Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Владислав Лосев (Минск)
Прошедшие 26 -30 сентября Дни Белоруссии в Москве еще раз убедительно показали, что у Белоруссии по большому счету нет иного пути в ее дальнейшей истории как возврат в лоно общерусской государственности. И это предопределено не в последнюю очередь чисто экономическими причинами, так как вряд ли кто-нибудь сомневается в том, что без российских потребителей, финансов и в целом рынка белорусская экономика просто исчезнет. Достаточно вспомнить, что товарооборот Белоруссии только с Москвой в настоящее время приближается к 4 миллиардам долларов (40 процентов от общего белорусско-российского), что в два раза больше, чем товарооборот России и США. А на недавнем совместном заседании правительств Москвы и Белоруссии был принят комплекс мер, которые позволят в случае их выполнения повысить взаимный товарооборот еще на 1 миллиард 200 миллионов долларов. Как заметил по этому поводу Александр Лукашенко «это мощный, амбициозный рывок во благо наших народов».
Фактически Белоруссия уже является регионом российского экономического пространства, хотя и не достигшим (по крайней мере, пока) равноправия с другими субъектами общероссийского рынка. Это неравноправие является серьезным препятствием для деятельности белорусских предприятий на российском рынке и существенным тормозом вообще в развитии экономики Белоруссии. Это, по всей видимости, осознает белорусское руководство, и поэтому им неоднократно поднимался вопрос «о равенстве субъектов хозяйствования» в рамках Союзного государства. В то же время нельзя не заметить, что постановка данного вопроса с белорусской стороны не более чем сотрясание воздуха и поза, так как в самой Белоруссии власти в значительной степени препятствуют деятельности российских производителей. Достаточно вспомнить все эти бесконечные кампании по ограничению продаж на белорусском рынке российских пива, хлеба, шоколада, масла и других товаров. Белорусские власти требуют от российской стороны односторонних уступок полагая, по видимому, что их самих настоятельно не попросят о взаимности. Кстати, такая «хуторская» хитрость является одним из тех барьеров, которые серьезно препятствуют формированию единой общерусской экономики.
Вообще же в Белоруссии складывается довольно парадоксальная ситуация. Экономические круги республики в большинстве своем убеждены, что белорусская экономика остро нуждается в едином экономическом пространстве с Россией. Национальный банк Белоруссии также неоднократно и недвусмысленно высказал свое положительное отношение к введению в Белоруссии российского рубля в качестве платежного средства. Как видим, все всё понимают, и все одобряют, а объединение буксует, так как на самом высоком уровне не принимается главное политическое решение. И одна из причин этого, по всей видимости, в том, что до руководства Республики Беларусь не доводятся в полном объеме данные о существующем положении дел в белорусской экономике, так как аналитические структуры призванные это делать во многом работают «под заданную картинку», то есть фактически занимаются подтасовкой фактов. Это наглядно проявилось в ходе годичной давности «газового» скандала, когда чиновники «Газпрома» проявили куда большую осведомленность о состоянии белорусской экономики, чем премьер-министр РБ.
Прошедшие Дни Белоруссии в Москве были довольно успешными для белорусской стороны с точки зрения экономики. Так, только предприятия Витебской области, торгуя своей продукцией в Северном административном округе Москвы, получили выручку в 250 миллионов белорусских рублей (118 тысяч долларов), а посланцы Могилевской области в Восточном административном округе продали товаров на 600миллионов белорусских рублей (284 тысячи долларов). Кроме того, были приняты решения о том, что витебские товаропроизводители будут реализовывать свою продукцию в Северном округе на постоянных торговых площадях, в том числе и на московских рынках «Савеловский» и «Бутырский». А сельхозпредприятия Могилевской области в 2004 году будут не только поставлять свою продукцию непосредственно в Восточный округ Москвы (на производство которой московская сторона намерена выделять частичное авансирование), но и получат возможность создать на территории округа сеть фирменных магазинов. Помимо этого, между Восточным административным округом российской столицы и Могилевской областью было подписано соглашение о «закреплении городов и районов Могилевской области за управами Восточного округа для организации долговременного взаимовыгодного сотрудничества» в сфере экономики, культуры и образования.
Подобные дружеские и партнерские взаимоотношения характерны не только для двух московских округов и двух областей Белоруссии. Каждый округ Москвы установил шефство над одной из белорусских областей.
Москва вообще очень доброжелательно относится к Белоруссии и так естественны слова Юрия Лужкова о том, что «белорусы очень близки нам по духу, корням, по отношению к России и русским». И не случайно правительство города остановило свой выбор на торговой марке «Савушкин продукт» Брестского молочного комбината, который будет снабжать все московские школы своей вкусной продукцией. И без сомнения у московских детей при словах Брест и Белоруссия будут возникать самые теплые чувства.
А вот какие чувства появляются у белорусских детей при упоминании слова Москва – это еще очень большой вопрос. Кажется, какие еще могут быть сомнения, ведь буквально 30 сентября Александр Лукашенко во всеуслышание заявил, что «Москва дорога нашему сердцу еще и потому, что в душе остается столицей нашего общего Отечества». Но это было сказано в концертном зале «Россия», а вот в учебниках по истории белорусским детям внушается нечто совсем иное.
Возьмем для примера учебник для 7 класса общеобразовательной школы с белорусским и русским языками обучения «История Беларуси XVI-XVIII ст.ст.» (авт. П.О. Лойка, Минск, «Народная асвета», 2000г.). Как видим издание довольно свежее и официально утверждено Министерством образования РБ. В самом начале автор со многими оговорками признает, что «жители большей части Беларуси в XVI ст. называли себя русью, людьми русскими, русинами», а свою землю определяли как Русь и только значительно позже появляется понятие Белая Русь.
«Название Беларусь для обозначения всех земель нашей страны (имеется ввиду Белоруссия – В.Л.) и определение ее народа как белорусов распространилось только во второй половине XIX столетия». Это, пожалуй, единственная объективно изложенная часть этого учебника, а далее отражение исторического процесса происходит по следующей схеме:
В центре Европы от «моря до моря» раскинулось самая передовая, демократическая, многоэтническая, веротерпимая и просвещенная «белорусско-литовская держава». Правда официально именовалась она Великое княжество Литовское, Русское и Жемойтское, но это не суть важно. Расширяли благородные литовские государи (они хоть и назывались литовскими, но воспринимать их школьники должны как белорусских) свои владения, выполняя завет Великого князя Ольгерда («вся Русь должна принадлежать Литве») в основном мирным путем и на договорной основе, а небольшие эксцессы (например, походы на Москву) можно не брать в расчет. Но вот из «небольшого удела-вотчины» поднялась хитрая, жестокая и охочая до чужого Москва, которая стала присоединять к себе соседние «незалежныя» государства-княжества и таким образом набирала могущество. А затем «Иван III приписывает себе роль правопреемника Киева, а после женитьбы на дочери (?) последнего византийского императора (автору учебника видно невдомек, что Софья Палеолог была племянницей императора Константина XI Палеолога – В.Л.) и главы всех православных христиан Восточной Европы. После этого он начинает выказывать претензии на соседние православные белорусские и украинские земли, что входили в отдельное государство. Великое княжество Московское их также объявляет своей вотчиной». Великие князья литовские и польские короли не хотели воевать, но Москва постоянно их принуждала к этому, совершая против Литвы и Польши многочисленные военные кампании, сопровождаемые грабежами и насилием. При этом Литва и Польша представляются как последний оплот просвещенной Европы перед агрессивной Московией.
Вот некоторые выдержки из названного учебника «История Беларуси XVI-XVIII ст.ст.» в полной мере иллюстрирующие вкладываемую в голову учащихся схему восприятия исторических белорусско-российских взаимоотношений:
«Руководители белорусско-литовского государства, Польши и остальных балтийских стран хорошо понимали, чем для может обернутся выход Русского государства к морю».
«Бешенного прямого артиллерийского обстрела ни стены, ни люди не выдержали. 15 февраля Полоцк был захвачен войсками Ивана IV».
«Великое княжество Литовское накапливало силы и искало выход из драматического положения. Тем временем на присоединенных к Москве землях хозяйничало русское войско, Хозяйничало основательно».
«Граница Речи Посполитой с Россией оставалась мирной только 15 лет. В 1632 г. Русское государство начало войну».
«Военные успехи царского войска, грабительская политика московского самодержца на захваченных землях, массовый угон в плен жителей городов и сел неоднозначно отражалось на настроениях разных слоев общества Беларуси»
«Выжженная земля. Именно такой вновь предстала Беларусь после очередного военного лихолетья. На этот раз земля наша потеряла около 700 тысяч человек. Это каждый третий».
Куда там фашистской оккупации. В Великую Отечественную войну (извините за невольное кощунство) погиб всего лишь каждый четвертый житель Белоруссии.
«По распоряжению российского командования 8 сентября 1708 г. Могилев был разрушен и сожжен, хотя никакой военной необходимости в этом не было. Судьбу Могилева разделили в 1706-1708 г.г. многие белорусские города, местечки, деревни. Особенно потерпели Гродно, Несвиж, Клецк. Ляховичи».
«На 50-70 процентов были разрушены городские поселения Менского, Полоцкого, Витебского, Мстиславского воеводств. Некоторые населенные пункты были практически стерты с лица земли».
«К России отошла Восточная Беларусь с городами Полоцк, Витебск, Орша, Могилев, Рогачев, Гомель. Но даже это трагическое событие не прибавило политического разума соперничающим магнатским группировкам».
«В этой битве против отборных российских войск Суворова воевали более 2 тысяч белорусских крестьян-косионеров (т.е. вооруженных косами – В.Л.). Почти все они полегли. Небольшая часть пыталась найти спасение за стенами крупчицкого монастыря. Но казацкая сабля секла и в святом месте».
А вот как в школьном учебнике объясняются утраты, которые несла в результате гонений в Речи Посполитой западнорусская православная церковь: «Православная церковь теряла своих сторонников и потому, что была в то время чересчур традиционной и не воспринимала перемен, происходивших в мире. Неизменным языком проповедей (автор учебника явно путает службу и проповедь) оставался церковнославянский, который далеко отошел от разговорной речи и был непонятен не только прихожанам, но и части проповедников. Уровень образования последних был в большинстве своем не очень высоким, чтобы конкурировать с хорошо образованными католическими священниками».
Ну, а в ходе изучения курса истории Белоруссии учащимся предлагается ответить на вопрос: «От каких врагов довелось защищаться белорусам на протяжении XIII-XVI столетий?». В данном случае нет сомнений в том, какого ответа ждут от школьников.
Приведенные цитаты (а подобные перлы широко рассеяны по всему учебнику) в полной мере дают представление о том каким откровенным мусором и враньем забиваются головы белорусских школьников и какое отношение к Москве и России формируется системой государственного образования у молодого поколения Белоруссии.
К этому стоит добавить, что в названном с позволения сказать учебном пособии народные движения за сохранение православной веры и русскости белорусского народа, а также борьба западнорусских князей за восстановление отдельной от Литвы и Польши русской государственности и воссоединение с Московской Русью или замалчиваются или же определяются как изменнические и разбойничьи.
Показателен в этом смысле пример знаменитого западнорусского князя Михаила Глинского, который выступил (нач. XVI в.) в защиту православия, против насаждения католицизма на Западной Руси и за воссоздание русской государственности со столицей в Киеве. Как писал летописец «пристали к нему князья Друцкие и князь Михаил Мстиславский с замками своими, тот с Друцким (недалеко от Минска – В.Л.), а тот с Мстиславским, также и оршанцы, Кричев, Гомель подались к нему». Так вот, это восстание, которое в случае успеха могло избавить западнорусский (белорусский) народ от последующих многовековых бедствий, притеснений и страданий объявлено «Историей Беларуси XVI-XVII ст.ст.» ни много, ни мало, а предательством.
Действия же восставшего «люда простого» в ходе освободительной казацко-крестьянской войны 1648-1651 годов против Речи Посполитой представлены как бесчинства взбунтовавшейся черни: «Кровь стынет от действий казаков и оказачившихся белорусских крестьян. Например, крепостные Давыд-Городецкой волости напали «способом казацким» на поместье князя М.Четвертинского. Они подчистую разграбили господский двор и убили до смерти управляющего шляхтича К.Делячинского. В деревне Струги селяне разгромили двор шляхтича Я. Мокрицкого, а самого утопили в речке». При этом автор учебника умалчивает о том, что ненависть крестьян и казаков была вызвана жестокими и беспощадными действиями польско-литовских шляхетских карателей во главе с литовским князем гетманом Янушем Радзивилом, войска которого зимой 1649 года поголовно истребили жителей Турова, Мозыря, Чечерска и Давыд-Городка, поддержавших казаков Богдана Хмельницкого.
Таким образом, с сожалением, приходится отмечать, что в Белоруссии продолжает функционировать сформированная еще после развала СССР система целенаправленного искажения национального самосознания белорусской молодежи, имеющая не только антимосковскую и антироссийскую, но и антибелорусскую направленность. Ведь в качестве национальных героев в Белоруссии насаждается культ тех исторических персонажей, которые, будучи этнически чуждыми белорусам проявляли в годы своей деятельности необузданную жестокость в отношении западнорусского (белорусского) народа. Это, в первую очередь, литовские князья Радзивилы, польские шляхтичи Андрей Тадеуш Бонаветур Костюшко и Константин Винцент Калиновский. Истинные же герои Белой Руси или представлены в ложном свете, или предаются забвению.
Белоруссия и Россия совместно способны приостановить процесс рассеяния восточнославянского мира, положить начало собиранию распавшегося в 90-е гг. этнического сообщества. Большую роль при этом играет образование Пришло время, наконец, осознать, что гуманитарное просвещение в Белоруссии не может более оставаться уделом только чиновников от образования и уж тем более той группы лиц, которая именует себя «творческой интеллигенцией». Белая Русь - неотъемлемая часть Русского, восточнославянского мира, и поэтому Россия и Москва более не вправе не обращать внимания на то, какое отношение к ним формируется в сознании и в душах белорусских школьников и студентов. Нужна планомерная и последовательная работа по воссозданию общерусского гуманитарного пространства и конкретная поддержка тех подвижников (учителей и преподавателей), которые вопреки всем сложностям и препонам несут своим ученикам завещанное предками слово исторической правды.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |