Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Общественный рейтинг,
2 октября 2003
Сыргак Абдылдаев, политолог
"Странные люди – эти придворные! В вечном споре о престолонаследии они традиционно не хотят замечать одну простую и очевидную вещь. Ведь самое близкое существо, которое неотступно следует за королем – это его тень. Оно единственное близкое существо, которое знает истинное лицо, что скрывается за маской самодержца. И только оно повторяет указующий перст короля в престолонаследии. Или наоборот…"
Уильям Пэтт
Итак, правление первого Президента Кыргызстана плавно входит в завершающую фазу. Но как показывает нынешняя грустная реальность, 12 лет независимости в условиях "голодной" демократии, к сожалению (впрочем, как и следовало ожидать), не принесли каких-либо ощутимых результатов или позитивных перемен в экономике и тем более, в социальной жизни страны. Локомотив реформ надолго и серьезно попал в тупик еще где-то в середине пути. В повестку новейшей истории Кыргызстана внесен извечный вопрос: "Что делать?"
Понятно, что при отсутствии собственных стратегических ресурсов, таких, как нефть или газ, при 2-миллиардном внешнем долге рассчитывать на экономическое чудо в ближайшее десятилетие не приходится. Ситуация в социально-политической жизни страны еще более парадоксальная. Несмотря на относительную развитость у нас демократических институтов, в обществе так и не сложились отношения социального и политического партнерства. Проще говоря, власть окончательно замкнулась в империи собственных интересов, оградив себя от всех и вся, оппозиция по-прежнему упрямо дрейфует где-то между рядовым обывателем и виртуальными идеями народной борьбы за демократию. Ну, а народ с суетливостью разоренного муравейника активно промышляет, чтобы заработать на хлеб насущный, особо не обращая внимания ни на тех, ни на других. И каждый живет в собственном мире. Обывателю "до фени", кто рулит локомотивом, были бы рельсы да шпалы, а как их оприходовать - дело личное: лишь бы сверху не мешали, а сбоку не грузили революцию. Примерно таков социально-политический портрет Кыргызстана спустя 12 лет после начала реформ.
От точки отсчета дистанция политической ответственности до персональной для нынешнего поколения руководителей в целом в экономике страны удовлетворительная. Разгребать завалы реформ и скачивать с народа маржу на погашение внешнего долга заложено в программе "Кадры 21 века". Поэтому у нынешнего руководства, надо полагать, сон очень здоровый; единственное, что его может нарушать, это вопрос: "Кто будет следующим президентом страны?" Политическая история человечества не раз подтверждала истину, что смена рулевого у власти всегда чревата последствиями для его слуг. В частности, такая смена иногда отчаянно больно бьет по собственности слуг народа, заставляя их делиться или, что еще хуже, встать перед выбором: либо небо в клетку, либо сменить социальный статус на этаж ниже, обменяв собственность на свободу. Но детальное изучение кадрового состава руководства страны и ближайшего окружения правящей семьи показывает, что обойма президентских людей, находящихся у власти, за 10 лет так и не претерпела особых изменений и, в первую очередь, среди персон особо приближенных. При кадровых назначениях на ключевые посты в течение последних лет тасуется одна и та же колода. Поэтому нынешнему поколению "новых кыргызов" приход новой власти ухудшением жизненных условий в ближайшие годы не грозит. К власти придет свой человек и со старой командой, а любые попытки ввести в игру за президентское кресло представителя от народа - бессмысленны и смешны.
Система исполнительной власти Кыргызстана сейчас функционирует в режиме ожидания смены главы правительства. Уход Н. Танаева - вопрос уже решенный, и это дело ближайшего времени. Как предполагают эксперты нынешнему главе кабинета осталось от 3 до 6 месяцев. Дальше наступит период вывода на предстартовую орбиту преемника. Оставшийся год до президентских выборов - вполне достаточный срок для завершающей раскрутки преемника на премьерское кресло, чтобы обеспечить его успешное участие в президентских выборах.
В принципе, три срока правления были вполне достаточным временем нынешнему Президенту для подготовки преемника. Однако.
К настоящему моменту в качестве рабочего материала для изучения процесса формирования власти на политической тусовке Кыргызстана аналитики пока видят несколько фигур, которые рассматриваются как более или менее приемлемые кандидатуры на роль первого лица страны третьего мира и гаранта безопасности нынешней правящей семьи, а также сохранения ее интересов после отхода от официальной власти. По степени приближенности к "семье" в первой очереди на пост президента стоят такие фигуры, как Секретарь Совета безопасности М. Ашыркулов и вице-премьер-министр правительства Кыргызстана Дж. Оторбаев; во второй очереди - руководитель СНБ К. Иманкулов и губернатор Нарынской области А. Салымбеков (кстати, он считается представителем нарынского бизнес-клана). Представители Юга, как мы видим, в этом списке возможных претендентов в президенты республики отсутствуют, и такой расклад в пользу Севера, как полагают аналитики, сохранится в ближайшие 10 лет.
При персональном изучении предложенного списка оставить в качестве наиболее вероятных кандидатов пока можно две фигуры - М. Ашыркулова и Дж. Оторбаева. К. Иманкулов и А. Салымбеков по-прежнему остаются на скамье запасных игроков. Выбор А. Акаевым конкретного кандидата, по мнению большинства экспертов, зависит от нескольких ключевых моментов, в частности, от наиболее вероятного сценария развития событий в республике после его ухода, так как после Аксыйских событий у нынешнего правящего клана уже нет полной уверенности в том, что ситуация в республике и в дальнейшем будет находиться под его полным контролем.
В том случае, если социально-политическая ситуация в республике останется стабильной, прежде всего это относится к обстановке на юге страны, то более приемлемой кандидатурой на будущее президентство аналитиками рассматривается Дж. Оторбаев, приобретший на финансово-кредитном рынке Европы и США имидж экономиста-прозападника без больших политических амбиций, способного привлечь и расширить инвестиционный поток в экономику республики со стороны стран-доноров. Однако политическая элита внутри республики иначе отзывается о Дж. Оторбаеве, считая его слабой фигурой в президентской обойме. Однако при стабильном развитии социально-экономической ситуации в республике правящие группы Севера и некоторые - Юга устраивает именно такой преемник. Тандем "слабый президент – сильное правительство" в этом случае предполагается, как оптимальный вариант компромисса между Севером и Югом. Тем не менее, в этой комбинации есть проблематичный момент. Для южного электората Дж. Оторбаев - неизвестная фигура. Он не прошел губернаторскую обкатку на юге и фактически не владеет ситуацией в регионе. А без этого промежуточного этапа невозможно рассматривать его перспективы в качестве главы правительства и, тем более, государства. В связи с этим логично предположить, что в ходе президентских выборов расклад на Юге республики вполне реально может сложиться далеко не в его пользу. Более того - ставка на Дж. Оторбаева несет в себе риск полного провала сценария безопасного ухода А. Акаева и К°.
В личностном плане, как отмечают некоторые эксперты, Дж. Оторбаев за весь период вице-премьерства не проявил себя как публичный политик и, значит, не имеет достаточного веса среди политической элиты Кыргызстана. Кроме того, его деятельность на посту вице-премьера в последнее время подвергается острой критике со стороны ведущих экономистов республики, что в принципе было озвучено премьер-министром Н. Танаевым на одном из последних заседаний правительства КР. Поэтому значительной частью политологов данная кандидатура серьезно не воспринимается в качестве претендента на президентский пост. Однако с большой долей сомнения все же допускается версия его назначениия на должность следующего главы правительства, так как позиция пассивного исполнителя является лишь тактическим ходом. Конъюнктурный расчет на возможный расклад будущей ситуации в привязке к интересам нынешнего президента вполне оправдан (при любом преемнике в качестве обслуги оппозиции будет задействована старая гвардия), но предполагает определенный риск в плане возможного обострения ситуации в вопросе отношений Севера и Юга.
Для достижения компромисса между партиями власти и недовольными, а также в случае возникновения напряженности на юге республики в первые годы правления второго Президента (как возможный, такой сценарий развития политической ситуации рассматривается как внутри республики, так и за ее пределами. В частности, допускается повторение событий, подобных аксыйским, но в гораздо больших масштабах. Тем более, как теперь становится очевидным после известного марш-броска, маленькая "революция" на Юге при безнадежно ухудшающейся социально-экономической ситуации в целом в стране дорого не будет стоить) наиболее приемлемой фигурой в качестве главы правительства видится М. Ашыркулов. Нынешний Секретарь СБ политически достаточно раскрученная фигура как внутри республики, так и в политическом пространстве СНГ. Однако самое слабое место у обоих возможных претендентов - их происхождение. Оба являются представителями кеминского клана. Известно, что на Юге слово "Кемин" среди рядовых избирателей нередко вызывает, мягко говоря, откровенную оскомину. Вместе с тем при организационно-финансовых возможностях нынешней власти и неорганизованности немногочисленной оппозиции этот "недостаток" претендентов преодолим. Более того, реальная оценка политической ситуации на севере республики такова: оппозиция не имеет шансов подняться выше правительственных портфелей. М. Ашыркулов, как предполагается, в политическом аспекте более приемлемая фигура, которая сможет договориться с обеими сторонами. Однако в целом политико-экономическое наследство первого Президента по-прежнему остается весьма тяжелым грузом для любого преемника.
Рассмотрим конкретно плюсы и минусы этого наследства.
Плюсы:
1. Первые 5 лет правления: быстрые темпы демократических реформ (становление независимой прессы, появление многопартийной системы и НПО, свобода вероисповедания, своевременное введение национальной валюты).
2. Проведение радикальных экономических реформ.
3. Возникновение большого числа новых ВУЗов, часть из которых соответствует международным стандартам высшего образования, строительство новых средних школ, активная молодежная политика (поддержка талантливых представителей молодежи).
4. Сбалансированная межнациональная политика (большое внимание уделялось положению национальных меньшинств).
5. Активная работа с зарубежными странами и международными организациями.
6. Из стран СНГ Кыргызстан первым вступил в ВТО.
7. Благодаря личным усилиям А. Акаева международные организации и страны-доноры выделили льготные кредиты и гранты, которые в совокупности составили наибольший объем финансовых поступлений по сравнению с другими странами СНГ, если исходить из пропорций, соответствующих НВП.
8. Положительная роль руководства Кыргызстана и лично А. Акаева в разрешении межнациональных конфликтов (Нагорный Карабах, Таджикистан).
9. Заложены основы рыночной экономики (торговля, сфера услуг, транспорт).
10. По личной инициативе А. Акаева в зарубежных странах проходят обучение и стажировку сотни учащихся, студентов и специалистов Кыргызстана.
Минусы:
1. Скандал вокруг золотого запаса Кыргызстана в 1993 г.
2. Роспуск парламента в 1993 г.
3. Баткенские события 1999-2000 гг. - неоправданные потери (привязка к развалу Вооруженных сил КР).
4. Расцвет коррупции в национальных масштабах, коррупированность близкого окружения Президента.
5. Внешний долг на 2002 г. составил 1,8 млрд. долл. США (вопрос: возьмет ли на себя полную ответственность правопреемник Президента перед донорами? Никто не видит технологию решения данного вопроса).
6. Провал внешней политики Кыргызстана по вопросам спорных территорий в 2001 г.
7. Социально-экономический кризис, критически низкий жизненный уровень населения, массовая безработица.
8. 3 срок с позиции социального недовольства населения (особенно Юга) и нелегитимности с точки зрения клановых интересов.
9. Политические репрессии.
10. Гонения независимой прессы.
11. Антинародная приватизация собственности.
12. Слабая кадровая политика.
13. Многократное падение промышленного производства, банкротство большинства промышленных предприятий.
14. Разбазаривание и нецелевое использование государственного имущества и материальных резервов.
15. Неспособность последовательно отстаивать стратегические интересы КР в спорных вопросах с РК, РУЗ, КНР, международными компаниями и корпорациями (вода, электроэнергия, пограничные территории, золото, табак).
16. Допущение экологических катастроф. (Барскаун, выброс цианидов).
17. Аксыйские события 2002 года, приведшие к жертвам среди населения.
18. Несбалансированная политика в межклановых отношениях.
Как видно из вышеизложенного, основные оценки результатов правления А. Акаева таковы, что отрицательные показатели, к сожалению, преобладают над положительными и фактически сводят на нет позитивные основы 12-летних усилий государственного строительства в Кыргызстане. При этом, по прогнозам ряда ведущих экономистов, в течение ближайших 10 лет, несмотря на активные усилия следующей волны реформаторов экономического роста в республике не предвидится. Кыргызстан, как прогнозируется, уверенно скатывается на уровень отсталой аграрной страны.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |