Украины, обнажила ряд серьезных противоречий в подходах к процессам интеграции на пространстве СНГ.
Казалось бы, совсем недавно Москва инициировала процесс создания так называемого "Газового альянса", в который должны были войти Россия и Туркменистан - как ведущие производители "голубого топлива" в Содружестве, Украина - как покупатель значительных объемов газа, в том числе российского и туркменского, а также Казахстан и Узбекистан - как транзитные государства для туркменского газа и потенциальные экспортеры данного вида топлива. Идея, безусловно, здравая, однако плохо просчитанная с точки зрения нынешнего состояния межгосударственных отношений внутри СНГ. Не случайно, уже буквально спустя полгода после ее провозглашения и подписания соответствующего заявления лидеров "пятерки", о затее не вспоминали не только политики, но и журналисты. Некоторые из них, кстати, использовали неудавшуюся затею с "Газовым альянсом" для запуска очередных критических стрел в адрес Ашхабада, который якобы торпедировал данный проект своими непомерными амбициями газовой державы.
Насчет газовой державы – все верно, и постоянно растущий фактор туркменского газа в современной геополитике, как бы это кому-то не нравилось, тому подтверждение. А вот то, что амбиции Туркменистана вполне соответствуют его энергетическому потенциалу, а иногда даже выглядят гораздо скромнее его возможностей, можно наблюдать по последним событиям на газовом рынке и вокруг него.
Всплеск эмоций случился после заявлений некоторых украинских политиков, предложивших включить в состав вышеупомянутого консорциума, наряду с Украиной, Россией и Германией, также Туркменистан, Казахстан и Узбекистан. И вот что любопытно: те же российские эксперты, кто совсем недавно обвинял Ашхабад в срыве договоренностей о создании "Газового альянса" и упрекал его в нежелании присоединиться к процессам интеграции, сегодня буквально в штыки встретили намерение Киева создать на базе консорциума нечто подобное "Газовому союзу", но уже на более широкой основе – евразийской, и пригласить в него Туркмению как реального игрока на европейском рынке газа.
Кто-то, возможно, назовет преувеличением последнюю фразу, аргументируя тем, что напрямую туркменский газ в Европу пока не продается. Это верно, Ашхабад пока не имеет прямых контрактов с европейскими странами, но фактор туркменского газа все активнее влияет на общую картину евразийского рынка. Хотя бы тем, что без туркменского газа сегодня невозможно обеспечить энергетический баланс таких стран, как Украина, Грузия, Азербайджан, Армения и других. А с будущего года и "Газпром" не обойдется без закупок в Туркменистане необходимых для выполнения его внешних обязательств объемов газа – сначала планируется покупать у Ашхабада 5-6 млрд. кубометров топлива, но в последующем эти цифры должны расти чуть ли не геометрической прогрессии.
Следует воздать должное руководству российской газовой компании. Заключая контракт с Туркменией, здесь просчитали ситуацию на десятки лет вперед и сделали правильный вывод. О том, что эту центрально-азиатскую республику надо превращать из конкурента в своего стратегического партнера, иначе можно потерять позиции не только в СНГ, но и среди европейских потребителей российского газа. Причем, что гораздо более важно, "Газпром" строго следует подписанным документам и сегодня, например, вплотную занялся решением задачи расширения мощностей соединяющей Туркменистан и Россию газотранспортной системы, выделяя на эти цели до 2 млрд. долл.
Но далеко не все в Москве согласны с модификацией известной американской формулы - что хорошо для "Газпрома", хорошо и для России. А потому нет-нет да раздаются голоса про то, что "Газпром" якобы купил "мифический туркменский газ". Или про то, что ни в коем случае нельзя пускать туркменский газ в Европу, иначе, мол, конец российской монополии.
Нужно ли спорить с подобными "экспертами", которые рассуждают на уровне подходов небезызвестного Рема Вяхирева и столь примитивно оценивают российские национальные интересы? Достаточно заглянуть в подписанное 10 апреля в Кремле Владимиром Путиным и Сапармуратом Ниязовым двустороннее Соглашение о сотрудничестве в газовой отрасли между Россией и Туркменистаном и рассчитанное на 25 лет, чтобы увидеть абсурдность выдвигаемых критиками тезисов. Этот документ предусматривает и совместное освоение газовых месторождений на территории Туркменистана, и совместное строительство новых маршрутов для туркменского "голубого топлива", и совместный выход на новые рынки сбыта туркменского газа. Если Москве и Ашхабаду удастся выполнить намеченное, есть шанс, что мы увидим пример конкретной интеграции! И решение руководства "Газпрома" об открытии в Ашхабаде своего представительства – лишь один из первых шагов на этом пути.
Нет никаких сомнений в том, что партнерство России и Туркменистана в газовой отрасли будет оказывать теперь постоянное и серьезное влияние не только на развитие двусторонних связей в других сферах, но и на последующие интеграционные процессы в СНГ и за его пределами. Что ж, время подтвердило правоту туркменского лидера, который еще на заре объединения постсоветских республик в Содружество выступил против создания наднациональных структур и попыток насаждения интеграции сверху. "Реальная интеграция, - говорил еще тогда Сапармурат Ниязов, - при нынешнем различии в уровне экономик стран СНГ возможна либо на двусторонней основе, либо вокруг осуществления конкретных проектов, в том числе многосторонних".
Добавим от себя, что история складывается таким образом, что туркменскому газу суждено в ХХI веке служить мощным фактором реальной интеграции на огромном пространстве Евразии. Независимо от амбиций Ашхабада или пожеланий отдельных политиков и экспертов. И с этим фактором придется считаться всерьез и надолго.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |