Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Известия,
20 сентября 2003

Ялтинская конференция

С боем и кровью вчера в Ялте четыре государства - Россия, Белоруссия, Казахстан и Украина - задокументировали свое намерение стать единым экономическим пространством. И бой, и кровь на самом деле фактически остались за кадром, их следы - в относительно расплывчатых официальных комментариях. "Путин использовал весь свой политический ресурс", - со вздохом, теперь уже облегчения, говорили в Ливадийском дворце дипломаты.

Зачем понадобилось столько усилий? Совсем разрозненным пресловутое пространство не является - у каждого из государств постсоветского пространства значительная часть товарооборота приходится на ближайших соседей. И все то, что оговорено в соглашении, - свобода передвижения граждан, капитала, услуг, рабочей силы - на нынешнем, еще не едином экономическом пространстве действует все же лучше, чем в отношениях с дальней и ближней Европой. В которую как минимум двое участников "четверки" - Россия и Украина - отчаянно стремятся.

Смысл же и идея-максимум ЕЭП - избежать вечных раздраев из-за того, чья сталь лучше, чьи трубы должны покупаться "Газпромом" и чьи автомобили должны ездить по дорогам СНГ. Цель благая, но крайне труднодостижимая.

В идеале все согласны с тем, что вчера говорил Леонид Кучма: если действительно строить единое пространство, то каждому из его участников нужно быть готовым к потерям. Потерям краткосрочным, которые когда-нибудь, в перспективе, должны обернуться долгосрочным выигрышем. Проблема выигрыша - именно в том, что он долгосрочный. И нынешние президенты, подписывающие в Ялте соглашение по ЕЭП, эффектом этим насладиться смогут скорее в качестве участников неформального клуба уже бывших лидеров. А реально жертвовать сегодня ради завтра можно лишь тогда, когда крайне уверен в этом сегодня. В том, что даже не самые популярные решения, обреченные на осуждение со стороны значительной части промышленного лобби, спокойствия не нарушат и в минус зачтены не будут. А кто из "четверки" в этом уверен? Показательный момент: Путин вчера в финале говорил, что, по его данным, решение о создании ЕЭП одобряет подавляющее большинство во всех четырех странах. Цифры называл фантастические: как минимум 90 процентов населения. Лукашенко кивал головой, Кучма с этими данными почти машинально соглашался (не лучшее место для споров), а Нурсултан Назарбаев, по сути инициатор и главный лоббист экономической интеграции, негромко говорил - "на самом деле я не знаю".

Украина вступила в ЕЭП с формальными оговорками - будем выполнять только то, что не противоречит национальному законодательству. Но когда речь заходит о Всемирной торговой организации, считающейся в пределах СНГ труднодостижимым идеалом экономического взаимопроникновения и экономических же свобод, подобных оговорок не возникает.

Как ни странно, но Украина во многом права. Если отмести часть сомнений Киева, явно рассчитанных на публику (лишний раз сказать "нет" "имперским амбициям" и заявить о неизменности любви к Европе), то остается здравое зерно, которое не могут игнорировать остальные. Зачем, говорила и говорит Украина, придумывать с нуля что-то новое (то есть ЕЭП), когда есть проверенное старое (то есть ВТО). К которому все участники "четверки" с той или иной степенью усердия намереваются присоединиться.

Причем с тем, что ради ВТО нужно чем-то жертвовать сейчас, даже противники ускоренного присоединения к этой организации в принципе согласны. С ВТО можно торговаться, оговаривая отдельные пошлины и переходный период, но люфт этого торга всем кандидатам, особенно Украине, достаточно понятен. С ЕЭП же простор для маневра пока не понятен - все рамочно, расплывчато, но с большими публичными надеждами. Которые даже после ялтинского подписания могут так и остаться надеждами.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ