Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Мадьяров В.У., председатель правления Владимирской организации беженцев и вынужденных переселенцев «Содействие»
Репатриация – объективно идущий процесс возвращения в Россию соотечественников, которых распад СССР в 1991 году застал в союзных республиках. Масштаб этого процесса характеризуется цифрами 8,6 миллиона человек из 11 миллионов миграционного сальдо России, которые в 2000 году привел руководитель ФМС С.В.Хетагуров. 82-85% из 8,6 прибывших в страну миллионов составляют русские, 10-12% - представители других коренных народов России (татары, башкиры, чуваши, осетины, немцы Поволжья), остальные – представители других народов СССР, нетитульных по отношению к населению новых независимых государств, но идентифицирующих себя с русской культурой.
Недобровольный характер выезда соотечественников в Россию из многих регионов бывшего СССР (Фергана, Баку, Нагорный Карабах, Таджикистан, Приднестровье, Абхазия) не оспаривался никем. В то же время эти события послужили основанием для появления терминов «вынужденная миграция» и «вынужденные переселенцы», вошедшие в понятийный аппарат Закона РФ «О вынужденных переселенцах».
Представляется, что данные понятия появились от желания их создателей подобной словесной эквилибристикой затушевать реальные процессы перемещения сотен тысяч и миллионов людей, которых во всем остальном мире принято называть «беженцами». Некорректность изобретенных в России эвфемизмов отмечалась в ходе Женевской Конференции по проблемам миграции в странах СНГ. Так, в принятом Конференцией руководящем документе - «Программе действий» - специально указывалось, что в Российской Федерации недобровольно переселяющиеся лица «включены в категорию «вынужденные переселенцы», которая может также включать «лиц, перемещенных внутри страны» (стр.45).
Терминологическая подмена явилась одним из факторов того, что Российская Федерация отказалась от поддержки процесса Женевской Конференции, проводимой под эгидой Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН). Примечательно, что другие страны, например, Азербайджан, Армения, Грузия, Киргизия, Таджикистан, использовали с самого начала термины, принятые УВКБ ООН, и прежде всего, понятие «беженцы». Видимо, в первую очередь по этой причине УВКБ ООН, Международная организация по миграции (МОМ) и другие международные институты сохраняют свои программы и финансирование проектов, направленных на жилищное обустройство, создание рабочих мест, социальную адаптацию и интеграцию беженцев в местное сообщество или возвращение в прежние места постоянного проживания. Для полноты характеристики позиции, занимаемой руководством страны в отношении возвращения соотечественников, приведу такой факт: постоянно сокращая финансирование программ жилищного обустройства, полностью прекратив программу создания рабочих мест, отгораживаясь от желающих вернуться одиозным законом о гражданстве, российское правительство выделило в этом году 2 миллиона долларов на помощь беженцам в Африке.
Применение понятий, принятых в международно-правовой практике, позволит России не только говорить с представителями международных организаций на одном языке, но и привлечь донорские средства для решения вопросов, острота которых возрастает год от года.
Понятие «репатриация» наиболее адекватно отражает существо идущего второе десятилетие возвращения соотечественников на свою историческую и культурную Родину. В упоминавшейся «Программе действий» Женевской Конференции дается следующее определение термина «репатриант»: «Репатрианты – это лица, которые по причинам экономического, социального или личного характера добровольно переселились в страну своего гражданства или происхождения с целью постоянного проживания». Из этого определения легко вывести формулировку понятия «репатриация» как процесса добровольного перемещения людей по причинам экономического, социального или личного характера в страну своего гражданства или происхождения с целью постоянного проживания. Разумеется, данная формулировка не может быть признана исчерпывающей и требует адаптации к постсоветским реалиям. Скажем, необходимо предусмотреть разрешение коллизий, когда многие граждане СССР, будучи русскими по языку и культуре, рождались и жили вне России на протяжении 2-3 и более поколений, вступали в межнациональные браки и т.п. Детальный перечень квалифицирующих признаков круга лиц, подпадающих под определение «репатриант», будет создаваться в спорах и на этом семинаре, и в других аудиториях. Но это будут споры единомышленников, принципиально согласных с существованием такой категории людей как «репатрианты» и такого процесса как «репатриация».
В своем выступлении мне хотелось бы коснуться одного из возражений, приводимого критиками данных понятий и имеющего концептуальное значение, а именно: что российские соотечественники оказались в других республиках СССР якобы добровольно. Этот тезис требует рассмотрения исторического, политического и правового контекстов, которые сопровождали данный процесс.
Даже поверхностный взгляд на причины, по которым за семь десятилетий советской власти произошло перемещение значительного количества населения внутренних регионов России в другие республики СССР (за исключением Белоруссии и Украины, где русское население традиционно проживало и селилось задолго до 1917 года), позволяет утверждать, что они, эти причины, как правило, носили характер принуждения.
Во второй половине 20-х гг. в порядке партнабора в республики Средней Азии были направлены десятки тысяч татар и башкир как носителей общего с тюркоязычными коренными народами языка. С конца 20-х и на протяжении 30-х гг. в эти же республики направлялись в принудительном порядке специалисты, рабочая сила и репрессированные представители так называемых «эксплуататорских» классов (кулачество, дворянство, духовенство), используемые на строительстве Турксиба, каракумского канала, десятков других «строек социализма». Во время Великой Отечественной войны там же оказалась значительная часть эвакуированного населения русскоязычной Украины и Европейской части России. В конце 40-х – начале 50-х гг. население «русской» Средней Азии пополнили «безродные космополиты», высланные или сосланные из научных и культурных центров России. 50-е годы ознаменовались освоением целинных земель в Казахстане, куда «по велению партии», а точнее, под угрозой расстаться с партийным или комсомольским билетом и тем самым перечеркнуть служебную карьеру, направлялись агрономы и учителя, врачи и трактористы, инженеры и демобилизованные солдаты. Последняя категория «добровольных» целинников была воспета в кинофильме той поры «Солдат Иван Бровкин на целине». Строительство авиазавода в Ташкенте, уранового и алюминиевого комбинатов, гигантских гидроэлектростанций в Таджикистане, развитие многочисленных производств сопровождались массовым направлением специалистов и выпускников ВУЗов из России.
Таким образом, появление за период советской истории в республиках Средней Азии и Закавказья до 15 миллионов россиян имело характер как правового (репрессии, условное освобождение заключенных с направлением на «стройки социализма и коммунизма»), так и неправового методов принуждения (партнаборы, распределение выпускников, направление специалистов). Закрепление данного концептуального положения позволит разрабатывать законопроект о репатриации по существу, не отвлекаясь на пропагандистские дискуссии. Предложение же заменить термин «репатриация» на «добровольной переселение» в очередной раз переводит Россию с общепринятого международно-правового поля на пресловутый «российский путь», а практически – ставит соотечественников вне международной и национальной поддержки.
Напомню, что в России уже проживают десятки тысяч «добровольных переселенцев». Именно с таким статусом переселяются, в частности, русские из Туркмении и оказываются вне поля деятельности миграционных органов. На этот статус наших соотечественников в Туркмении обрек премьер В.С.Черномырдин, в 1993 году подписавший соответствующее межправительственное соглашение, а по сути – продавший русских в Туркмении за выгодный для «Газпрома» контракт. Стыд глаза не есть, и во второй раз их продали в апреле 2003 года. Полагаю, что любителям русской национальной игры «наступание на грабли», следует дать бескомпромиссный отпор.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |