Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Независимая Молдова,
26 сентября 2003

Молдова не собирается выходить из СНГ

А.Исаев

Владимир Воронин считает, что европейская интеграция не противоречит членству нашей страны в Содружестве

"Прибыв в США, я узнал две новости, что Молдова выходит из СНГ, и что эта инициатива принадлежит мне", - так ответил Владимир Воронин, на вопрос журналиста во время брифинга, который прошел вчера, после возвращения главы государства из Нью-Йорка.

Темой брифинга было участие Президента РМ в работе 58-й Генеральной Ассамблеи ООН. Но можно понять, почему прессу прежде всего интересовали комментарии Владимира Воронина к заявлению об итогах саммита в Ялте, и почему первый же вопрос был задан именно на эту тему. Практически сразу после саммита СНГ Владимир Воронин направился на форум ООН - и пока Президент отсутствовал, политики интерпретировали его слова самым неожиданным образом. Лидер парламентской группы СДАМ Думитру Брагиш назвал ялтинское заявление президента "поспешным". По его словам, "прежде чем отдалиться от стран СНГ и провозгласить европейскую интеграцию приоритетным направлением Республики Молдова руководству надлежит созвать референдум, на котором граждане определили бы вектор, которому должен следовать Кишинев. Слова эти удивительны от начала и до конца. Не будем уже говорить о том, что Брагиш явно что-то перепутал: референдумы, действительно, проводятся в странах, получивших официальное приглашение в ЕС. Но нас-то пока никто в Евросоюз не приглашает. А предложение определеять приоритеты внешней политики страны не иначе как через всенародный референдум может свести с ума даже опытного сотрудника МИДа - не говоря уже о начинающих дипломатах. Но это предложение еще можно понять: экс-премьер всегда любил референдумы. Труднее понять, почему Думитру Брагиш решил, что Молдова "решила отдалиться от стран СНГ". Тот, кто покажет мне эти слова в заявлении президента, получит право бросить в обозревателя "НМ" камнем. Это, конечно, не вполне корректное предложение, потому что если прочесть текст заявления хоть сколько нибудь внимательно, то ничего подобного там обнаружить не удастся. Сожаление по поводу того, что создатели ЕЭП "сыграли на понижение акций СНГ" есть. Напоминание о том, что Молдова стремится к модернизации СНГ и синхронизации экономической структуры Содружества со структурой Евросоюза - имеется. Повторение слов, сказанных в 2002 году о том, что "Молдова не будет могильщиком СНГ" - в наличии. А вот утверждения, что наша страна ставит крест на Содружестве, нет нигде. Это и понятно: такому утверждению взяться просто неоткуда. На брифинге глава государства привел такой факт: за два с половиной года нынешнего правления Молдова подписала и ратифицировала больше документов СНГ, чем было ратифицировано за предыдущие десять лет. Предложение о сближении стандартов СНГ и Евросоюза - тоже молдавского происхождения. О том, насколько плодотворной оказалась эта идея, можно судить хотя бы по словам Владимира Путина, которые он сказал на заключительной пресс-конференции саммита в Ялте (правда, по несколько иному поводу): "Мы тут все говорим о внесении европейских стандартов в деятельность Содружества..." Действительно - все: легко заметить, что в последнее время эта идея часто звучит в выступлениях и Нурсултана Назарбаева, и Леонида Кучмы. Впрочем, практика показывает, что от Думитру Брагиша в последнее время можно ожидать чего угодно. На днях блок "Moldova Noastra", одним из лидеров которой является Брагиш, провел пресс-конференцию, посвященную модной теме - приднестровскому урегулированию. На этой пресс-конференции левый социал-демократ Брагиш, оказавшийся за одним столом с правым либералом Вячеславом Унтилэ, озвучил идею о привлечении Румынии в качестве страны-гаранта. Резонный вопрос: "А Румынию-то почему?" не будет новым. Буквально то же самое давным-давно предлагали идеологи Демократической конвенции Мирчи Снегура. Надо понимать, из Демконвенции эти идеологи плавно перекочевали в блок "Moldova Noastra", и именно их отчетливо "правые" взгляды сейчас озвучивает "левый" Думитру Брагиш. Но интереснее всех оказалась интерпретация лидера ХДНП. Юрие Рошка назвал заявление Воронина "приятным сюрпризом и довел до сведения общественности, что Президент не только собирается выйти из СНГ, но и намерен отвернуться от России. И даже похвалил главу государства: "Воронин начинает понимать, что у России собственные стратегические, военные и экономические интересы, часто далекие от национальных интересов Молдовы. Если Воронину удастся сохранить и продвигать проевропейский вектор, то все политические партии должны только приветствовать эту неожиданную переориентацию", - сказал он. При чем тут Россия, уже совершенно непонятно. В заявлении об отношениях Молдовы и России не было ни слова. Равным образом никто не говорил, что Молдова собирается пересмотреть курс на стратегическое партнерство с Россией - потому что это была бы глупость высшей пробы. Не менее удивительно предположение, что, возможно, теперь, после Ялты, "Воронину удастся сохранить и продвигать проевропейский вектор". Вообще говоря, европейская интеграция была объявлена приоритетом внешней политики Молдовы очень и очень задолго до Ялты. Национальная комиссия по европейской интеграции и Департамент по европейской интеграции были созданы не день и не два назад. Еще в начале осени Владимир Воронин в обращении к нации назвал Концепцию европейской интеграции "главным стратегическим документом государства", а накануне саммита в Ялте было объявлено, что Концепция готова и будет опубликована - Юрие Рошка об этом прекрасно знает, благо если не обсуждал, то хотя бы присутствовал на недавнем совещании у президента, посвященном именно европейской интеграции Молдовы. Кстати, на брифинге Владимир Воронин заявил, что на днях этот документ вместе с письмом главы государства будет направлен руководству Евросоюза. То есть, президент, конечно, не размахивал флагами Евросоюза на площади - не в пример Юрие Рошке, который, надо понимать, тем самым помогал главе государства интегрировать Молдову в Европу. Но это же не дает оснований говорить об ориентации на членство Молдовы в ЕС, как о некой "перемене курса". Более того разговоры о "перемене курса" вообще звучат диковато - что сейчас, что раньше. В самом деле, с какой стати членство в СНГ должно противоречить ориентации Молдовы на вступление в Евросоюз? Украина на пару с Грузией вообще собираются в НАТО вступать: украинский министр обороны прямо об этом сказал во время визита в Эстонию, буквально за несколько дней до начала саммита в Ялте. Но предположение, что Украина собирается выйти из СНГ, в Киеве сейчас воспримут в лучшем случае как шутку дурного тона. В худшем - как политическую провокацию. Грузия, чья армия уже не только одета в натовское обмундирование, но и натовские винтовки М-16 уже берет на вооружение вместо "калашниковых", тоже саммитами СНГ не пренебрегает. И это естественно: ведь Грузия не только российским газом живет, но теперь даже и украинская энергосистема стала чуть ли не дочерним предприятием РАО ЕЭС. Спрашивается - а Молдове какой смысл охладевать к СНГ? На брифинге Владимир Воронин еще раз сказал, что Содружество уже сейчас - это уникальный инструмент решения двусторонних экономических проблем. Даже сейчас, когда каждый год обозреватели гадают, сколько продержится еще Содружество, от СНГ есть реальная польза. На прошлом саммите, в Кишиневе, Воронин предложил дать ветеранам войны право на бесплатный проезд по территории СНГ хотя бы один раз в году. На саммите в Ялте этот документ был подписан... А в перспективе (если бы эта перспектива не была затуманена созданием ЕЭП в его теперешнем варианте) - и эффективный инструмент экономического сотрудничества на всем пространстве Содружества: зона свободной торговли уже давно перестала быть просто идеей. Сейчас это - пакет документов, который можно потрогать руками и который странам СНГ удается разумно обсуждать. И вместе с тем в Уставе СНГ, который подписан и Молдовой, не содержится ни малейшего упоминания о запрете членам СНГ вступать в другие международные организации. Например, в Европейский союз. В заявлении Президента достаточно ясно сказано, почему руководство Молдовы негативно отнеслось к созданию ЕЭП. На брифинге Владимир Воронин дополнительно пояснил, в чем причина неудовлетворенности Молдовы по поводу учреждения этой организации. Воронин назвал "не до конца проясненным" вопрос о расширении ЕЭП. Президенты Белоруссии, Казахстана, России и Украины заявили, что ЕЭП - открытое сообщество и в перспективе вступить в него сможет любая страна, которая разделяет идеалы экономической интеграции. При этом никто не делает секрета из того факта, что между членами самой "четверки" есть ряд серьезных противоречий, вызванных прежде всего позицией Украины - внедрившей в ЕЭП принцип "разноскоростной и разноуровневой интеграции". Как известно, на деле это означает, что решения, которые принимаются в организации, не являются обязательными для всех. Например, украинское правительство всегда может заявить, что уравнивать те или иные тарифы с тарифами других стран ЕЭП Украина не будет. Потому что движется "с другой скоростью и на другом уровне". Первоначально, когда идея ЕЭП только начинала обретать очертания, предполагалось, что эта организация поможет странам-членам координировать действия по вступлению во Всемирную торговую организацию. Теперь же выясняется, что идея экономической интеграции внутри ЕЭП грозит потеснить или вообще вытеснить идею экономической интеграции в Содружестве - создание зоны свободной торговли сейчас планируется закончить не ранее 2010 года. И все это время основная сила СНГ - "четверка" - будет заниматься строительством ЕЭП и утрясанием конфликтов внутри своей организации. Понятно, что это отнимет много сил и энергии, которые пригодились бы Содружеству. Молдова не хочет ослабления СНГ. Напротив, стремится усилить Содружество. Собственно, именно об этом говорилось в заявлении Воронина, и именно это он еще раз повторил, общаясь с журналистами. Курс на европейскую интеграцию не противоречит членству Молдовы. И если создание ЕЭП замедлит на неопределенно долгий срок разработку принципа о синхронизации СНГ со стандартами Евросоюза, то это не означает, что из Содружества нужно бежать. "Молдова могильщиком СНГ не будет".

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ