Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Политком Ру,
25 октября 2003

Россия возвращает Среднюю Азию

Наталья Серова

Заключительный аккорд азиатского турне Владимира Путина свидетельствует о том, что Россия не только успешно восстанавливает традиционные связи на Востоке и всерьез начинает претендовать на роль моста между Западом и Востоком, но и работает над возвращением своих позиций в сопредельных государствах. Открытие российской военной базы в Киргизии, по соседству с американской базой в Манасе, созданной для размещения участвующих в антитеррористической операции в Афганистане подразделений ВВС, действительно является выдающимся событием. Особенно после всех разговоров о том, что Россия сдала Среднюю Азию США. Уже затратив на восстановление военного аэродрома в Канте около 2,5 млн. долл. и намереваясь почти утроить сумму единовременных затрат, Россия вполне разумно распорядилась средствами, сэкономленными за счет отказа от военных баз на Кубе и во Вьетнаме.

Реально укрепив свое влияние в регионе, мы одновременно создали плацдарм для Коллективных сил быстрого развертывания и тем самым сцементировали Организацию Договора коллективной безопасности, продемонстрировав, что от слов эта организация, наконец, перешла к реальным делам. Разумеется, никто не может гарантировать, что ситуация в какой-то момент не изменится - например, вследствие смены лидеров среднеазиатских стран, однако сегодня никто уже не может говорить о вытеснении России из региона. Хотя на деле соперничество между Россией и США за влияние на страны Центральной Азии сохраняется, российская сторона подает открытие базы как шаг к углублению сотрудничества в деле борьбы с терроризмом и говорит о взаимодействии российских и американских военных.

Одновременно открытие новой военной базы за пределами страны может означать перелом тенденции выдавливания России из стран СНГ, начавшейся после распада Союза. На сегодня Россия ушла или уходит из европейских стран СНГ, отказывается от баз в дальнем зарубежье, но продолжает держаться за Таджикистан, где дислоцирована 201-я мото-стрелковая дивизия. В целом эта (хотя и вынужденная) политика является вполне разумной: на западных границах России угроза военной агрессии практически отсутствует, чего не скажешь о юге.

Не имея финансовых ресурсов для содержания существовавшей во времена СССР системы военных форпостов и укрепления границ по всему периметру страны, Россия сосредоточила усилия на наиболее уязвимых участках. Аналогичным образом, судя по всему, строится сегодня вся государственная политика в сфере обороны. Сколько бы ни критиковали эксперты новую военную доктрину России и сколько бы ни стенали СМИ по поводу "сворачивания военной реформы", нельзя не признать, что курс на модернизацию армии является сегодня единственно возможным - как в силу ограниченности ресурсов, так и в связи с весьма напряженной ситуацией в мире.

Каждый, кому довелось изучать историю, сталкивался с расхожими рассуждениями о том, что "война началась не вовремя", "реорганизация и перевооружение армии не были закончена" и проч. Причем это касается не только хорошо известной всем ситуации накануне Великой отечественной войны, но и большинства войн, которые вела Россия на протяжении всей ее истории. В этом контексте приходится мириться с тем, что времени на развертывание широкомасштабной военной реформы у России может и не оказаться.

С другой стороны, 10 лет бездумного реформирования армии привели не только к разбазариванию значительных средств и утрате боеспособности, но и к деморализации личного состава российской армии. Сторонники продолжения военной реформы, как правило, подразумевают под ней исключительно перевод армии на контрактную основу и введение альтернативной службы, совершенно забывая о необходимости обеспечения того, что принято называть матчастью, то есть вооружением, обмундированием и довольствием. Одновременно, говоря о катастрофической нехватке средств и сокрушаясь по поводу роста военных расходов, требуя срочного перевооружения армии и выражая недовольство в связи с ростом военного экспорта, критики президента как будто не понимают или не хотят понимать того, что сделать все сразу, особенно на фоне финансовых проблем и частичного разрушения военно-промышленного комплекса, невозможно.

Вот и приходится "дружить" со всеми, но дистанцироваться от участия в военных акциях - чтобы не спровоцировать втягивания России в военные действия. Приходится наращивать экспорт вооружений, чтобы заработать деньги на перевооружение собственной армии, отказываться от дорого удовольствия содержания военных баз на Кубе и во Вьетнаме ради получения возможности укрепить свои позиции там, где угроза является наиболее вероятной.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ