Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Виктор Михайлов
Семинар с таким названием прошел 30 октября с.г. в Институте Стран СНГ. В работе семинара приняли участие научные работники, представители министерств и ведомств, Правительства РФ, Государственной Думы, Форума переселенческих организаций соотечественников и др.
Перед участниками семинара стояла задача - рассмотреть ситуацию в миграционном законодательстве Российской Федерации, ознакомиться с международным опытом по созданию и реализации законов о репатриации, обсудить проект закона «О репатриации в Российскую Федерацию», прояснить правомочность употребляемой в законе «О репатриации в Российскую Федерацию» терминологии (репатриация, коренное население, соотечественники, россияне, российская диаспора).
С основным докладом «Великий исход соотечественников, новая стадия» выступил старший научный сотрудник Института стран СНГ Михайлов В.П. В своём докладе, носившем более публицистический, чем научный характер, В.Михайлов попытался раскрыть причины неудовлетворительной работы правительства России в области миграционной политики и обосновать необходимость принятия закона «О репатриации в РФ» (текст доклада публикуется ниже). С докладом «Репатриация русскоговорящего населения, как приоритетное направление миграционной политики России» выступила Фёдорова Т.И. – ведущий научный сотрудник Института социально–экономических проблем народонаселения РАН, профессор, доктор экономических наук. Доклад был построен на примере иммиграции российских соотечественников – вынужденных переселенцев из Таджикистана, живущих в России. Докладчик на горькой судьбе вынужденных переселенцев попыталась осветить порочную практику реализации закона РФ «О вынужденных переселенцах» и недостатки самого закона, главным из которых является его несоответствие Международному праву. Она предложила продолжить работу по разработке закона «О репатриации в Российскую Федерацию».
В своём выступлении «О проекте закона «О репатриации в РФ» адвокат, руководитель Правозащитной организации «Восход», один и разработчиков проекта, Бобров Е.А. дал подробную характеристику проекта закона о репатриации, попытался убедить присутствующих в целесообразности разработки данного закона. В частности он сказал: «Создание и реализация Закона Российской Федерации «О репатриации в Российскую Федерацию» будет способствовать обеспечению роста численности населения, трудовых ресурсов, экономического и демографического развития регионов и населения, становлению демократического обществ реализации интеллектуального и трудового потенциала соотечественников и обеспечит соблюдение принципов безопасности Российской федерации». Закон о репатриации станет механизмом регулирования иммиграции в Россию из бывших Союзных республик. Он согласился с рядом замечаний изложенных в заключении начальника Главного государственного – правового управления Президента РФ и Федеральной миграционной службы МВД России на проект Федерального закона «О репатриации в РФ» и возразил против заявлений аналитиков о якобы имеющих место нарушениях Конституции России в проекте закона.
Выступившие в прениях Куртов А.А.- старший научный сотрудник Российского Института стратегических исследований, Тарасова В.П.- заместитель руководителя аппарата Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Госдумы России, Графова Л.И. - председатель исполкома Форума переселенческих организаций, Мишина Е.В. - Начальник отдела анализа и информационного обеспечения организационно-аналитического управления ФМС МВД России и др. не смотря на разность подхода в решении данной проблемы были едины в том, что демографическая ситуация в России близка к катастрофическим параметрам, что социально – политические причины исхода русского и русскоговорящего населения из стран СНГ сохранились, что призванное регулировать миграционные потоки, российское законодательство не соответствует ни возможностям государства, ни вызовам, с которыми столкнулась страна, что требуется создание целого комплекса миграционных законов и прежде всего закона о репатриации, но предложенный проект требует корректировки в определении понятия репатриант, форм репатриации. Закон нуждается в финансово-экономическом обоснования. Из выступлений представителей исполнительной власти стало ясно, что главным препятствием на пути принятия закона «О репатриации в Российскую Федерацию» является отсутствием в казне денег на его реализацию. Хотя при наличии определённой политической воли деньги можно найти. Мы не станем подробно излагать выступление каждого из участников дискуссии, так как большинство из них будут опубликованы в Бюллетене.
Семинар показал, что его рамки, в раскрытии темы правового регулирования нового исхода соотечественников из стран СНГ и их роли в дальнейшей судьбе России, как общественно значимой, не достаточны. Для этого требуется проведение Международной научно – практической конференции с участием всех заинтересованных сторон от Президента до потенциальных репатриантов, с участием представителей научных и политических кругов нового зарубежья. Необходимо глубокое изучение миграционных настроений в странах нового зарубежья и потребностей регионов России в рабочей силе. Организация слушаний в Государственной Думе. Активизации действий общественных организаций переселенцев в России и общественных объединений российских соотечественников нового зарубежья.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |