Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
А.Докучаева
24 сентября в Государственную Думу от Президента России поступили в качестве строчных проекты федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». На срочность указано самим Президентом. Это дает надежду, что депутаты примут эти законы до окончания своих полномочий.
Первый законопроект касается долгожданных изменений драконовского по отношению к соотечественникам закона о гражданстве 2002 года, второй – это поправки в законы, которые разрешают иностранным гражданам служить по контракту в российских вооруженных силах.
В пояснительной записке к проекту федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» (далее именуется – законопроект) говорится, что он направлен на упрощение порядка приобретения гражданства Российской Федерации отдельными категориями лиц, прежде всего гражданами бывшего СССР, проживавшими и проживающими в государствах, входивших в состав СССР.
Указанные граждане, переехавшие в Российскую Федерацию на постоянное жительство, были зарегистрированы по месту жительства и пользовались всеми социальными и экономическими правами, они также могли участвовать в выборах в органы местного самоуправления, проводимых на территории Российской Федерации. Значительное число таких граждан в настоящее время не имеет вида на жительство, поскольку ранее действовавшим законодательством на них был распространен режим пребывания и проживания на территории Российской Федерации, установленный для российских граждан.
Принятый в 2002 году Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» (далее именуется - Федеральный закон) не в полной мере учел эту ситуацию, в результате чего приобретение российского гражданства лицами, имевшими гражданство СССР и не один год законно проживающими на территории Российской Федерации, необоснованно затруднено.
В целях либерализации действующего порядка законопроектом предусматривается, что граждане бывшего СССР, родившиеся на территории РСФСР, приобретают российское гражданство не в общем, а в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, установленного пунктом «а» части первой статьи 13 Федерального закона.
Одновременно предлагается установить переходный период, в течение которого бывшие граждане СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г. либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации, могут быть приняты в российское гражданство в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, требований об источнике средств к существованию и владении русским языком, а также без представления вида на жительство, если они до 1 января 2006 г. заявят о своем намерении приобрести гражданство Российской Федерации. (Данное положение, на наш взгляд, не учитывает того факта, что ранее мая 2003 года разрешение на временное проживание не оформлялись. Те, кто до этого срока приехал в Россию на постоянное жительство, но не мог получить постоянную прописку, проживали по временной регистрации. То есть фактически имели разрешение на временное проживание. Но в предлагаемом законопроекте этот момент не учитывается. Следовательно этой категории соотечественников придется проходить всю процедуру оформления своего статуса также, как вновь прибывшим иностранцам. Остается надежда, что это упущение будет восполнено депутатами.)
Прием в российское гражданство без соблюдения условия о сроке проживания и без представления вида на жительство предусматривается для нетрудоспособных лиц, прибывших в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированных по месту жительства в Российской Федерации до 1 июля 2002 г.
В упрощенном, а не в общем порядке, как это установлено в настоящее время, предлагается принимать в российское гражданство лиц, проживающих в Российской Федерации, которые не менее трех лет состоят в браке с гражданами Российской Федерации либо являются нетрудоспособными лицами, имеющими совершеннолетних и дееспособных детей - граждан Российской Федерации.
В целях создания условий для притока в Российскую Федерацию квалифицированных специалистов упрощенный порядок приема в российское гражданство предусматривается и для лиц, окончивших средние специальные или высшие учебные заведения в Российской Федерации и являющихся гражданами государств, входивших в состав СССР.
Максимально упростить процедуру приобретения российского гражданства предлагается для ветеранов Великой Отечественной войны, в том числе для ветеранов трудового фронта.
Предлагаемые изменения затрагивают и общий порядок приема в российское гражданство. Согласно законопроекту иностранные граждане и лица без гражданства, зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г., могут быть приняты в российское гражданство без представления вида на жительство, а срок их проживания на территории Российской Федерации исчисляется со дня регистрации.
Законопроектом предусматривается возможность приобретения российского гражданства гражданами государств, входивших в состав СССР, проходящими не менее трех, лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях или в органах. Указанные лица вправе обратиться с заявлением о приеме в российское гражданство в общем порядке без соблюдения условия о сроке проживания и без представления вида на жительство.
Последняя новация предполагает внесение изменений в федеральные законы «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих» и ряд других федеральных законов в целях создания законодательных основ поступления в Российской Федерации иностранных граждан на военную службу по контракту и прохождения ими военной службы. Соответствующие предложения оформлены как проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», который вместе с законопроектом «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» представляется на рассмотрение Государственной Думы.
При подготовке законопроекта учитывались предложения депутатов Государственной Думы, Уполномоченного по' правам человека в Российской Федерации, Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации, политических партий и иных общественных объединений, а также отдельных граждан.
Внесение указанных изменений и дополнений не повлечет за собой дополнительных расходов средств федерального бюджета.
Ниже публикуем внесенные законопроекты. Текст Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» можно найти в бюллетене №51 от 1 мая 2002 года.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |