Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
"Главред",
14 октября 2003
Тарас Друм
Верховная Рада в заявлении к Федеральному собранию России высказала свое видение мелиоративных работ в Керченском проливе.
Инцидент вокруг Тузлы комментирует экс-министр иностранных дел, а ныне глава идейных руховцев Борис Тарасюк.
- Борис Иванович, как вы, профессиональный дипломат, оцениваете ситуацию вокруг строительства россиянами дамбы в Керченском проливе?
- Я считаю это актом агрессии и провокацией. Но настоящей мотивации для россиян я не могу найти, поскольку она не вкладывается в логику нормального развития добрососедских отношений между Украиной и Россией, в чем как раз нас уверяет руководство РФ, в том числе подписывая соглашение о так называемом Едином экономическом пространстве.
- Все-таки, по вашему мнению, зачем россияне пошли на такую провокацию?
- Она выходит за пределы здравого смысла. А здравый смысл предусматривает действия, которые бы содействовали укреплению дружбы, добрососедства и стратегического партнерства, как оно и выписано в договоре 98-го года между Украиной и Российской Федерацией. Надо спрашивать у российского руководства, что имеется в виду. Нам пытались, так сказать, определенные продукты повесить на уши, говоря о том, что это самодеятельность местной власти. Это неправда. Поскольку известно уже сегодня, что это санкционировано высшим руководством Российской Федерации. И у них надо спрашивать.
- "Наша Украина" поедет строить пограничную заставу на Тузле?
- Фракция такого решения не принимала. А если серьезно, действительно, наша фракция выступает за то, чтобы предоставить необходимое финансирование пограничной службе для того, чтобы обустроить нормальную заставу на острове Тузла и обеспечить погранвойска средствами защиты, в том числе и военными катерами.
- Нынешние шаги нашего МИДа вы считаете адекватными? Вы можете поставить себя на место Константина Грищенко?
- Я считаю, что на сегодня действия МИД вполне адекватные. Ведь фактически эти провокационные действия еще не подошли к границе, когда поднимается международное право. Хотя опосредствованно мы можем говорить о нарушении статьи 5 договора о государственной границе, подписанного в этом году. Эта статья предусматривает консультации сторон в случае возникновения проблем на смежных морских пространствах. И это именно тот случай.
- Какими, по вашему мнению, могут быть последствия этого инцидента?
- В случае продолжения этой провокации, то есть строительства дамбы и приближения ее к государственной границе Украины, это может привести к нарушению территориальной целостности Украины. Со всеми вытекающими последствиями: возможной конфронтации и постановки вопроса о задействовании всего международно-правового инструментария. В частности, обращение в Совет безопасности ООН. Мы уже имеем положительный опыт такого обращения. 10 лет назад, в 93-м (и я счастлив, что мне пришлось принимать в этом участие) мы обратились в Совет безопасности ООН по поводу провокационного решения российского парламента относительно того, что украинский город Севастополь является российским. И тогда мы выиграли. Мы можем обратиться в Международный суд ООН в Гааге, в организации по безопасности и сотрудничестве в Европе. Мы можем обратится к Верховной Раде с просьбой об отмене соглашений относительно базирования Черноморского российского флота на украинской территории. Мы, в конце концов, можем задействовать механизм, предусмотренный меморандумом о предоставлении безопасности Украине тремя ядерными государствами. Этот меморандум был подписан в декабре 94-го. У нас очень широкий выбор инструментов для защиты нашей национальной безопасности.
- Сейчас все копья ломаются вокруг сугубо политических вопросов. А поднимает ли украинская сторона вопрос экологии Керченского пролива?
- Безусловно, там появятся вопросы и нарушения экологического баланса, и опасности размывания самого острова Тузла, и создания препятствий на пути миграции рыбы. Все это вопросы, которые могут значительно усложнить ситуацию.
- Может ли Украина претендовать на какие-то возмещения со стороны России, в случае, когда будет признано нарушение последней международных договоренностей?
- Я вообще исхожу из того, что Россия должна остановить эту провокацию. Так как, повторяю, это не вкладывается в логику здравого смысла, логику нормальных отношений. А тогда садиться за стол переговоров и выяснять, чего же они хотят. Потому что до сих пор нормального объяснения информация, которой я располагаю, не дает.
КомментарийКирилл Фролов
Опубликованную выше статью полезно читать в России. Из нее ясно следует, что стратегической целью Киева является скорейшее изгнание Черноморского флота из Севастополя и масса других антироссийских шагов. А Тузла - не более чем повод. И вряд ли позиция «ющенковца» Тарасюка сильно отличается от его преемника посту главы МИД Украины и министра обороны Марчука, да и многих других высокопоставленных киевских начальников
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |