Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Андрей Суздальцев (Минск)
Состоявшуюся 24 октября с.г. пресс-конференцию главы белорусского государства о состоянии российско-белорусской интеграции корреспондент телекомпании “НТВ” Александр Колпаков охарактеризовал как “прощальную”. Для такой оценки имелись определенные основания, так как если суммировать основные выводы, к которым пришел в результате своего трехчасового монолога А. Лукашенко, то получится, что интеграция превратилась в бесконечную “жалобную книгу”, куда белорусская сторона старательно заносит свои просьбы, требования и пожелания. Периодически, уступая интеграционной риторике Александра Григорьевича, Москва делает своеобразную ревизию “долгого ящика”. Из-за роста негативных тенденций в социально-экономической и политической жизни Белоруссии, ее возможности маневра и, тем более, навязывания своей точки зрения, на международной арене близки к нулю, поэтому результатом таких “ревизий”, а в нашем случае последнего (14.10.03) заседания Высшего Государственного Совета, оказываются для официального Минска катастрофическими. Отсюда и эмоциональный настрой всех последних выступлений А. Лукашенко по тематике российско-беларусских отношений, которые, к сожалению, неуловимо напоминают погребальные спичи.
За традиционную публичную несдержанность первого белорусского президента приходится отдуваться чиновникам “вертикали”. Не стала исключением и последняя пресс-конференция Лукашенко. После прозвучавшей из президентских уст публичной критики руководящих лиц администрации президента России (А.Волошина и С.Приходько), в российский МИД был вызван для дачи объяснений посол РБ в РФ господин Григорьев, что само по себе является ярким индикатором нынешних белорусско-российских отношений.
Поводов для обид на Москву у Александра Григорьевича предостаточно. Но после заседания ВГС в Москве официальный Минск больше недели собирался с силами, чтобы отчитаться перед белорусском чиновничеством, директоратом и силовиками о проделанной работе в Москве. Если учесть, что год назад, едва сойдя с трапа самолета, белорусский президент позволял себе менять точку зрения на только что завершившиеся очередные московские переговоры, то нынешняя оттяжка говорит о том, что ситуция в отношениях Минска и Москвы вышла на критический уровень. Белорусские власти долго выжидали, тщательно анализируя оценки саммита 14 октября из всех доступных источников, прежде чем решились на информационный форум.
Степень обеспокоенности белорусской властной и хозяйствующей номенклатуры градусом взаимоотношений между Кремлем и “Красным Домом” исключительно высока. Фактическое блокирование А. Лукашенко решения судьбоносных для белорусской экономики проблем стоимости поставок природного газа на 2004 г. и введения в 2005 г. в денежный оборот РБ российского рубля, увязка экономических вопросов с задачей собственого политического бальзамирования (Конституционный Акт СГ и референдум для изменения Конституции) поставил экономическую жизнь десятимилллионой страны в зависимость от капризов одного властвующего лица. Политическая ситуция в стране и в отношениях с основных внешнеполитическим партнером “зависла”.
Белорусский президент ощущает напряженность. Пресс-конференция 24.10.03 должна была развеять сомнения номенклатуры в “договорном” потенциале А.Лукашенко. Однако вместо этого Белоруссия увидела оправдывающегося политика, который не признав ни одного собственного провала, обвинил в неудачах практически всех – Кремль, администрацию президента России Владимира Путина, российских “олигархов” и бюрократию, “Газпром”, СМИ, неких лиц, пытающихся вбить клин между белорусскими властями и россиянами, постоянно проживающими в республике, белорусскую оппозицию. Список оказался бесконечен. Это было жалкое зрелище.
Минск продемонстрировал консерватизм своих взглядов на интеграцию между Россией и Белоруссией. За время пресс-конференции не прозвучало ни одной реальной интеграционной инициативы. Ситуация в так и не созданном Союзном государстве президентом РБ была охарактеризована как стабильная: “...пришли к выводу — вот наступил момент, когда мы остановились и не можем сделать шаг вперед. Даже небольшой шаг. Я предложил: давайте не будем разрушать на радость тех, кто у нас сидел за спиной. Там тоже такие сидели деятели, которым бы хотелось все разрушить и порушить. Давайте не будем разрушать. Давайте остановимся на том уровне, и будем работать в рамках того Договора, который сегодня существует». В принципе, Лукашенко признал, что ситуация зашла в тупик: « Мне кажется, что мы найдем какой–то путь, по которому мы можем пройти, продвинув наши отношения. Ну, а сейчас, поймите, вы же политики — журналисты, прежде всего, видимо, эти политические кампании они соответствующим образом, в том числе негативно, сказываются на наших отношениях и их просто нужно пережить». Следует отметить, что ссылка на предвыборные баталии в России, как помехи интеграции, являются дежурными оправданиями белорусских властей все последние восемь лет.
Минск не изменил своих взглядов на Конституционный акт СГ: «Принятие Конституционного Акта предусмотрено Союзным договором. Это даже сегодня не обсуждается — принятие Конституционного Акта — стоит принимать его или нет». Для закрепления своих претензий на вышеназванный документ Александр Лукашенко «уличил» второго российского президента, что он в ранге премьера поддерживал Союзный договор, а сейчас выступает за его чуть ли не денонсацию. «То есть налицо попытка отойти от тех положений Договора, которые были выработаны, выстраданы и лишь затем положены на бумагу, и которые получили в наших государствах силу Закона. Они, те, кто так говорит, хотят ослабить Договор. На что я категорически пойти не могу».
Действительно, отказаться белорусским власям от Конституционного акта невозможно, так как, проанализировав внутреннюю обстановку, они твердо решили, что для обеспечения политического бессмертия А. Лукашенко нужен интеграционный референдум. Проводя через народное голосование изменение Конституции, власть получает возможность снять ограничения (счетчик) на количество переизбраний на пост президента. В итоге А. Лукашенко сам загнал себя в угол. Повод для референдума – Конституционный акт, который необходимо согласовать с Москвой. Но Кремль не желает увязнуть в белорусском политическом “болоте”. Отсюда и все метания белорусского президента, отсюда и его бесконечная интеграционная демагогия: “В Конституционном Акте должны быть нормы, сильные нормы, нормы выше Закона, нормы, которые в обычном Законе не прописываются, потому что Конституция — это Основной Закон… Конституцию надо менять, поэтому мы по многим вопросам тоже вынуждены будем советоваться с народом. И тогда я впервые сказал и сейчас публично подтверждаю в Беларуси, что если мы пойдем путем Договора, пойдем на том уровне норм, которые в Договоре закреплены, мы обязательно будем за то, чтобы спросить разрешения у людей… Надо менять Конституцию. А некоторые вопросы только референдумом надо менять. И самое главное, знаете, для того, чтобы потом меня не ругали и не долбали, не костыляли, даже скажу вам откровенно, чтобы как–то и подстраховаться, я абсолютно честно и искренне вынесу многие вопросы белорусско–российских отношений на референдум.»
Надо отдать должное белорусскому президенту. Он практически не скрывает своих устремлений остаться на высшем государственном посту навсегда: «Я никогда не захочу подставить страну и, прежде всего, себя. И стать здесь нелегитимным Президентом. Есть ли возможность у Лукашенко работать не только третий, пятый, десятый срок? Конечно, есть. Ну это надо, чтобы народ сказал. Как вы решите, так и будет».
Но мысль президента скоротечна, и буквально через час в рамках все той же пресс-конференции Лукашенко неожиданно стал убеждать собравшихся в противоположном: «У меня, к сожалению, и мыслей пока нет о референдуме. Честное слово, нет и мыслей о референдуме. И вопросов нет. Я просто сказал: если мы договоримся в части российско–белорусских отношений о чем–то и надо будет менять Конституцию, мы, конечно, будем делать через референдум…». Получается, что нынешний президент РБ не сам, естественно, рвется к третьему сроку, а, так сказать, сама судьба его ведет… Если непредвзято оценивать референдумную лихорадку, охватившую Минск, то она начинает вызывать нехорошие ассоциации…
В самом деле, вряд ли белорусы сейчас более озабочены будущим референдумом больше, чем ценами на природный газ, который придет в республику после 1 января 2004 г., или перспективой уйти от бесконечной разорительной инфляции, получив на руки российский рубль. Но эти вопросы, в понимании А. Лукашенко, должны быть решены только на условиях Минска.
Для начала, белорусский президент полностью отказался от «пакетного» смысла соглашения о поставках льготного газа в Республику Беларусь от 12.04.02 г. Вызывает возражение сам термин «льготный». Минск считает, что он имеет право на внутренние российские цены на энергоносители. Вообще-то, учитывая, что права не существуют без обязанностей, то А.Лукашенко стоило бы вспомнить, что газовая цена 5 пояса России в рамках вышеупомянутого соглашения жестко увязывалась с созданием СП на базе «Белтрансгаза».
В ходе пресс-конференции, А. Лукашенко подтвердил намерение продать «Газпрому» 49% акций (т.е. неконтрольный пакет) за 2,5 млрд. долларов. Для справки: эта сумма достаточна для строительства второй ветки российского газопровода «Ямал – Европа». В ином варианте, белорусский президент выразил готовность уступить почти половину акций «Белтрансгаза» за право на добычу в России 10 млрд. кубов природного газа.
Последнее предложение, безусловно, наиболее ярко демонстрирует отношение белорусских властей к своим российским партнерам, как к потенциальным пациентам специфических лечебных заведений. Дело в том, что себестоимость добычи тысячи кубов газа в России в среднем колеблется от 980 до 1100 рублей (без доставки). Так что принятие российской стороной белорусского предложения означает покупку половины акций «Белтрансгаза» не за пресловутые 2,5 млрд. USD, а за 10 млрд.USD!
Не менее экзотичны расчеты, которые не в первый раз озвучивает белорусский президент для оправдания внутренней цены газа, по которой он продается белорусскому потребителю государством. Разница в цене на границе и в газовом кране в 23 USD объясняется траспортными расходами, налогами и льготами отдельным потребителям. Если учесть, что доставка газа за две с лишним тысячи километров до Орши обходится в 30 USD, то можно только поразиться белорусским льготам, налогам и газовой обслуге, которые практически мгновенно удваивают цену льготного для белорусов газа, едва он пересекает границу. Белорусские трубы оказываются поистине волшебные и подобны сказочной функции мифического царя – к чему он не прикасался, все превращалось в золото (В нашем варианте в USD).
От такой газовой “дойной коровы” отказаться совершенно невозможно. Поэтому А. Лукашенко и подверг откровенному шельмованию газовый транзит через Украину и планы строительства газопровода по дну Балтики:“Вот смотрите. Они планируют, это строительство, да? Стоимость 14 млрд. долларов. По оценкам импортных специалистов, чтобы этот построить газопровод. Они будут качать 30 млрд. кубов. Через нас они качают 34 миллиарда. К чему это говорю? Стоимость газопровода, если строить его через Беларусь, будет в разы ниже. Скажите, какой разумный инвестор при нашем согласии, мы ведь не против, пусть строят, нам это выгодно, я уже сказал, какой будет вкладывать в разы больше средств для того, чтобы построить по дну моря?» Справедливости ради, стоит отметить, что стоимость Балтийского трубопровода не 14 млрд. USD, а 7 млрд. USD. Деньги немалые, но инвесторы готовы их потратить ради того, чтобы зависеть только от технических проблем по транспортировке газа по морскому дну, а не от настроений главы Белоруссии. Этот выбор европейского бизнеса больше всего и возмущает А. Лукашенко.
В принципе, тоже самое относится и к проблеме введения российского рубля в денежное обращение РБ. А. Лукашенко не поднимал вопрос о выплате республике Россией компенсации в 2,1 млрд. USD, прозвучавших в переговорах между премьерами двух государств 1 октября 2003 года, заменив эту странную сумму некими «гарантиями»: «…нам нужны гарантии, чтобы не получилось так, чтобы мы, как я уже говорил, когда нам кран этот денежный перекроют, мы не поползли куда–то на Монетный двор или к Кремлю и не щелкали зубами, выпрашивая, выманивая свое». Стоит отметить, что деньги положено зарабатывать, а не «выманивать», но, по видимому, привычка к собственному «бешеному» печатному станку сродни патологии.
В целом, необходимо отметить некоторую странную привязанность белорусского президента к громким цифрам, которые не выдерживают никакой критики и рассчитаны, судя по всему, на людей со сложной судьбой. Так, к примеру, А. Лукашенко заявил: «…вы, пожалуйста, нам отдайте то, что вы нам должны отдать. За транзит, отдайте за военные объекты, за единую границу, за единую таможню, за то, что летаете, перевозите, 100 млн. т. туда и назад грузов перемещается через Беларусь. 100 млн.! Если мы по 10 долларов за тонну возьмем, посчитайте, сколько мы будем иметь в год. Посчитали? Мы спокойно миллиард долларов будем иметь только от транзита этих грузов».
Сначала о границе. С подачи белорусского президента уже не одни сутки все белорусские государственные СМИ радостно комментируют заявленную А. Лукашенко сумму в 21 млрд. USD. Столько, по мнению белорусских властей, должна была потратить “неблагодарная” Россия на создание границы между РФ и РБ, но не потратила благодаря Союзному договору 1999 г. Если учесть, что вся граница между двумя странами сотавляет чуть больше 500 км, то, по версии белорусского президента, на 1 погонный метр “кордона” падает сумма в 42 000 USD, что равносильно установке на каждом метре границы изгороди из чистого золота 999 пробы весом 2,1 кг, а в целом на всю границу – 1, 050 тыс. тонн чистого золота. Как не позавидовать пограничникам.Надо учитывать, что за единую границу, например, за охрану российскими пограничниками только границы с КНР, и Россия может потребовать с Белоруссии плату.
Стоит особое внимание обратить на традиционный белорусский миф – транзит. Даже если представить себе, что половина заявленного объема транзита ( 100 млн. тонн) проходит через республику с помощью МПС, то все равно 50 млн. тонн в год, по версии белорусского президента должны перевозиться фурами (20 тонн). Если взять за аксиому, что оборачиваемость фуры по маршруту (Урал – Европа) составляет календарный месяц, то получается, что для переброски всего объема заявленного груза потребуется 200 тыс. фур в месяц, то есть каждые 10 секунд через границу республики должно пролетать по груженому автопоезду (!). И не дай бог, очередь. Только за сутки она может составить стену из фур длиной от Бреста до Орши. Но это только часть президентской мифологии.
В принципе, такого же происхождения и расчеты по потерям белорусского бюджета при экспорте в РФ (НДС). Бюджет, по мнению белорусских властей, не досчитывается от 140 до 180 млн. USD год. Невольно возникает вопрос – если такие потери, то зачем такой экспорт? Не экспортируйте и дело с концом.
К сожалению, такого рода цифровым абсурдом выступление белорусского президента изобилует. Невольно возникает вопрос – кто заинтересован в подбрасывании таких провокационных расчетов в руки А. Лукашенко?
Но если бы все так было просто. Ведь это только несколько примеров жалоб и обвинений российской стороны со строны Минска : Россия таможенную границу не убирает, наднациональные органы СГ не создает, на свои нефтяные и газовые месторождения не пускает – “Ну не пробиваемая стена!». Стоило бы добавить, что А. Лукашенко в свое время сам приложил солидные усилия создания собственной «непробиваемой стены» перед российским бизнесом.
Кто-то должен за это отвечать. Виновных А. Лукашенко нашел очень быстро. Анафеме были подвергнуты господа Волошин и Приходько. Стоит отметить, что А. Лукашенко в данном случае действовал совершенно безнаказанно, так как трудно себе представить, чтобы В. Путин вдруг обвинил во вредительстве делу интеграции каких-либо белорусских чиновников. Хотя основания имеются…
Интрига оказалась глубже. По мнению белорусского президента, вышеупомянутые российские высшие должностные лица непосредственно виноваты в том, что пресловутый “белорусский фактор” на российской политической сцене оказался никем не востребован: ” Вот они нашли такой ход: давайте это все скинем на Лукашенко, обвиним, что он виноват и будем красиво выглядеть в глазах своего российского общества в канун политических событий. Если честно говорить, причина в этом».
Возможность влиять на российские политические силы – старая и заветная мечта белорусского президента. За это он всегда был готов драться не взирая на лица. Но с каждым годом тема бесконечной интеграции все меньше привлекала российские политические силы, пока совсем не исчезла. В итоге, Лукашенко, по его словам, пошел на неслыханное: “...как–то даже в разговоре с руководством России я сказал: ну, если нужна помощь приличная, солидная в этих политических событиях, вы хотите, чтобы Беларусь участвовала в них, давайте сделаем это красиво, давайте сделаем это честно. Нас часто упрекали: в канун политических событий Ельцин всегда обращался к белорусско–российской теме, и подписывали мы договоры и соглашения. А Лукашенко он такой сякой, чуть ли не марионетка, он на это шел. Кстати, а почему бы и не пойти, если это выгодно Борису Николаевичу было, России и нам это было не во вред? Ну да, нас подпирали эти политические события. Может, мы под политические события где–то это делали. Да ради Бога! Какая разница, какой был повод. Это политика. Ей надо пользоваться, надо пользоваться любым моментом, конечно порядочно, еще раз подчеркиваю, чтобы в чем–то продвинуться».
Фактически глава белорусского государства признался, что предлагал политическую сделку на чужом, российском политическом поле. Залогом сделки должен был быть его допуск к российской политической игре. Но им побрезговали…Такое унижение пережить сложно. Кроме того, не получилось под шумок российских политических баталий что-либо урвать для себя – Конституционный Акт, референдум, дешевый газ для успокоения белорусского электората и т.д.
Но белорусский президент готов проглотить обиду, если его позовут в Россию «порулить»: «миссию спасения России взял на себя нынешний Президент России. И если в этом тяжелом труде нужны будут наше плечо и поддержка, а Союз Беларуси и России, вы правильно намекали, и я уже говорил, это хороший повод и толчок к спасению России и Беларуси, то мы всегда будем рядом». Наверное, россияне должны от души поблагодарить Лукашенко за такого рода «поддержку».
Вряд ли белорусский президент понимает, что такими высказываниями он не только навсегда закрывает для себя дорогу в российскую элиту, но и глубоко оскорбляет россиян, которые, получается, просто прозябают в темноте неверия в лучшую жизнь без животворного руководства белорусского президента.
Кроме того, Лукашенко неожиданно вжился в роль чуть ли не единственного защитника русского человека на планете. Его забота о русских приобрела столь апостольский характер, что заставила поколебаться даже закаленные сердца офицеров гвардейской Кантемировской дивизии: «..когда я к ним подошел, я вынужден был подойти, зная обстановку в этой части, которая участвовала на учениях, вынужден был подойти и поблагодарить россиян. Это же элитная дивизия. Они стояли и плакали, офицеры. Мне потом доложили, они такого отношения, даже у себя на родине, никогда не ощущали». Плачущий российский танкист-гвардеец - новый образ российско-белорусской интеграции.
Тем более забавно смотрелись президентские поклоны в адрес «братьев – россиян» на фоне неожиданно резко активизировавшейся в последние дни русофобии в белорусских СМИ. С экрана полились знакомые «Москва «включила дурака» (22.10.03, ОНТ «Особое мнение»), погибающие российские бюджетники (23.10.03, БТ «Панорама»), Россию надо заставить платить за два российский военных объекта, находящихся в республике (27.10.03, ОНТ), А. Лукашенко «наказал» Россию по заслугам, но «Пусть не лезут, а получив, не плачут» (22.10.03, ОНТ «Особое мнение») и т.д. Судя по всему, разгар этой кампании еще впереди, так как, по мнению белорусского президента, богоизбранность отдельно взятой белорусской нации не подлежит сомнению: «Ведь белорусы нигде никому не создавали проблем, в том числе и в России, и в Казахстане, и так далее. Посмотрите, сколько россиян выехало из Казахстана, белорусов — единицы. Вот я встречался с белорусской диаспорой в Казахстане. Про них казахи говорят: да они нам проблем не создают, мы наоборот их будем удерживать, потому что они нам сильно помогают». Правильно, зачем россиян «удерживать», ведь они казахам «не помогают»…
У россиян хватает проблем не только в Казахстане, но и на своих просторах. Естественно, что от взора А. Лукашенко ничего не скроешь: «сельское хозяйство — это беда не только в России, но и у нас. Мы чуть больше внимания уделяем сельскому хозяйству. В России, может быть, руки не везде дойдут, все–таки страна побольше.». Но у РФ имеется шанс резко продвинуться вперед, если россияне воспользуются «бесценным» белорусским опытом. «Вы знаете, что россияне не гнушаются, если там, где они видят, что мы правы и в руководстве, и в создании вертикали власти, и других вопросах, что–то и они повторяют, берут у нас. Хорошо. Это лишнее доказательство, что мы правы».
К счастью, никто не пытается оспорить присущую белорусскому президенту правоту в суждениях. С ним давно никто особо и не спорит. За последние годы и в своем окружении он не слышит ни одного слова против. Все соглашаются. Даже «коварная» Москва не говорит в лоб, а использует анонимные «источники». Действительно, у кого повернется язык выступить против «равноправного союза, каждый участник которого является суверенным государством. Беларусь была, есть и останется таким государством. Иного не будет, потому что этого вообще не может быть»… В общем, Москве ничего не остается, как сдаться на милость белорусского президента, а Волошина и Приходько выдать в качестве заложников…
Александр Лукашенко, президент Республики Беларусь и председатель Высшего государственного совета Союзного государства, 24 октября 2003 года объективно подвел итоги почти восьмилетнему интеграционному марафону. Если в первые годы активная и мобильная команда молодого в то время президента Лукашенко доминировала на интеграционном поле, опережая по ряду позиций президентскую администрацию Ельцина, то с началом нового века это тактическое превосходство постепенно было утрачено. Интеграция в формате белорусского президента с 2002 года оказалась в стагнации (белорусской стороной были торпедированы сочинские договоренности июля 2001 года), с лета 2002 года белорусско-российские отношения перешли в стадию затяжного кризиса («мухи и котлеты»). За последние полтора года Минск не смог привезти из Белокаменной ни одного, удовлетворяющего белорусскую правящую элиту решения. Процесс остановился…
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |