Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Вароруд (Таджикистан) №35(71),
3 сентября 2003
И. Джамолиен
На прошлой неделе иранская фирма "Собир" выиграла международный тендер на строительство Анзобского тоннеля в Таджикистане. По сообщениям официальных источников Таджикистана, в тендере приняли участие четыре иранских компаний. Они предлагали разные сроки завершения строительства и объемы капиталовложений от 35 до 5 миллионов долларов США. Фирма "Собир" - победитель тендера - предложила для строительства Анзобского тоннеля 39 миллионов долларов и завершение строительства в течение 2,5 лет.
Строительство Анзобского тоннеля началось во времена бывшего Союза, а с распадом СССР все забыли о нем. Только четыре года назад правительство Республики Таджикистан возобновило здесь буровые работы, объявило объект "строительством века". По идее, по завершении строительства Анзобский тоннель должен обеспечить круглогодичное транспортное сообщение между севером и югом страны. Пока что Согдийская область почти полгода отрезана от других регионов. Многие аналитики считают, что этот тоннель может стать важной частью автомагистрали, соединяющей страны Центральной Азии. До сих пор все делалось собственными средствами и силами. По официальным сообщениям, на 1 января 2003 года на сооружение Анзобского тоннеля израсходовано 1,3 миллиона долларов США. На сегодняшний день проложено 1,5 километра дороги. А общая протяженность должна составить 5 километров. По оценкам министерства транспорта Таджикистана, пропускная способность объекта должна составить более 2 тысяч автомобилей в сутки.
Темпы и качество работ долгое время вызывали беспокойство правительства страны. Несмотря на принимаемые меры, ситуация не менялась. Работы продвигались медленно, не было и должного качества. В начале нынешнего года правительство на одном из своих заседаний отметило, что ход работ не отвечает требованиям, и вложенные средства расходуются не по назначению. Руководителям строительства Анзобского тоннеля было дано поручение в течение года довести уровень проходки на автомобильном и вентиляционно-дренажном тоннелях до 3 тысяч метров и уделить важное значение качеству производимых работ. Однако, ситуация не улучшилась. Многие задаются вопросам: почему так происходит? Ответ прост: с одной стороны, на качество работ влияют отсутствие современной техники, в том числе горнопроходческого оборудования, и специалистов. С другой - ощущалась острая нужда в капиталовложениях. Комментировать значение выражения "нецелевого использования средств", думаю, не нужно. На вопрос о том, "как были израсходованы выделенные средства?", ответ должны искать правоохранительные органы. Но есть другой вопрос: "Не мог бы Таджикистан для строительства тоннеля привлечь иностранных инвесторов?" Республика еще до возобновления работы в Анзобском тоннеле под названием "Уштур" не один раз предлагала проект для рассмотрения иностранных инвесторов. Но заинтересовать долгое время никого не удавалось. Иностранных инвесторов очень долго пугали последствия гражданской войны в Таджикистане. Исламская Республика Иран не раз предлагала свои услуги в развитии транспортной сети Таджикистана, особенно в строительстве дорожных коммуникаций. Особое значение придавалось строительству дороги Таджикистан - Афганистан - Иран с выходом на Киргизию и Китай. Анзобский тоннель рассматривался как составная часть этой международной транспортной коммуникации.
Во время визита президента Таджикистана Э.Рахмонова в Иран в мае прошлого года президент Хотами подчеркнул, что "эта дорога способствуют тому, чтобы путь Ирана в Таджикистан стал короче на одну тысячу километров". А визит министра транспорта Исламской Республики Иран Ахмада Хуррама в республику в середине июля нынешнего года и его переговоры с руководством Таджикистана определили контуры конкретного сотрудничества сторон в этой области. Стороны подписали договор о сотрудничестве в сфере транспортных коммуникаций и строительства. На первых порах Иран для строительства Анзобского тоннеля выделил грант в размере 5 миллионов долларов. На основе данного соглашения иранская сторона должна принять участие в реконструкции автомобильной дороги Душанбе-Джиргаталь-Саритош (Кыргызстан)-Кашгар (Китай). Как таджикская, так и иранская стороны выражают надежду на то, что если автомобильная дорога из китайского Кашгара свяжет Таджикистан, Афганистан и Иран, это станет важным шагом к восстановлению исторического Великого Шелкового пути и развитию торговли. Согласно договоренности Таджикистана и Ирана, ответственность за строительство Анзобского тоннеля полностью возлагается на иранскую сторону. Поэтому в международном тендере по строительству Анзобского тоннеля, проведенного специальной комиссией правительства РТ, участвовали только иранские компании. Теперь согласно утвержденному положению, руководство, техническое обеспечение и привлечение специалистов для строительства Анзобского тоннеля возлагается на иранскую компанию "Собир". На работы привлекается также рабочая сила от таджикской стороны. Строительство тоннеля должно завершиться в 2006 году. Несмотря на то, что после приобретения суверенитета Таджикистаном Иран не раз заявлял о намерении стать одним из основных партнеров по взаимовыгодному сотрудничеству с Таджикистаном, это его первое большое капиталовложение в экономику нашей республики.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |