Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
"Ольвия-пресс",
20 октября 2003
О.Елков
Второй месяц между Тирасполем и Кишиневом курсирует "челночный дипломат" Дмитрий Козак - замглавы администрации президента России. Напомним, что еще в начале сентября Владимир Путин назначил Козака своим спецпредставителем в приднестровском урегулировании. Впрочем, чьим на самом деле человеком является кремлевский посланник, сегодня вопрос спорный. Более интересно то, чем занимается Козак в нашем регионе.
И в Молдове, и в Приднестровье представитель путинской администрации ведет консультации о возможных перспективах урегулирования. Это и есть челночная дипломатия - когда при отсутствии контактов между высшим руководством сторон роль посредника на себя берет третья сторона. В данном случае этой третьей силой выступила страна-гарант Россия, интерес которой к нашему региону в последнее время ощутимо возрос.
Публичных сведений о деталях этих переговоров практически нет. Как сообщил информационному агентству "Ольвия-пресс" осведомленный источник, внимания прессы не хочет сама Москва. Однако важность обсуждаемого вопроса побудила нас раскрыть некоторые моменты работы Дмитрия Козака.
По сведениям все того же источника, главная задача московского посланника - выдать в качестве результата документ, который должен определить окончательный статус отношений Кишинева и Тирасполя. Сегодня, когда из-за унитарной позиции молдавских властей работа над совместной федеративной конституцией практически зашла в тупик, Москва намерена помочь сдвинуть дело с мертвой точки. Естественно, преследуя при этом свои, вполне прагматичные интересы. Есть две противоположные версии того, чего добивается Россия. Первая - это закрепить свое влияние в Молдавии. И вторая - подороже продать Западу неизбежную, по мнению многих, ликвидацию своего присутствия в регионе. Впрочем, для приднестровцев сегодня важнее другое - какую тактику изберут для воплощения своей цели в Кремле.
Как нам стало известно, твердой и окончательной позиции Москвы в отношении того, каким должен быть статус Приднестровья, сегодня нет. Все, что сейчас есть - это неофициальный проект некоего совместного Меморандума, предложенный Козаком, который в ходе переговоров постоянно трансформируется.
При этом нельзя сказать, что подходы кремлевского представителя и официального Тирасполя в этих консультациях полностью совпадают. На самом деле разногласий немало. Приднестровская сторона тверда в своей позиции, которая была заявлена публично. Это обязательное равенство субъектов в будущей федерации, делегирование общему центру только тех полномочий, которые мы сами не можем исполнять, и право на выход из состава общего государства. Козак, на словах не отвергая таких предложений, на деле не спешит включать их в российский проект.
Впрочем, в Кремле понимают, что навязать сегодня свою позицию Тирасполю нельзя. Поэтому и идут переговоры. Долгое время считавшееся российским протекторатом, на деле Приднестровье уже давно ведет вполне самостоятельную политику, как и положено уважающему себя государству. Мы готовы сотрудничать с Москвой, но только тогда, когда наши интересы совпадают.
Сегодня, кроме проекта, который периодически достает из портфеля Козак, есть и неофициальные предложения западных сил. Они тоже по определенным моментам не совпадают с приднестровскими, но, тем не менее, они есть. В этом и состоит искусство дипломатии: из предложений разных сил собрать то, что действительно подходит приднестровцам.
При этом окончательный выбор не будет означать, что Тирасполь станет проводником интересов либо Запада, либо Востока. У приднестровцев есть свои, вполне понятные интересы - получить надежные гарантии защиты наших прав. Право свободно говорить на родном языке, право пользоваться плодами своего труда и десятки других элементарных свобод, которые отстояло Приднестровье и которые открыто попирает в проекте будущего урегулирования официальный Кишинев. Защита сделанного 13 лет назад выбора - основа нашей внешней политики. И именно из этих, а не из западных или кремлевских интересов, будет исходит Тирасполь. Вопреки желанию отдельных группировок, Приднестровье, которое уже доказало возможность самостоятельно жить и развиваться, не намерено быть пешкой в чужих руках.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |