Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Татьяна Титова
Развитие исторически сложившегося общего образовательного, научного и культурного пространства является на сегодняшний день одним из приоритетных направлений сотрудничества в рамках Содружества Независимых Государств, стимулирующим интеграционные процессы в других сферах гуманитарного сотрудничества.
Следует отметить, что взаимодействию государств-участников СНГ в области образования уделялось довольно существенное внимание практически с момента создания Содружества. Соответствующее многостороннее соглашение было подписано главами правительств в Ташкенте уже 15 мая 1992 г. В соответствии с этим документом, государства-участники гарантируют всем лицам, проживающим на их территории, равные права на образование и его доступность независимо от национальной принадлежности или иных различий. Государства-участники заявили о своем стремлении удовлетворять взаимные потребности в обучении граждан, подготовке, переподготовке и повышении квалификации рабочих кадров и специалистов, определяя на двусторонней основе механизм взаимных финансовых расчётов при возмещении затрат, произведённых каждым государством-участником на обучение учащихся, студентов, аспирантов и слушателей, не являющихся её гражданами и не имеющих постоянного места жительства на её территории.
Государства-участники также гарантируют бессрочное признание на своих территориях документов государственного образца о среднем, профессионально-техническом, среднем специальном, высшем образовании, переподготовке кадров, о присуждении учёных степеней и учёных званий, выданных в государствах-участниках к моменту заключения данного соглашения. Вопросы признания документов об образовании, об учёных степенях и учёных званиях в последующем государства-участники будут решать по взаимной договорённости.
Однако документы, касающиеся сотрудничества в гуманитарной сфере, принятые в первые годы после образования СНГ, носили преимущественно декларативный характер без определения четкого механизма выполнения взаимных обязательств. Качественный перелом в ситуации произошел лишь в 1997 г., когда Решением Совета глав правительств СНГ от 17 января 1997 г. была утверждена Концепция формирования единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств. Целью Концепции провозглашалось определение основных принципов, направлений, условий и этапов формирования единого образовательного пространства СНГ. При этом единое образовательное пространство характеризуется общностью принципов государственной политики в сфере образования, согласованностью государственных образовательных стандартов, программ, стандартов и требований по подготовке и аттестации научных и научно-педагогических кадров и программ, равными возможностями и свободной реализацией прав граждан на получение образования в образовательном учреждении на территории государств - участников Содружества.
Согласно Концепции, формирование единого образовательного пространства является одним из приоритетных направлений политики государств - участников Содружества. Интеграция государств - участников Содружества в области образования должна способствовать:
· сохранению исторически сложившейся духовной общности народов государств - участников Содружества;
· свободному приобщению граждан к ценностям национальных культур государств - участников Содружества;
· созданию условий и возможностей для формирования культуры межнационального общения;
· формированию предпосылок для развития многогранного сотрудничества народов государств - участников Содружества;
· становлению общего научно-технологического, экономического и информационного пространства государств - участников Содружества;
· расширению возможностей подготовки квалифицированных специалистов, аттестации научных и научно-педагогических кадров для различных отраслей экономики, науки, культуры, образования и социальной сферы.
Основными направлениями формирования единого образовательного пространства являются:
· разработка предложений о создании законодательной базы, регулирующей вопросы поддержки и развития интеграционных процессов в сфере образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров;
· согласование государственных образовательных стандартов всех уровней и стандартов, требований по подготовке и аттестации научных и научно-педагогических кадров;
· правовое и организационное обеспечение взаимного признания эквивалентности документов об образовании и документов об ученых степенях и званиях, выдаваемых выпускникам образовательных учреждений в государствах - участниках Содружества;
· расширение межгосударственного информационного обмена по вопросам образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров;
· проведение национальными органами управления исследований по выявлению образовательных потребностей населения и потребности в кадрах высшей квалификации государств - участников Содружества и прогнозированию ситуаций на рынках труда;
· разработка согласованных критериев и технологий мониторинга состояния и качества образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров в государствах - участниках Содружества, механизмов его внутригосударственного и совместного проведения.
Документ определил первоочередные мероприятия и этапы формирования единого образовательного пространства:
· первый этап - разработка и принятие межгосударственной программы формирования единого образовательного пространства, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров, межгосударственного соглашения о формировании единого образовательного пространства государств-участников Содружества;
· второй этап - гармонизация национального законодательства государств - участников Содружества в области образования в целях формирования единого образовательного пространства, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров. Предполагается разработка модельных законодательных актов, регулирующих отношения в сфере образования, межгосударственной и национальных программ сотрудничества, а также определение национальных координирующих центров, ответственных за их реализацию, включая информационно-аналитические и научно-методические аспекты;
· третий этап - создание системы социально-экономических и организационно-управленческих механизмов межгосударственного сотрудничества в сфере образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров, включая согласованные принципы обмена информацией о вопросах образования, разработку согласованных определителей качества образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров.
В рамках реализации Концепции формирования единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств было принято Соглашение о сотрудничестве по формированию единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств от 17 января 1997 г., ставшее базовым нормативным документом для дальнейшего развития законодательства СНГ в этой сфере (см. Приложение).
Соглашением предусматривалось создание Совета по сотрудничеству в области образования государств - участников Содружества Независимых Государств. Согласно Положению, Совет содействует формированию единого образовательного пространства Содружества Независимых Государств, в том числе:
1. рассматривает вопросы состояния сотрудничества в области образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров, анализирует ход реализации многосторонних соглашений о сотрудничестве в области образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров;
2. изучает возможности дальнейшего развития сотрудничества в области образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров, включая взаимодействие государственных и общественных структур, изучение в соответствии с заинтересованностью государств-участников Содружества образовательных процессов и тенденций развития образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров в рамках Содружества;
3. рассматривает и подготавливает проекты многосторонних программ в области образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров и вносит их в установленном порядке на рассмотрение в уставные органы Содружества, проводит совместные мероприятия в пределах компетенции Совета;
4. содействует органам образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров, общественным и негосударственным организациям государств-участников Содружества Независимых Государств в области формирования единого образовательного пространства Содружества;
5. изучает и обобщает опыт государств-участников Содружества по обеспечению социальной защиты учащихся и работников образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров, взаимному признанию эквивалентности документов об их квалификации в рамках Содружества;
6. координирует деятельность государств-участников Содружества в области подготовки научных и научно-педагогических кадров и взаимного признания эквивалентности документов об их квалификации в рамках Содружества.
Совет формируется из полномочных представителей государств-участников Содружества Независимых Государств - членов Совета (по два от каждого государства). Каждое государство имеет один голос. В состав Совета в качестве члена Совета с правом голоса входит Президент (представитель) Международной Академии наук Высшей школы.
В заседании Совета по его решению с правом совещательного голоса могут принимать участие представители международных и национальных организаций, осуществляющих деятельность в области образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров в государствах-участниках Содружества Независимых Государства, а также других организаций, заинтересованных в деятельности Совета.
Формирование единого образовательного пространства государств - участников СНГ - процесс длительный. Он требует проведения большой работы по сближению систем образования государств СНГ. В период с 1997 по 2000 гг. удалось разработать нормативно-правовые документы, определяющие принципы, задачи, механизмы и этапы формирования общего образовательного пространства. Межпарламентской Ассамблеей государств - участников СНГ были приняты модельные законы «Об образовании», «Об образовании взрослых», рекомендации «О едином образовательном пространстве и повышении социального статуса учащихся системы образования и науки в государствах - участниках СНГ». Однако целый ряд проблем в данной сфере гуманитарного сотрудничества еще требовал своего решения. Так, участники международной конференции «Актуальные проблемы формирования общего образовательного пространства государств - участников СНГ», состоявшейся 14-15 ноября 2000 г. в Санкт-Петербурге, выразили свою озабоченность тем, что темпы интеграционных процессов в области образования не отвечают потребностям формирования общего образовательного пространства. В частности:
1. сохраняется несогласованность в подготовке и реализации государственных стандартов обучения всех уровней образования, требований по подготовке и аттестации специалистов, не практикуется совместная разработка учебников и учебных пособий как по естественным, так и гуманитарным наукам;
2. не решены проблемы взаимного признания и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях;
3. в большинстве стран Содружества не реализуется принцип приоритетности бюджетного финансирования образования и не предпринимаются реальные меры по обеспечению необходимого общественного статуса и социальной защиты работников образования и учащихся, а также по созданию современной учебно-исследовательской базы;
4. в ряде стран СНГ имеет место нежелательная тенденция вытеснения русского языка из учебных планов и образовательного процесса, что ограничивает возможности образовательной, культурной и экономической интеграции государств - участников Содружества.
В этой связи конференция рекомендовала:
· активно формировать и совершенствовать законодательную базу образования, обеспечивающую его приоритетное развитие и функционирование как части общего образовательного пространства государств - участников СНГ;
· при разработке и принятии национальных законов в сфере образования учитывать положения Концепции модельного Образовательного кодекса и других модельных законодательных актов;
· оказывать активное содействие ратификации и реализации многосторонних и двусторонних межгосударственных соглашений и программ;
· считать приоритетными задачами в области формирования единого образовательного пространства разработку согласованных государственных образовательных стандартов нового поколения для государств - участников СНГ и создание межгосударственного Фонда поддержки сотрудничества в области образования.
Активная деятельность по разработке нормативно-правовой базы сотрудничества государств-участников СНГ в сфере образования велась на протяжение 2001 г. Так, 31 мая 2001 г. в Минске было подписано Соглашение об обмене информацией в сфере образования государств – участников Содружества Независимых Государств (Соглашение не подписано Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной). Подписание этого документа призвано было решить ряд проблем, связанных с формированием эффективной системы обмена информацией, используя собственные национальные информационные ресурсы государств в сфере образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров.
Согласно документу, Стороны определяют:
· национальные ресурсы информации в сфере образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров, открытые для совместного использования;
· унифицированные параметры предоставляемой информации;
· перечень субъектов - пользователей информацией;
· правовой режим обмена информацией.
Стороны обеспечивают взаимный доступ и доступ Исполнительного комитета СНГ, Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ, органов Содружества Независимых Государств к национальным ресурсам информации в сфере образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров, определенным для совместного использования, поддерживают их в актуальном (контрольном) состоянии.
Стороны по взаимной договоренности обмениваются информацией в сфере образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров путем электронной передачи документов на рабочем языке Содружества Независимых Государств по сетям электросвязи или путем предоставления субъекту-пользователю необходимой информации на бумажных носителях.
Окончание материала в следующем номере бюллетеня
ПриложениеГосударства-участники настоящего Соглашения в лице правительств, именуемые в дальнейшем Стороны,
принимая во внимание положения Соглашения о сотрудничестве в области образования от 15 мая 1992 года,
учитывая сложившиеся между народами Содружества Независимых Государств тесные связи в области образования,
сознавая важность взаимодействия Сторон в развитии систем образования своих государств, в том числе путем формирования единого образовательного пространства,
руководствуясь положениями Концепции формирования единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств,
согласились о нижеследующем:
Статья 1
Стороны с учетом развития интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств предпримут согласованные меры по формированию единого (общего) образовательного пространства в рамках Содружества (далее - единое образовательное пространство).
Статья 2
Стороны в целях формирования единого образовательного пространства:
создадут механизм координации интеграционных процессов в области образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров;
определят финансово-экономические параметры и механизм реализации совместных проектов в области образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров;
обеспечат в соответствии с национальным законодательством свободный доступ к учебной и научно-технической информации;
разработают необходимую правовую базу по вопросам взаимодействия в области образования, установления требований и механизма взаимного признания эквивалентности документов об образовании, ученых степеней и званий.
Статья 3
Для реализации настоящего Соглашения Стороны создают Совет по сотрудничеству в области образования государств - участников Содружества Независимых Государств, который осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о нем, являющимся неотъемлемой частью настоящего Соглашения.
Статья 4
Стороны создадут единую информационную систему по вопросам образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров.
Статья 5
Стороны предпримут меры по сближению норм национального законодательства Сторон в области образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров.
Статья 6
Стороны будут осуществлять взаимодействие при разработке и применении государственных образовательных стандартов, стандартов и требований по подготовке и аттестации научных и научно-педагогических кадров, а также при подготовке учебно-методических материалов, создании баз данных о вопросах образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров в своих государствах.
Статья 7
Стороны создадут необходимую правовую базу и предпримут соответствующие организационные меры в целях предоставления гражданам Сторон равных прав на получение образования с гражданами Сторон, на территории которых проходит обучение.
Регулирование приема и обучения в учебных заведениях министерств и ведомств обороны, безопасности, внутренних дел, пограничной и таможенной служб определяется двусторонними соглашениями Сторон.
Статья 8
Стороны будут придерживаться согласованных принципов в области подготовки, аттестации, переподготовки и повышения квалификации учителей и научно-педагогических работников.
Статья 9
Стороны будут координировать совместное участие в деятельности международных организаций, реализации международных программ и разработке международных проектов в области образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров и научных исследований.
Статья 10
Стороны будут регулярно обмениваться информацией о конкретных мероприятиях, осуществляемых в соответствии с настоящим Соглашением.
Статья 11
Настоящее Соглашение не затрагивает прав и обязательств Сторон в отношении третьих государств.
Статья 12
В настоящее Соглашение могут быть внесены изменения и дополнения с общего согласия Сторон.
Статья 13
Спорные вопросы, связанные с применением или толкованием настоящего Соглашения, разрешаются путем консультаций и переговоров заинтересованных Сторон.
Статья 14
Настоящее Соглашение вступает в силу со дня сдачи на хранение депозитарию третьего уведомления о выполнении подписавшими его Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для вступления Соглашения в силу.
Для Сторон, выполнивших необходимые процедуры позднее, оно вступает в силу в день сдачи соответствующих документов депозитарию.
Статья 15
Настоящее Соглашение открыто для присоединения любого государства, признающего положения Соглашения и выражающего готовность выполнять их в полном объеме.
Присоединение к настоящему Соглашению осуществляется с согласия всех Сторон.
Статья 16
Каждая Сторона может выйти из настоящего Соглашения, направив письменное уведомление об этом депозитарию не позднее чем за 6 месяцев до выхода.
Совершено в городе Москве 17 января 1997 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном Секретариате Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Соглашение, его заверенную копию.
Государства - участники СНГ, подписавшие документ:
Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан
Вступило в силу 20.12.1999 г. для Республики Армения,
Республики Казахстан, Республики Таджикистан; для Республики Беларусь 21.04.2000
г.,
для Российской Федерации 19.06.2001 г.;
для Кыргызской Республики 06.12.2001 г.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |