Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Выступление специалиста - эксперта Комитета Государственной Думы по делам национальностей Л.Ф. Абзаловой

"О роли и месте института репатриации в миграционном законодательстве Российской Федерации"

Проблема российских соотечественников за рубежом возникла с появлением в начале 90-х годов ближнего зарубежья и соответственно одномоментным превращением внутренних миграционных потоков между Россией и бывшими союзными республиками в международные. Более чем 25 – миллионная русская и русскоязычная диаспора в странах ближнего зарубежья, вытесняемая из многих экономических и социально-культурных сфер устремилась в Россию на свою историческую родину.

В силу сложившейся ситуации, Россия, с ее "прозрачными границами", превратилась в мощный иммиграционный центр. Иммиграция в самых разнообразных формах (вынужденная, добровольная, нелегальная) составила, по официальным данным, за 2000 - 2002 годы 8,5 млн. человек[1].

               В связи с этим массовое возвращение российских соотечественников должна рассматриваться не как  миграция, а как  репатриация.

По определению репатриация рассматривается как возвращение на историческую родину по национальному признаку. В отношении лиц, т.е. репатрианты подпадающих под эту категорию, действует наиболее благоприятный режим, как в иммиграционной  процедуре, так и в последующей натурализации.

При этом заметим, что само понятие "репатриация" необходимо, по нашему мнению рассматривать в несколько расширенном значении, включая в него всех российских соотечественников, возвращающихся в Россию (или желающих возвратиться), то есть и тех из них, кто родился вне России и постоянно проживает за рубежом. Последних, как правило, включают в категорию иммигрантов. При этом, говоря о классическом определении репатриации, надо иметь в виду, что она обычно осуществляется на основе международных договоров и в ряде случаев может иметь вынужденный, принудительный характер, а также добровольное, самостоятельное возвращение на Родину.

Репатриация наших соотечественников могла бы стать важным фактором и экономического и демографического развития современной России, но эффективное оказание помощи соотечественникам требует создания надежных государственных механизмов, учитывающих как опыт других государств, так и российскую специфику.

Например, с 1990 г. в Германию на постоянное жительство прибыли 2 млн. этнических немцев из бывшего СССР. В соответствии с местным законодательством переселенцы получали жилье, им была гарантирована работа, возможность получения новой специальности.

 В Израиль за 10 лет из бывшего СССР, а затем из стран СНГ перебрались около 800 тыс. мигрантов (из них примерно 250 тыс. - из России). Репатриантам оказывают помощь в обучении ивриту, трудоустройстве, хотя мало кому удается устроиться по прежней специальности. Курирующее эти вопросы Министерство абсорбции "ведет" каждого репатрианта, как правило, в течение 10 лет.

В Греции с января 2000 г. вступил в действие закон о репатриации, предусматривающий различные льготы для вернувшихся на историческую родину или намеревающихся возвратиться на свою историческую родину  этнических греков из-за рубежа.

Как мы видим Германия, Израиль, Греция и другие страны принимая своих  соотечественников, волей истории рассеянных по многим государствам мира, создают для этого правовые и экономические условия необходимые для обустройство репатриантов в местах их расселения.

В настоящее время в Российской Федерации складывается весьма непростая обстановка в области миграции населения.

Во-первых, в отличие от перечисленных выше стран государственная миграционная политика России  находится на этапе формирования.

Во-вторых, недостаточностью правовой базы российского законодательства в области миграции и, в-третьих, негативной  практикой применения уже имеющихся нормативных правовых актов федерального и регионального уровня.

Принятые в последние годы нормативные правовые акты («О гражданстве Российской Федерации», «О правовом положении иностранных граждан в РФ»), к сожалению, не разрешили всех проблем приобретения репатриантами российского гражданства, определения их статуса, а наоборот поставили  их в еще более сложные условия.

В результате проверки исполнения законодательства Российской Федерации о правовом положении иностранных граждан и гражданстве Российской Федерации выявлено пребывание на территории Российской Федерации значительного количества лиц, не являющихся российскими гражданами и не имеющих вида на жительство, составляющих по данным ФМС 1,2 млн. чел.

В России сложилась парадоксальная ситуация: на полях, стройках, заводах и шахтах России трудятся большое число репатриантов, готовых при минимальной поддержке государства строить себе дома, трудиться на предприятиях и в сельском хозяйстве. Но, к сожалению пока что им не на что рассчитывать.

Необходимо разработать отраслевые и региональные инвестиционные программы, рассчитанные на обустройство репатриантов в местах их поселения. Особенно государство должно быть заинтересовано в заселении нашими соотечественниками Сибири и Дальнего Востока поскольку, эти регионы подвергаются сильному демографическому давлению со стороны КНР и КНДР. В ином случае население этих районов неизбежно сменит этнический облик, а затем и государственную принадлежность, т.е. мы можем получить у себя синдром Косово.

В этом году Правительство Российской Федерации одобрило Концепцию регулирования миграционных процессов в Российской Федерации. В Концепции определены направления деятельности государства по регулированию миграционных процессов "в области содействия привлечению иммигрантов на работу в Российскую Федерацию, исходя из необходимости обеспечения экономики страны трудовыми ресурсами".

У России гораздо больше причин, чем у любой другой страны устанавливать "особые взаимоотношения" со странами, прежде всего - с постсоветскими. Не случайно одним из направлений Концепции является "содействие добровольному переселению соотечественников из стран СНГ и государств Балтии". Если понятие "соотечественники", которым будут содействовать в переселении, включает в себя тех же людей, которые определены в Федеральном законе "О государственной политике в отношении соотечественников за рубежом", в том числе и тех, кто имеет "право на получение в упрощенном или ином льготном порядке гражданства Российской Федерации".

Таким образом, указанный план мероприятий в Концепции, хочется надеяться, будет направлен на решение задач обеспечения легализации пребывания на территории России иностранных граждан и лиц без гражданства (в подавляющем большинстве своем - это люди с паспортами бывшего СССР), определение конкретного механизма реализации для соотечественников возможности добровольного переселения на территорию России.

Вместе с тем, необходимо принять Федеральный закон «О миграции в Российской Федерации». Также внесение поправок в Федеральные законы «О беженцах», «О вынужденных переселенцах».        При этом следует содействовать возвращению в страну высококвалифицированных специалистов, а также разрабатывать систему мер по натурализации и адаптации иммигрантов, вовлечению их в российский социум (в приоритетном порядке - граждан стран СНГ), по селективной миграционной политике (по отдельным странам, профессиям, квалификационным признакам), определять пропорции привлечения мигрантов на временной и постоянной основе.

Положительный результат может принести и внесение поправки в Закон Российской Федерации "О гражданстве в РФ" о правовом механизме репатриации этнических россиян в Российскую Федерацию, что не только упорядочило бы процесс возвращения россиян на свою историческую родину - Россию, но и  их обустройство.

В целом, государственная политика в области управления миграционными процессами должна обеспечить общее оздоровление демографической ситуации в стране, способствовать решению долговременных социально-экономических задач в интересах всего общества и каждого конкретного человека, в интересах будущего страны.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ