Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Независимая газета,
15 сентября 2003
Андрей Ермолаев
Киеву не избежать большого передела власти
Об авторе: Андрей Ермолаев - украинский политолог, директор киевского центра социальных исследований "София".
Лето 2003-го завершило не просто политический год, а целый политический период, начавшийся осенью-2000. Не стоит говорить об устоявшихся представлениях об этом периоде - мол, политики не любили Кучму и пытались добиться досрочной отставки президента. Важнее другое: четко проявился раскол молодой украинской буржуазии в борьбе за власть как за главный инструмент сохранения бизнеса.
Столкновение интересов новых собственников привело к появлению нелевой оппозиции ("Наша Украина" Виктора Ющенко и Блок Юлии Тимошенко), которая на время привлекла левых в качестве союзников - Компартию Петра Симоненко и социалистов Александра Мороза.
Нелевая оппозиция сформулировала ключевой для современной Украины вопрос: каковы перспективы государства? Но ответить на этот вопрос за два с половиной года конкурирующие силы так и не смогли. В итоге предметом конкуренции власти и оппозиции оказалась… пустота. Перефразируя известного писателя, начавшийся посткризисный период можно охарактеризовать как "Кучма, Ющенко и пустота".
Несмотря на мощное неформальное влияние президента на крупный бизнес, на Украине нет четко выраженного центра власти. Союз олигархов в парламенте (так называемое "большинство", в основе которого тройственный блок СДПУ(о) Виктора Медведчука, "Партии регионов" Виктора Януковича и "Трудовой Украины" Виктора Пинчука и Сергея Тигипко) не смог обеспечить появления новых центров. А тактика взаимного перехвата удачных лозунгов и злоупотребления информационными и политическими технологиями выхолостили содержание политическое борьбы.
Сейчас модно сквозь призму политреформы рассуждать о будущем Украины. Да, власть пошла на соглашение с частью оппозиции, создав совместный законопроект о политреформе, которая провозглашает выборы депутатов по партийным спискам, формируемое парламентом коалиционное правительство, административно ослабленный президент - вплоть до его избрания парламентом.
Возможны два варианта реализации политреформы. В первом случае осенью и весной состоятся два голосования в парламенте по согласованному законопроекту. Другой вариант: если весеннее голосование (на котором необходимо набрать 301 голос) будет блокировано, то власть попытается вынести на референдум текст новой Конституции.
Но реформа Конституции решает принципиально иную задачу: крупные собственники, владеющие "заводами, газетами и пароходами", готовы избавиться от давления административного аппарата, который остается главным элементом управления экономикой. Украинским олигархам необходима более управляемая и контролируемая с помощью денег и политических фигур система влияния. От авторитаризма до власти олигархов остался один шаг.
Однако политреформа, даже в случае благополучного развития событий весной 2004 года, не решит проблему конкуренции политико-экономических групп за власть. Более того, она обострит взаимоотношения конкурентов. Большому бизнесу сейчас трудно выбрать, во что вкладывать деньги - в сильного президента Украины и создавать его окружение, или, если изменения в Конституцию будут внесены, готовиться к приходу сильного премьера? Не исключен и третий вариант: вложение денег в мощные комитеты парламента, которые будут контролировать правительство. Как только в первом чтении пройдет новый законопроект о внесении изменений в Конституцию, тут же будет дан старт конкуренции: ведущим политико-экономическим группам станет ясно, по какому коридору бежать. Затем начнется быстрый раздел центров политического влияния на конкурирующие группы.
Выборы президента - украинский политический Гольфстрим 2004 года. Существуют три основных блока, которые будут конкурировать за власть. В пределах треугольника "группа Пинчука - группа Медведчука - группа Януковича" ведутся переговоры очень конкретного круга лиц. "Донецкие", которые долго выбивали себе пост премьера, становятся заложниками Гольфстрима. Очевидно, что Янукович пойдет на президентские выборы, но "донецкие" начинают понимать: им уготовано сыграть в игру, которая не принесет им прибыли. Януковича ведь не устраивает роль слабого президента, который должен будет подготовить место для нескольких олигархов и бесславно уйти через полтора года.
В лучшем положении оказались социал-демократы со своим лидером Виктором Медведчуком. Им удалось переиграть оппозицию по проекту политреформы, склонить Кучму к парламентской модели и убедить его, что здесь у президента больше шансов, чем в борьбе за "третий срок".
Второй центр сложился вокруг Виктора Ющенко. Он состоит из сил, ориентированных на прозападный курс Украины. Этот центр поддерживают политические и экономические группы, в данный момент находящиеся в осторожной оппозиции к власти, которые надеются на укрепление своего бизнеса в случае победы Ющенко. Но их стратегия рассчитана только на сильного президента. Иные форматы деструктивно повлияют на состав и настроения этой силы. Как и "донецкие", "нашеукраинцы" - заложники Гольфстрима. Ющенко вынужден играть на выборы: его имидж строился как имидж общенационального лидера.
Третья группа - левый блок. Коммунисты нужны власти. Однако чаще всего левые играют роль технологического компонента: они давно лишились шансов быть ведущей силой на выборах, тем более президентских. Как бы не завершились выборы-2004, в следующем политическом цикле левые будут компонентом правительственной коалиции. Не исключено, что правительство образца 2004-2005 года сформируют с участием коммунистов. Социалисты же за период сотрудничества с Ющенко серьезно подпортили свой имидж "левореформаторской" силы. Скандал с "пленками Мельниченко" превратил Александра Мороза в "политическую совесть" страны, но лишил его реноме партийного лидера. Есть вероятность, что СПУ в нынешнем составе даже не дойдет до выборов 2004 года.
Состоятся ли президентские выборы в срок - осенью будущего года? Наверняка. Украинское руководство дало слишком много обещаний, в первую очередь Западу, чтобы играть в смену дат.
Видимо, Кучма рассчитывает, что в ходе политреформы будет найден формат власти, в котором он сможет сохранить свои позиции. С этим связывают возможное еще в этом году усиление роли украинского Совета национальной безопасности и обороны (СНБО). Будут созданы условия, чтобы в стране появилось два правительства: одно - с условным статусом "политической коалиции", и второе - работающее под непосредственным контролем президента (по должности в состав СНБО входят все силовики, экономический и международный блоки правительства). И если Совбез кроме рекомендательных функций получит некие дополнительные полномочия, он может стать новым центром принятия решений.
Осень 2003 года будет ключевой и с точки зрения определения внешних стратегий Украины. Речь идет о включении Украины в ЕС, ЕЭП, ВТО. Политические группы, близкие к власти, защищали свои позиции, склоняясь в сторону евразийских моделей развития, в частности ЕЭП. И сейчас Украина - уже не инициатор, а заложник того, что было заявлено и обещано ее лидерами.
Конечно, за минувший год Леонид Кучма концептуально проиграл. Он эволюционировал от идеи сильного президента к чисто парламентской модели. Но за счет уступок президент ослабил тех, кого он считает своими непримиримыми оппонентами: Ющенко и оппозиционный альянс.
Но кто сказал, что силы, которые сегодня помогают хозяину Банковой переиграть оппонентов, не захотят разыграть "карту Кучмы" в случае собственного успеха?..
Впрочем, радикальных потрясений ждать не стоит: судьба украинского президента прочно связала в единое целое большинство крупных игроков, капиталы которых формировались на протяжении двух президентских сроков Кучмы. "Дело о первоначальном накоплении" станет в ряд с уже закрытым "Делом об обретении независимости".
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |