Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Навигатор. (Казахстан),
22 сентября 2003
Петр Своик
При всей прогнозируемости происходящего, два феномена проявились сильнее ожидаемого:
Во-первых, это небывалое внутреннее напряжение борьбы. Если кое-где на перифериях акимы рулили выборами еще по-старому, в Алматы и нескольких других “продвинутых” городах кипела жесточайшая конкуренция. Что показательно – с упором на “черные” технологии, массированно применяемые против кандидатов оппозиции и явно координируемые из одного (двух) Штабов. Еще одна важная “новость”: если на прошлых выборах на роли провластных кандидатов подбирались, как правило, люди сами по себе не яркие, и результаты “делались” элементарными подтасовками в избиркомах, то теперь в бой бросились представители серьезной бизнес-элиты. И “пахали” многие из них действительно, не за страх, а за совесть.
Второй, удививший нас феномен – это еще более низкая, чем ожидалась, явка избирателей. В Алматы – средоточии самой яростной борьбы, явилось, даже по официальным данным, менее четверти избирателей. В основном - пенсионеры, причем очень многие уже конкретно “обработанные” провластными кандидатами. А если к этому присовокупить “дырявые” списки, по которым явно применялось “челночное” голосование, факты “заброса” бюллетеней и то, что в день голосования “крышуемые” властью кандидаты откровенно собирали “своих” избирателей прямо по домам и отвозили на голосование, можно смело говорить, что практически весь нормальный электорат – наиболее образованная и трудоспособная часть общества, будущее Казахстана, эти выборы просто проигнорировал.
Противоречие между “во-первых” и “во-вторых” на самом деле составляет органическое единство: “авторитарная демократия” замкнулась сама на себе. То есть, сначала система власти, построенная на коррупции и личной преданности, породила соответствующую бизнес-элиту, а теперь уже эти состоявшиеся бизнесмены со своими большими деньгами и “командами” начинают реальную борьбу за власть, используя в ней все те методы, к которым коррумпированное госчиновничество приучило их в бизнесе.
Теперь уже можно смело говорить, что времена абсолютно безликих маслихатов, как и Мажилиса и Сената, заполняемых подакимовским управляемым большинством, уходят в историю. В представительные органы теперь чисто конкретно рвутся прагматичные “молодые волки” (старые – тоже), знающие, зачем им это надо и как им этого добиться.
В принципе, то, что национальный бизнес созрел для самостоятельной борьбы за власть, – это нормально. Во всяком случае, это неизбежный этап транзитного периода, к которому приходится относиться объективно.
Но вот что страшно и чрезвычайно опасно для будущего страны: это отсутствие собственно Государства, которое могло бы хоть как-то умерить “дикий рынок” и “период первоначального накопления капиталов”, теперь уже политических, со стороны бизнес-группировок, цинично приученных тем же частно-семейным государством к тому, что Закон тоже продается и покупается. Если раньше Избирателя так или иначе агитировали, то сейчас его просто покупают. И если раньше сформированные из учителей во главе с директорами школ и завучами избиркомы просто выполняли указания кураторов из акиматов, то теперь плюсом к этому развивается “закуп” комиссий теми кандидатами, с помощью которых власти не пускают оппозицию.
Большая, очень большая, беда в том, что органы, призванные следить за законностью - избиркомы, полиция, прокуратура, спецслужбы, суды, – все они как система и как конкретные персоналии, являются непосредственными участниками политического сражения Власти против Оппозиции.
Вот в эту-то “игру без правил” и входит сейчас созревший национальный бизнес. Самые ловкие используют политическое противостояние власти с Демвыбором для своей частной политической выгоды, но большинство решившихся идти в политику предпринимателей сами страдают от творимого на их глазах беззакония, их самих “кидают”, и накапливающееся возмущение лучшей части бизнес-элиты – тоже очень опасный материал.
По-хорошему, строительство Власти, способной соблюдать “правила игры” и Гражданского общества, привыкшего к соблюдению правил, – на сегодня самая неотложная и важная задача президентского Государства Казахстан. Что является еще более сложной, трудоемкой и требующей огромных ресурсов, времени и кадров работой, чем даже строительство рыночной экономики. И уж коль скоро вся власть сосредоточена в руках Президента, главная ответственность за создание правового Государства, или его деградацию, тоже лежит на нем.
Но в судьбоносный момент возникновения ДВК Президент, к сожалению, выбрал путь удушения своих политических оппонентов с помощью “правоохранительных” органов. Чем дал индульгенцию на тиражирование тех же методов по всей стране сверху вниз.
И как на любой войне про- и антирежимных элит, самые большие потери теперь несет мирное население – электорат.
Вот о чем надо бы задуматься всем нам вместе…
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |