Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Независимая газета,
14 октября 2003
Анна Скорнякова
Пока Касьянов маневрирует между ЮКОСом и "Роснефтью", Россия теряет позиции на нефтяном рынке Азии
Не дождавшись от правительства России (в том числе в ходе недавнего визита Касьянова в Пекин) внятного решения о строительстве нефтепровода Ангарск-Дацин, Китай обратил взоры к другому выходцу из СССР - Казахстану. Правительство России в свое оправдание ссылается на формальный повод - заключение специалистов о недостаточной проработанности проекта в области экологии. И даже недавний визит премьер-министра РФ Михаила Касьянова в Китай не обнадежил восточных партнеров. В Пекине, судя по всему, поняли подоплеку. Возможно, именно после этой встречи китайцы стали искать других продавцов нефти. И вспомнили о Казахстане.
В Астане оказались расторопнее. Как вчера заявил управляющий директор казахстанского "Казмунайгаза" Каиргельды Кабылдин, его компанией "принято совместное с китайской CNPC решение о начале строительства нефтепровода в середине 2004 года с целью поставлять в Китай 20 млн. тонн, а в перспективе - до 50 млн. тонн нефти в год. Китайская сторона предоставляет все необходимое финансирование". Примерно на такие же объемы рассчитывают инициаторы строительства российско-китайского нефтепровода, что позволяет говорить о конкуренции между этими проектами.
Развивающаяся экономика Китая требует все больше энергозатрат, поэтому Поднебесная с каждым годом увеличивает импорт нефти. К 2010 году китайцы будут готовы покупать около 130 млн. тонн нефти в год. Они крайне заинтересованы во всех проектах, которые предполагают быстрое начало поставок черного золота. Воодушевленные разговорами о стратегическом партнерстве с Россией, власти Китая рассчитывали на нашу страну и даже выполнили свою часть проекта нефтепровода Ангарск-Дацин. Но проект не получается. На помощь китайцам пришли казахи.
Договоренность между властями Китая и Казахстана о строительстве нефтепровода существовала с 1997 года. Более того, его первая очередь, участок Атырау-Кенкияк на северо-западе Казахстана, уже введена в строй. Финансирование строительства второй очереди, участка Атасу-Алашанькоу (КНР) протяженностью около 1,3 тыс. км, еще месяц назад был готов взять на себя "Казмунайгаз". Однако теперь Китай взял на себя обязательство полностью оплатить все работы в сумме 800 млн. долл., и строительство нефтепровода начнется уже в середине следующего года. К 2006 году КНР надеется получить по трубе первые баррели нефти.
По словам Каиргельды Кабылдина, новый маршрут будет заполнен за счет нефти, добываемой CNPC на западе Казахстана (около 8 млн. тонн в год), и группы месторождений на юге страны, разрабатываемой российским "ЛУКОЙЛом" и канадским PetroKazakhstan (10-12 млн. тонн в год). Такие объемы на первое время вполне обеспечат рентабельность трубы, а в перспективе, по словам Кабылдина, они могут вырасти до 50 млн. тонн в год.
Эксперты считают, что готовность Китая финансировать строительство трубы из Казахстана является ответом Поднебесной на нерасторопность российских властей. "Это вполне может быть связано с тем, что российская сторона затягивает переговоры, - сказал корреспонденту "НГ" аналитик Института финансовых исследований Григорий Выгон. - Хотя переговоры о строительстве трубы из Казахстана тоже шли довольно давно. Но тот факт, что китайцы хотят сами финансировать проект, вполне может свидетельствовать о неком давлении на Россию со стороны Китая - в том смысле, что мы для них не единственный источник энергоресурсов".
Отпадет ли у Китая потребность в российской нефти после начала эксплуатации казахстанского нефтепровода - зависит, по словам Григория Выгона, "от того, насколько быстро будет расти спрос на нефть в самом Китае, как у них будет развиваться собственная добыча на шельфе. Кроме того, Китай хотел импортировать российскую нефть не для внутреннего потребления, а фактически для реэкспорта в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Покупали бы нефть у нас, а свою собственную продавали бы - была бы экономия на транспортных затратах. В этом смысле многое будет зависеть от роста потребления в других странах АТР. В частности, если Китай планировал экспортировать свою нефть в Японию и Корею и в этих странах спрос будет расти достаточно быстро, тогда востребованными окажутся и казахстанская, и наша нефть. То есть в среднесрочной и тем более в долгосрочной перспективе эти проекты дополняют друг друга. Но на начальном этапе они, конечно, будут конкурировать, потому что, может быть, столько нефти не нужно ни Китаю, ни прочим странам. Поэтому кто раньше построил трубу, тот и успеет захватить рынок".
Впрочем, проблемы с китайским рынком сбыта в связи со строительством казахстанской трубы могут возникнуть разве что у России в целом. На планах нефтяной компании ЮКОС, которая была инициатором строительства нефтепровода Ангарск-Дацин и гарантировала половину его наполнения (около 10 млн. тонн в год), происшедшее вряд ли отразится. Глава ЮКОСа Михаил Ходорковский уже заявлял, что в отсутствие трубы поставки в Китай будут осуществляться по железной дороге. К тому же у ЮКОСа есть интерес к нефтяным месторождениям Казахстана, и в случае покупки одного из них китайская труба решит проблемы как рынка сбыта, так и транспортировки сырья.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |