Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
"Ольвия-пресс",
6 октября 2003
О.Елков
Очевидно, что в подходе мирового сообщества к молдо-приднестровскому урегулированию намечаются серьезные перемены, и некоторые предпосылки этих перемен можно было заметить уже на прошедшей неделе. Одним из показательных событий в этом смысле стал международный семинар по проблемам федерализма, организованный в Молдове и Приднестровье Парламентской ассамблеей ОБСЕ. Европейские эксперты, приехавшие поучить нас федеративным отношениям, сами очень многому здесь научились.
В течение двух дней парламентарии и эксперты из Молдовы, Приднестровья, Австрии, Германии, Финляндии, России и международных структур обсуждали наиболее оптимальные модели применения федеративных принципов к отношениям Кишинева и Тирасполя. Семинар стал хорошей возможностью сравнить приднестровский и молдавский походы с тем, что понимают под федерализацией в Европе. Как выяснилось в результате, понимание у европейских экспертов нашла именно позиция Приднестровья.
Как сообщил в интервью информационному агентству «Ольвия-пресс» министр юстиции ПМР, член Совместной конституционной комиссии от Приднестровья Виктор Балала, «судя по тому, что нам было представлено на семинаре и судя по опыту создания европейской конституции, принцип федерализации приднестровские эксперты с европейскими понимают одинаково. Мы говорили на одном и том же языке. Да, мог быть некий спор относительно терминологии, но он носил не антагонистический характер, а юридико-терминологический, то есть спор о шлифовке разного рода формулировок, об одинаковом понимании того, что закладывалось, и не более того. Еще раз повторю - под термином «федерализация» приднестровская сторона и европейские эксперты понимают то же самое».
Совсем другая история - с молдавским подходом к федеративной идее. Настоящим откровением стало прозвучавшее на семинаре признание кишиневских представителей, которые заявили, что предпочитают не употреблять в дальнейшем термин «федерализация». Вместо этого Молдова предлагает говорить о «регионализации».
Это знаковое признание Кишинева. Другими словами, в присутствии международных экспертов Молдова фактически отказалась решать вопрос на федеративных принципах и подтвердила, что будет настаивать на сохранении унитарного государства.
Как сообщил Виктор Балала, «основной тезис, который прозвучал, заключается в том, что молдавская сторона не видит необходимости построения федеративного государства, она считает, что предлагаемые ею принципы «регионализации» тождественны понятию «федерализация». Правда, при этом были выставлены несколько тезисов, которые показали, что все-таки даже в молдавском понимании эти процессы не тождественны. Так, кишиневскими представителями было заявлено, что они видят регионализацию в том, что сегодняшние существующие субъекты Молдовы, как-то: муниципий Кишинэу, по их мнению, - это как раз яркий пример регионализации с учетом территориальных, экономических и других особенностей. И Молдова считает, что этот пример был бы весьма полезен для определения статуса Приднестровья. Но муниципий Кишинэу никогда не обладал объемом государственного суверенитета и выполняемыми задачами, равными или близкими к тому, что выполняет сегодня Приднестровье как государство. В кишиневской позиции звучит только одно – Приднестровью предлагают отказаться от существующей степени государственного суверенитета, гарантированности и защиты полученных прав с тем, чтобы стать просто одним из административно-территориальных единиц РМ как унитарного государства».
Свою антифедеративную позицию Кишинев явственно обозначил не только на семинаре. В последнее воскресенье сентября о ней кричали на центральной площади молдавской столицы, которая вновь превратилась в трибуну националистов. Христианско-демократическая народная партия Молдовы возобновила свои многотысячные акции протеста.
Заметным новшеством в лозунгах фронтистов, которое отметили уже многие аналитики, стало существенное изменение акцентов. Если раньше особый упор у Рошки делался на призывы к свержению воронинского режима, то на этот раз главными угрозами для Молдовы называются российское военное присутствие и – та самая идея федерализации, которую так откровенно похоронили молдавские эксперты на международном семинаре. И вот что показательно. Чем большую поддержку находит позиция Приднестровья у мирового сообщества, тем истеричнее становятся протесты в Кишиневе.
Антирусские и антифедеративные лозунги толпа фронтистов скандировала даже как-то более искренне, чем традиционное «долой коммунистов». Грозить сепаратистам и московским оккупантам на кишиневскую площадь вышла не только рошковская молодежь, но и те, кто был здесь на таких же митингах в 89-м. Сегодня эти люди каким-то внутренним чутьем уловили, что их фанатичная натура вновь востребована властью. Сегодня они, как и тринадцать лет назад, чувствуют себя хозяевами положения.
На этой же неделе антирусская волна в Молдове поднялась на небывалую доселе высоту. Со вторника в Кишиневе начались ежедневные пикеты фронтистов у здания российского посольства. Показательно, что кроме немедленного вывода войск из Приднестровья от Москвы требуют отказаться опять же - от федеративной идеи в приднестровском урегулировании.
Как заявил в интервью журналистам участник пикета, депутат парламента РМ от ХДНП Валентин Килат, «мы ждем, когда Россия выведет свои войска с территории РМ и мы протестуем также против федерализации, потому что федерализация ни к чему хорошему не приведет. РМ должна быть так, как есть в Конституции, унитарным государством. Поэтому мы здесь протестуем и будем стоять до тех пор, пока этот вопрос не будет решен».
Нетрудно заметить, что все, против чего выступают сегодня фронтисты, удивительно гармонирует с той политикой, которую ведут против России и федеративных идей в приднестровском урегулировании официальные молдавские власти. О том, что лозунги Рошки фактически дополняют политику президента Воронина, не скрывает сегодня и сам молдавский псевдокоммунист. Отвечая в Страсбурге на вопрос о его отношении к пикетам у российского посольства, Воронин заявил, что эти «действия вписываются в процесс демократизации и исполнения прав человека». То есть «долой русских оккупантов» и федерализацию - это, по мнению Воронина, как раз та демократия, которую и впредь будет защищать молдавский президент.
Информационное агентство «Ольвия-пресс» уже рассказывало о том, что накануне фронтистских акций у Воронина и Рошки состоялась продолжительная встреча тет-а-тет. Как показала прошедшая неделя, фронтисту и псевдокоммунисту удалось легко договориться о совместных действиях.
Особенно тяжело видеть то, что происходит сегодня в Молдове, защитникам Приднестровья 92-го. По их мнению, разницы между Кишиневом 2003-го и Кишиневом 89-го сейчас практически нет. Объединив свои усилия, молдавская власть и молдавская оппозиция сознательно обостряют все то, что было заложено в основу кровавой войны 92-го.
Как отметил в интервью информационному агентству «Ольвия-пресс» председатель Союза защитников Приднестровья Павел Кузнецов, «политика, которая делается сейчас на кишиневской площади, и выступления Воронина – абсолютно одинаковы по своей сути. Если бы у молдавского президента было бы желание прекратить это - у них есть закон об экстремизме, у них вполне достаточно сил и методов для того, чтобы прекратить это варварство. Но нет. Очевидно, что это какие-то совместные действия, основанные на каких-то соглашениях».
«Те митинги, которые сейчас проходят в Кишиневе, - это все продолжение шагов, которые в последнее время скатываются к началу событий 1990 года, - считает председатель Дубоссарского Союза защитников Приднестровья Сергей Смеричинский. - То есть у нас сейчас, в принципе, ситуация 1989-1990 годов. Все идет по накатанной дороге, те же самые люди, те же самые действия»…
На фоне войны лозунгов Кишинев продолжает войну экономическую. До сих пор Молдова не объяснила, что она подразумевает под требованием постоянной регистрации приднестровских предприятий в Кишиневе. По действующим законам наших соседей, с 1 января такая регистрация означает для нас необходимость платить налоги в молдавский бюджет. Молдова до сих пор не представила ни одного документа, который опровергал бы такую перспективу.
Более того. На днях молдавское правительство одобрило проект бюджета своей страны на следующий год, который при внимательном рассмотрении наталкивает на очень серьезные опасения. Доходы бюджета Молдовы планируется увеличить на 15 процентов по сравнению с 2003 годом. Откуда у нищей страны, которая к тому же ни получила в этом году ни цента кредитов, возьмется такой рост? Если сопоставить эту сумму с приднестровским бюджетом, получается, что она практически совпадает с теми доходами, которые мы запланировали на 2004 год.
Если вспомнить, что в одной из своих разработок молдавские эксперты планировали увеличить свою доходы на сумму приднестровского бюджета, то все становится понятным. Вполне вероятно, что Кишинев уже заложил в свой бюджет те налоги, которые он намерен собирать с зарегистрированных в Молдове приднестровских предприятий. Пока это только версия, но весомых опровержений ее молдавская сторона так и не представила.
И еще об одной войне - телефонной. По-прежнему передатчик в Каушанах глушит приднестровскую мобильную связь, и по-прежнему нет проводной связи между двумя государствами. На прошлой неделе по инициативе ОБСЕ и стран-гарантов в молдавской столице состоялась встреча министра информации и телекоммуникаций Приднестровья с ответственными лицами Молдовы в области связи. Тирасполь подготовил простой и понятный план разрешения телефонного кризиса, который поддержали гаранты и посредники.
Как сообщил журналистам министр информации и телекоммуникаций ПМР Владимир Беляев, «эти предложения заключались в том, что для того, чтобы начать переговоры, необходимо устранить мешающее воздействие средств радиоподавления Молдовы на мобильные сети Приднестровья, Приднестровья - на мобильные сети Молдовы. В этом ключе нами было подготовлено соглашение о взаимных гарантиях, заключающееся в том, что будут выключены взаимно подавляющие сигналы. При этом мы приступали бы к конструктивному равноправному диалогу по решению всех проблем, связанных с проводной телефонией и с планом нумерации».
Однако реакция Кишинева на приднестровские предложения оказалась далека от конструктивной. «Мы глушение прекращать не будем, а вы у себя в Тирасполе должны не только прекратить адекватные меры, но еще и полностью переподчинить всю отрасль связи Молдове».
Как сообщил Владимир Беляев, «позиция экспертов РМ заключалась в следующих моментах: Приднестровье обязано убрать свое мешающее воздействие на мобильные сети Молдовы, Молдова не будет убирать мешающее воздействие на сети мобильной связи Приднестровья. Второй посыл: сети рассматриваются как единое целое, восстановление проводной связи возможно только исключительно при условии, что терминация международного трафика будет осуществлять только «Молдтелеком». Не думаю, что данные позиции экспертов Молдовы совпадают с мнением гарантов и ОБСЕ». Понятно, что такая позиция Молдовы затягивает телефонный кризис на неопределенный срок.
Итак, новая волна национализма, похороны федеративной идеи, экономическая и телефонная блокады – все эти действия Кишинева ясно показывают, что никакого компромисса в наших отношениях Молдова не искала изначально. Однако яма, которую роют сегодня Приднестровью кишиневские политики, в конечном итоге может стать ловушкой для них самих.
Дискредитируя федеративную идею, Кишинев тем самым показывает мировому сообществу, что единственное, что можно здесь совместно построить – это совражество двух сторон. Какой бы замечательной ни была конституция будущей федерации, в условиях тотального недоверия населения двух берегов друг другу она не просуществует и дня. Такое нестабильное общее государство не нужно никому – ни Европе, ни России, ни американцам. Молдавская власть сама подталкивает мировое сообщество к единственному в этой ситуации прагматичному выходу. Ни федерация, ни конфедерация, ни - тем более - унитарное государство не сделают регион стабильным. В существующих условиях только полный суверенитет Приднестровской Молдавской Республики способен разом разрешить весь клубок проблем. И чем больше Кишинев будет стараться задавить «непокорных сепаратистов», тем очевиднее для всех будет этот вывод. Молдова так и не поняла, что сама себе роет яму.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |