Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Газета СНГ,
30 сентября 2003
Зарина Аскарова
Узбекистан намерен увеличить приток иностранных инвестиций в страну. Сегодня на открытии инвестиционной конференции Исламского банка развития (ИБР) в Ташкенте глава республики Ислам Каримов заявил, что правительство Узбекистана принимает все возможные меры для улучшения инвестиционного климата.
Кстати, Узбекистан стал членом ИБР совсем недавно – 2 сентября. Для Ташкента это очень важное достижение, несмотря на наличие в стране углеводородных и других ресурсов, Узбекистан по-прежнему считается одной из беднейших республик Центральной Азии. Средняя зарплата в Узбекистане – 10 дол. США, ВВП хоть и подает признаки роста, но по сравнению, скажем, с казахстанским, довольно низкий.
Для привлечения иностранного капитала Кабинетом министров Узбекистана принята специальная "Программа создания в регионах республики предприятий с иностранными инвестициями", согласно которой, до 2005 года в республике планируется создать 292 предприятия с иностранными инвестициями во всех отраслях экономики. На деньги западных кредиторов руководство страны собирается возродить и сельское хозяйство, и легкую промышленность (производство текстильных изделий, пряжи, переработка хлопка и т.д.), и машиностроение, и производство строительных материалов, и химическую, электротехническую промышленность – в общем, все то, что пришло в упадок с распадом СССР.
Потенциальным иностранным инвесторам в настоящее время предлагаются разные формы вложения инвестиций - создание совместных предприятий, предприятий со 100%-ным иностранным капиталом, приобретение части либо полного пакета акций приватизируемых предприятий и т.д., а также множество конкретных проектов в различных отраслях экономики: индустриальном комплексе, сельском хозяйстве, транспорте, телекоммуникации, строительстве, здравоохранении, туризме.
Стоит отметить, что иностранные капиталовложения уже "потекли" в некоторые сферы экономики. Одним из ярких примеров является создание СП "Uz-Dаewoo", в результате, южнокорейские авто собирают и в Ташкенте. Но, к сожалению, "узбекские Дэу" имеют далеко не лучшую репутацию.
Еще одним крупным инвестиционным проектом стал "приход" в республику российского "Газпрома". Напомним, в июле председатель правления ОАО "Газпром" Алексей Миллер с рабочим визитом посетил Ташкент. Основной темой переговоров стало развитие стратегического сотрудничества "Газпрома" и Узбекистана в газовой сфере и ход реализации соглашения между ОАО "Газпром" и НХК "Узбекнефтегаз" от 17 декабря 2002 г.
В ходе переговоров также обсуждались закупки "Газпромом" природного газа в Узбекистане. С мая 2003 года начался экспорт узбекского газа в Россию по контракту между ООО "Газэкспорт" и АК "Узтрансгаз". На 2003 г. контрактом предусмотрены поставки в объеме до 5 млрд куб. м., в дальнейшем они будут увеличиваться - в 2004 году до 7 млрд куб. м, а начиная с 2005 года до 10 млрд куб. м в год. При этом "Газпром" не только импортирует газ, но и является оператором транзита природного газа через территорию Узбекистана. Обсуждается вопрос закрепления данных функций за "Газпромом" на среднесрочную перспективу.
Стороны также обсудили возможность заключения новых соглашений в рамках встречных поставок Россией товаров, оборудования и услуг в счет частичной оплаты стоимости газа, который закупает "Газпром". На сегодняшний день таких соглашений заключено на общую сумму в 60 млн. долл.
На переговорах в Узбекистане также затрагивались темы участия "Газпрома" в строительстве подземных хранилищ газа на территории республики, обучения узбекских специалистов на базе учебных центров "Газпрома" и создания совместного предприятия по производству машиностроительной продукции, в том числе газового оборудования, сообщает пресс-служба "Газпрома".
К сожалению, на данный момент узбекские власти не в состоянии самостоятельно вывести экономику страны из затяжного кризиса. Стоит вспомнить хотя бы пример с авиазаводом (Ташкентское авиационно-производственное объединение (ТАПО), выпускающим в советские времена самолеты ИЛ-76, который с момента получения Узбекистаном независимости не реализовал ни одного самолета. Однако после создания Межгосударственной корпорации "Ильюшин", куда входят российский Авиационный комплекс им. Ильюшина и ТАПО, заводу стали поступать на поставку военно-транспортных ИЛ-76. Кстати, в итоге, корпорация перешла полностью в собственность российской стороны, а производство самолетов перенесено в Воронеж.
Сейчас трудно говорить о том, что инвестиционный климат в этой Центральноазиатской республике "значительно потеплел", однако первые проекты, пусть и не всегда удачные, показывают что даже недостаточно развитая рыночная инфраструктура не может остановить приток капитала в страну со значительными природными ресурсами и дешевой рабочей силой.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |