Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Столичная вечерняя газета,
8 октября 2003

Дырявая граница и миллионы мигрантов порождают проблемы для российской столицы.

Записал Григорий Нехорошев

Во время недавнего разговора с руководителем пограничной службы ФСБ Владимиром Проничевым президент Путин поинтересовался, как обустроена наша граница. "Надо честно сказать, никак", - последовал ответ. А начальник миграционной службы МВД Александр Чекалин, выступая перед депутатами, признал, что на территории России находится более 5 миллионов нелегальных мигрантов, в основном из стран СНГ. Необустроенность границ и нелегалы в России: как связаны эти два явления? С таким вопросом "Столичная" обратилась к советнику мэра Москвы Константину Затулину.

- В ФПС долгое время торжествовала доктрина, согласно которой мы должны охранять выдвинутые вперед рубежи СНГ, бывшую границу СССР. Военное присутствие в Таджикистане или Армении, конечно, дело нужное, но при этом оказалась совершенно открыта наша собственная граница с бывшими братскими республиками. Резкий спад экономики, вооруженные конфликты привели к тому, что миллионы людей из этих государств хлынули в Россию (из Азербайджана, например, уехало более 20 % населения). А что с ними делать в России, никто не знает. Никакой серьезной миграционной политики в России не было, да, по сути, до сих пор нет. У нас демографическая катастрофа, людские ресурсы нужны стране. Но надо четко представлять, сколько людей нужно, кто нужен, а главное - где они нужны. Ведь целые регионы сегодня просто опустошены. А мигранты стремятся туда, где рынок труда и так переполнен, прежде всего в Москву. В результате резко ухудшается криминогенная обстановка: количество преступлений, совершенных иностранцами, за 10 лет выросло втрое. В столице растет напряженность, отторжение, связанное с наплывом мигрантов.

Меры должны приниматься на федеральном уровне. Тем более что не только милиция, но и миграционная служба, и служба трудоустройства теперь выведены из-под прямого подчинения московских властей (считаю, что это было непродуманное решение). Незаконных, нежелательных мигрантов следует возвращать на родину. В отношении же тех, кому мы открываем дверь (в первую очередь, наши соотечественники), должна быть выстроена целостная миграционная политика. Переселенцев надо ориентировать туда, где в них есть потребность, в том числе через дифференциацию по регионам условий предоставления вида на жительство, создание им возможностей для обустройства.

Что касается собственно Москвы, то необходимо подтвердить правомерность всех тех решений, которые в свое время принимались мэром и правительством города и которые вызывали жесткое неприятие со стороны некоторых правозащитников. Я имею в виду наличие в Москве специальных норм регистрации. У нас, конечно, в этом отношении очень либеральная Конституция, но надо смотреть в лицо реальности: сегодня в столице каждый десятый человек фактически находится на нелегальном положении.

Свою роль должна сыграть работа московского правительства с национальными общинами. Москва - интернациональный город, и она не должна потерять это свое качество. Но внутри Москвы не должны существенным образом нарушаться пропорции сложившегося этнического баланса. Я полагаю, представители национальных общин, традиционно живущие в Москве, согласятся с таким подходом. Ведь мы сплошь и рядом сталкиваемся с тем, что преступления совершают одни "гости столицы", а страдают от возникающего протестного настроения совершенно другие люди, зачастую коренные москвичи.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ