Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Информагентство ПМР "Ольвия-пресс",
4 ноября 2003
С.Зайченко
Приднестровцев, вероятно, интересует, почему Российская Федерация, правопреемница большой советской Родины, проявляет относительно низкую (не такую, как нам бы хотелось) активность при защите прав и интересов приднестровского народа, ведя при этом не всегда однозначную политику. Почему Москва, все 13 лет поддерживая унитаризм Молдовы, в то же время ведет игру с Тирасполем? Не всем понятно, почему, в соответствии с обязательствами по Стамбульскому соглашению, Россия покидает Приднестровье, но при этом покидать его окончательно не торопится. Или почему, например, заявляя о необходимости надежно гарантировать права приднестровцев при решении проблемы молдо-приднестровского урегулирования, Москва в то же время говорит о необходимости реинтеграции Молдовы в границах 1990 года, не вспоминая о том, что причины конфликта до сих пор процветают в РМ. И при этом - почему российское руководство активно стимулирует инвестиции российских компаний в приднестровскую экономику?
Ответы на эти и многие другие вопросы можно безошибочно определить, если внимательно присмотреться к событиям, происходящим на Евро-Азиатском континенте и проанализировать взаимоотношения Европа – США, Европа – Россия, Россия – НАТО и попытки США управлять не только мировой политикой, но и мировой экономикой. Я постараюсь кратко, особо не вдаваясь в историю, обрисовать ситуацию, в которой оказалась Российская Федерация в начале третьего тысячелетия.
Итоги «холодной» войны между СССР и США подвел в 1995 году американский президент Билл Клинтон. Выступая 24 ноября 1995 года на секретном совещании начальников штабов Национальной армии США, он поставил окончательную точку в глобальном противостоянии Запада и Востока. «За последние 10 лет политика США в отношении СССР и его союзников убедительно доказала правильность взятого курса на устранение одной из сильнейших держав мира, а также сильнейшего военного блока» - подвел черту 50-летней «холодной» войне Билл Клинтон. И главным, что он отметил, было то, что США и их союзники «получили огромный сырьевой придаток, а не разрушенное атомом государство».
Однако наступление США на Россию, как государство, представляющее «огромный сырьевой придаток» для западных монополий, не только не прекратилось, а продолжается с новой силой. Давление на РФ осуществляется по всем направлениям: военном, политическом, экономическом и даже идеологическом. И самое неприятное, что этому сегодня способствуют суверенные государства, образованные из бывших союзных республик постсоветского пространства, и страны, бывшие союзники России по Варшавскому Договору. Одни из них уже стали «союзниками США» и равноправными членами НАТО, другие только ожидают своей очереди, а третьи лишь мечтают о «таком благе». И одни, и другие, и третьи сегодня по собачьи преданы заокеанскому патрону.
Более подробно по на эту тему.
Итак, как только (в 2000г.) Польша, Венгрия и Чехия были приняты в НАТО, в Брюсселе, не откладывая дело в долгий ящик, приступили к разработке плана переброске войск НАТО поближе к западным границам России. Было принято решение: основные базы НАТО (США) из Германии, Англии и Италии перебазировать в станы Восточной Европы - в Польшу и Венгрию. В Румынию, Болгарию и страны Балтии коалиционные силы США – НАТО будут направлены после приема их в НАТО, которое запланировано на 2004 год. Подобное решение стало достоянием гласности после второй волны расширения НАТО, когда Румыния, Словения, Словакия, Болгария, Латвия, Литва и Эстония получили официальное приглашение. После такого, прямо скажем, «исторического» события скрывать факт переброски войск к западным границам Белоруссии и России уже не было никакой необходимости. И повод для этого нашелся вполне правдоподобный. Якобы Белый Дом решил наказать неверных западноевропейских союзников по НАТО (Германию, например) долларом. И действительно, отказ США от модернизации военных баз в Германии привел к тому, что Бундестаг потерял около миллиарда долларов. Параллельно с этим США выдвинули (для простаков) еще один предлог для перебазирования. В странах западной Европы, по их версии, очень быстро растут цены на аренду земли под военные базы и ставки иных платежей по этому случаю. А вот в Польше и прочих новоиспеченных НАТОвских союзников и земля, и услуги во много раз дешевле. Стоит ли этому верить?
Следует напомнить, что в 1997 году по договоренности с РФ НАТО обязалось не размещать на постоянной основе войска на польской территории. Однако после 11 сентября 2001 года и приглашения в НАТО бывших советских республик это обязательство для Вашингтона потеряло всякое значение. К тому же Польша – постоянный член НАТО, что дает право США принимать решения без согласования с РФ. Есть еще один документ, подписанный еще в 1990 году и действующий по настоящее время. Это Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), который призван ограничить рост военного потенциала НАТО в Европе и прежде всего в Центральной и Восточной Европе - важнейших для России и Белоруссии стратегических направлениях. Но, как и следовало ожидать, далеко не во всех странах Европы ДОВСЕ ратифицирован, а поэтому не принял силу Закона. К тому же страны Балтии к этому Договору не присоединились вообще. Настоятельные рекомендации РФ о присоединении Латвии, Литвы и Эстонии к ДОВСЕ правительствами этих стран по настоящее время игнорируются. С молчаливого одобрении Запада все три республики отказываются это делать, что, естественно, выгодно Вашингтону. Сегодня территория трех прибалтийских стран, граничащая с РФ и Белоруссией, совершенно никому не подконтрольна, а после приема их в НАТО станет подотчетной только США.
Посетивший в этом году Брестскую крепость, президент Лукашенко передислокацию американских военных баз из Германии в Польшу расценил как прямую угрозу национальной безопасности республики. По его словам, если США все-таки предпримут такое решение, то «Беларусь будет вынуждена реагировать адекватно». Под силу ли одной Белоруссии противостоять НАТО? Но машина по передислокации войск Североатлантического альянса уже запущена и остановить ее – непосильная задача даже для РФ. Если верить газете «Завтра» (N43, ноябрь 2003г.), близкая к правительственным структурам Польши «Газета выборча», ссылаясь на ответственного представителя Пентагона, уже сообщила о том, что «американские войска уже в ближайшее время могут спокойно разместиться на бывших военных базах в Польше».
По сообщению российских СМИ, американцы планируют самую большую в Европе базу ВВС США из Франкфурта-на-Майне уже в ближайшее время перенести в Польшу, в город Бяла Подляска, находящийся всего в 30 (!) километрах от Бреста. Эта авиабаза станет для США опорным пунктом в Польше. Кроме этого на базу в Минске-Мазовецком (в 100 км от белорусской границы) планируется передислоцировать части ВВС США с авиабазы в Рамштейне. И третьей авиабазой США в Польше должен стать город Повидз. Сухопутные и бронетанковые части Пентагон намерен расквартировать на Юго-западе страны в г.Свентошуве, где десять лет назад дислоцировались части Северной группы войск СССР. Если в 1939 году территория Польши представляла собой военный плацдарм для гитлеровской Германии, то современная Польша становится военным плацдармом для Джорджа Буша из Вашингтона. История, оказывается, не стала уроком для поляков.
Итак, НАТО в составе стран Прибалтики, Польши, Чехии, Венгрии, Болгарии и Румынии, с 2004 года вплотную подойдет к западным границам России. (Повторяется ситуация, когда Гитлер, располагая вдоль всей западной границы Советского Союза вооруженные до зубов современным оружием нацистские дивизии, заверял советское правительство о своем миролюбии и давал Москве гарантии о ненападении на СССР).
Для более полного осмысления серьезности современных событий для РФ есть необходимость напомнить дополнительную информацию о роли Румынии в противостоянии НАТО – Россия. Решение о приеме в НАТО Польши, Чехии и Венгрии было принято на саммите НАТО, прошедшем в Мадриде 8-9 июля 1997 года. И тогда же обсуждался вопрос о членстве Румынии в альянсе. Однако вопрос этот был снят с повестки дня. Главным противником вступления Румынии в НАТО выступили США. Вашингтон в те годы не был еще готов в полном объеме противостоять России и опасался открытой конфронтации с Москвой. По мнению американских экспертов того времени, Румыния действительно занимает в Европе выгодное в военном плане геостратегическое положение. Но именно поэтому эта страна может стать зоной соперничества между США и Россией. В одном из докладов Конгресса США в 1997 году отмечалось, что «Румыния имеет обширную территорию и находится на слишком большом расстоянии от главных сил НАТО, дислоцированных в Германии, поэтому ее оборона В СЛУЧАЕ КОНФЛИКТА будет сложной и дорогостоящей». («Военное обозрение», март 1999 год). Как видите, в американском Конгрессе откровенно говорят о возможном вооруженном конфликте НАТО – Россия. В настоящее время подобные опасения отпали – Румыния становится членом НАТО, и военные базы США будут непосредственно располагаться на территории альянса. К тому же свои базы Пентагон планирует разместить не только в Польше и Румынии, но и в Венгрии, и в Болгарии. Перемещение НАТОвских баз к границам Российской Федерации, по мнению главнокомандующего объединенными в Европе силами НАТО генерала США Джеймса Джонса, начнется сразу после принятия в эту организацию Болгарии, Румынии, Словении, Словакии и трех прибалтийских республик. И случится это уже в мае 2004 года.
Российскую Федерацию от соприкосновения с воинским контингентом США и НАТО на западном направлении станут отделять только Белоруссия и Украина. А когда в Прибалтике (на границе с Ленинградской областью) разместятся американские базы, то до Санкт-Петербурга останется рукой подать. Но если Беларусь является искренним и преданным союзником России, то в отношении Украины этого сказать пока нельзя. О Молдове разговор особый. Так что проблема собственной безопасности для России на западном и юго-западном направлениях существует и при том не малая.
В кавказском регионе у России головная боль не меньшая. Во-первых, не до конца решена проблема Чечни, не искоренен национализм в Ингушетии, ширится движение за воссоединение Северной и Южной Осетии с вытекающими из этого последствиями в отношениях с Грузией. Во-вторых, нет взаимопонимания между Россией и Закавказскими республиками. Практически у России нет общего политического языка ни с Арменией, ни с Азербайджаном, ни с Грузией. Например, бывшие «хлебосольные грузины», в нарушение стамбульских договоренностей 1999 года, требуют от России в течение 3-х лет вместо 15 (!) вывести российские базы из Батуми и Ахалкалахи. Совсем недавно Россия покинула в Грузии две военные базы, находившиеся в Гудауте и Вазиане. Одной из них уже воспользовались США против Российской Федерации. В СМИ недавно сообщалось, как американский AWAKS (Boeing E-767), взлетевший с одной из этих баз, более двух часов кружил в приграничном с Россией районе Грузии, прощупывая систему ПВО РФ. По этому поводу даже было заявление МО Сергея Иванова, который констатировал имевший место факт разведки приграничных с Грузией районов РФ. «Я на сто процентов убежден, - заявил МО РФ, - что такие полеты не имеют никакого отношения к борьбе с терроризмом». Ни для кого не секрет, с какой целью осуществляются полеты самолетов-разведчиков вблизи границ неподконтрольного государства. Есть резон добавить, что американцы в Грузии приступили к восстановлению в приграничных с Россией взлетно-посадочных полос старых советских военных аэродромов. Для чего это делается, объяснять не стоит.
Закавказские республики уже полностью подконтрольны США. Даже Армения, где чуть более двух лет назад было собрано около миллиона подписей за проведение референдума о вступлении в Союз России и Белоруссии, сегодня интенсивно налаживает контакты с официальным Вашингтоном.
В Средней Азии также, не смотря на бравурные заявления Кремля, дела обстоят далеко не лучшим образом. Создание в Киргизии (вблизи города Кант) военной авиабазы РФ по сути мало что меняет. Наличие в Киргизии десятка российских военных и учебно-тренировочных самолетов и вертолетов и около 500 человек военнослужащих вместе с обслуживающим персоналом погоды в Средней Азии не сделает. Ведь не секрет (и что вполне официально): вот уже третий год подряд в киргизском аэропорту Манас (в 20-ти км от Канта) уже действует военная база США «Ганси», где постоянно находятся 1500 военнослужащих США, Италии, Дании, Голландии и Южной Кореи. А недавно парламент Киргизии, в дополнение к существующим договоренностям, ратифицировал межправительственное соглашение с Австрией, Канадой, Францией и Турцией о размещении военнослужащих этих стран (членов НАТО) в Киргизии. По сообщениям СМИ, в этой среднеазиатской республике будет расквартировано не менее 4000 военнослужащих для обслуживания 40 (!) военных самолетов стран так называемой антитеррористической коалиции. Достоверно известно, сообщает газета «Завтра» N43 за ноябрь 2003 года, что правительство Киргизии уже подписало с командованием авиабазы Манас договор о выделении в аренду в районе базы дополнительного участка земли в размере 300 га (!) под строительство новых военных объектов США.
Не может Россия возлагать особых надежд и на Таджикистан. Уже более 10-ти лет российская 201 дивизия прикрывает самый опасный участок афгано-таджикской границы, обеспечивая фактически безопасность этой страны. А недавно в российских СМИ прошло сообщение о том, что штаб этой дивизии, где, кстати, в 1992 году, когда в Таджикистане грохотала гражданская война, несколько недель скрывался президент Эмомали Рахмонов, оставил центральный район Душанбе и переселился куда-то за город. А в том районе, где размещался штаб 201 дивизии, срочно началось строительство комплекса посольских зданий для США. $63 миллиона для этих целей уже получены Таджикистаном. К тому же американцы выделили Таджикистану солидные средства на реконструкцию душанбинского аэропорта и военного аэродрома под Кулябом. И это не все. В Душанбе намерены потребовать от России оплачивать пребывание в республике российских военнослужащих, и даже обсуждается идея о переподчинении 201 дивизии в неких «чрезвычайных ситуациях» руководству Таджикистана. И это делает союзник России по Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).
Особенно прочно обосновались американцы в Узбекистане. На авиабазе в Ханабаде дислоцируется контингент американских военнослужащих численностью в 1500 человек. Открыта военная база в Кокайте, а в Термезе обосновалась военно-воздушная база Бундесвера. К слову сказать, российского военного контингента в Узбекистане нет и авторитет РФ в этой среднеазиатской республике очень низкий. Зато западная пресса без устали обсуждает «дружественные отношения между британским премьером Тони Блэром и президентом Узбекистана Исламом Каримовым». По мнению британской газеты «Гардиан», Узбекистан рассматривается Западом «как очень ценный союзник». Правда газета не договаривает – «очень ценный союзник» против кого!
Все более в сферу своих стратегических интересов США втягивают и Казахстан. В соответствии с пятилетним планом двухсторонних отношений в области вооружений США поставят в Казахстан 5 боевых вертолетов «Нису-11», серию военно-транспортных самолетов и военных кораблей водоизмещением до 1000 тонн, которые предназначены для использования (?) в акватории Каспийского моря. C какими целями? Уж конечно же не для борьбы с терроризмом.
Следует отметить, что после оккупации США Ирака практически весь Ближний Восток оказался под контролем Вашингтона. Сегодня ведется интенсивное наступление на суверенитет Северной Кореи, где американизм пока не проходит.
Из всего сказанного очевидно: Россия сегодня со всех сторон, будто медведь в берлоге, обложена военными базами НАТО. Президенту России на Западе улыбаются при встрече, Джордж Буш похлопывает его по плечу и говорит «Окей!», что означает «Все в порядке, не надо волноваться». На Западе Россию заверяют в миролюбии и вечной дружбе, а тем временем с каждым днем все ближе и ближе подбираются к ее границам, сжимая вокруг нее свое смертельное кольцо. Не понимать и не видеть этого может только тот, кто заинтересован в ущемлении национальных российских интересов.
И наш ближайший сосед, Республика Молдова заинтересована в ущемлении российских интересов не меньше Запада, чем способствует затягиванию вокруг России этой смертельной удавки. Все 12 лет своей независимости РМ только декларировала тезис о стратегическом партнерстве с Россией, не предпринимая в этом направлении ни одного практического шага. Внешнеполитическая деятельность этой республики всегда отличалась антироссийской направленностью. Ссылаясь на конституционный «нейтралитет», руководство официального Кишинева постоянно отказывалось от военного сотрудничества РМ в рамках СНГ. После вступления Воронина на пост президента страны в Кремле понадеялись на чудо: Молдова мол может стать членом Союза России и Белоруссии. И просчитались. Это стало понятно незамедлительно. Вспомните саммит глав государств СНГ в Минске 31 мая – 1 июня 2001 года. Воронин, не просидев к тому времени в президентском кресле и двух месяцев, категорически отказался не только подписывать, но даже принимать участие в обсуждении документов о военно-политическом сотрудничестве РМ в рамках СНГ и в частности с Россией. Из 23 подписанных тогда документов, Воронин отказался подписывать 11 (!), которые каким-то образом могли помешать военному сближению РМ и НАТО. Не лишним будет напомнить и приднестровцам, и россиянам неопровержимый факт проявления президентом Ворониным откровенного цинизма в отношении России и защиты ее интересов на территории Молдовы. 16 мая 2001 года И.Смирнов предложил Воронину выступить с инициативой и в одностороннем порядке принять решение о недопустимости вывода российских войск из Приднестровья до разработки и подписания между РМ и ПМР соглашения о гарантиях и введения в действие механизма его реализации. На что якобы «пророссийский президент» РМ В.Воронин ответил: «Думаю, ЧТО ТАКОЕ РЕШЕНИЕ СО СТОРОНЫ МОЛДОВЫ БЫЛО БЫ ПОЛНЕЙШИМ БРЕДОМ» («НМ», N103, 06.06.01г.). Всякие комментарии по этому поводу излишни.
Сегодня Молдова далеко не «нейтральное» государство. Более 5-ти лет на средства США происходит реформирование ее Национальной армии (НА) по стандартам Пентагона. Столько же лет ее кадровый офицерский состав проходит обучение и постоянную стажировку в странах НАТО. Ни одно военное учение НАТО в Европе не проходит без участия так называемой «нейтральной» Молдовы. Участие Молдовы в антироссийском блоке ГУУАМ подтверждает ее проНАТОвскую направленность. Множество фактов, о которых наслышаны приднестровцы, говорят о том, что Молдова всегда была недругом РФ. Особенно ярко это проявилось после Ялтинского саммита глав государств Содружества и подписания Россией, Украиной, Белоруссией и Казахстаном Соглашения о Создании Единого экономического пространства (ЕЭП), после чего президент РМ всерьез заговорил о выходе его страны из СНГ. Открытое заявление В.Воронина о том, что РМ предпримет реальные шаги по вступлению в ЕС, окончательно подтвердило факт: Молдова – недостающее звено той цепи, которой США пытаются удушить Российскую Федерацию.
В Кремле это поняли, но еще не утратили надежду развернуть РМ в нужном направлении. А точкой опоры рычага, которым руководство РФ намерено это сделать, без сомнения, является Приднестровье, роль которого для России в современной ситуации переоценить невозможно. Архимед утверждал: «Дайте мне точку опоры, и я переверну земной шар». И хотя Молдова – не земной шар, однако, чтобы развернуть ее сегодня в нужном для России направлении, кремлевским политикам нужен мощный рычаг. Только в этом и кроятся ответы на все вопросы приднестровцев «ПОЧЕМУ?».
Надо сказать, что в Кремле уже поняли и другое: приднестровцы сегодня уже далеко не те, что были 11 лет назад. Они окрепли, возмужали, создали свою государственность, силовые структуры, собственные Вооруженные силы, способные дать, в случае необходимости, достойный отпор молдавским агрессорам. За послевоенные годы Приднестровская Молдавская Республика, не смотря на многогранные противодействия Молдовы, превратилась в самодостаточное государство и обрела вполне заслуженный политический авторитет за рубежом. И даже при том, что ПМР – не признанное государство, с ней считаются, к мнению руководства республики прислушиваются. Приднестровье имеет стабильный внешнеполитический вектор, с которым официальный Кремль уже не может не считаться.
Поэтому сегодня многое зависит от того, насколько способной окажется современная Россия правильно сориентироваться в сложившейся вокруг нее ситуации и по достоинству оценить геополитическую значимость Приднестровья.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |