Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
ProUA,
10 ноября 2003
Конфликт в Керченском проливе, подтолкнул Украину к поиску жизненного экономического пространства в......Cредней Азии.
О политических аспектах среднеазиатского вояжа министра иностранных дел Украины Константина Грищенко по странам говорится достаточно много.
Мы же обратим внимание лишь на одно обстоятельство: он происходил в тот момент, когда украино-российский конфликт вокруг острова Тузла по-прежнему остается неурегулированным. Забегая вперед, отметим, что по окончании своей серии визитов в Узбекистан, Казахстан и Туркмению, министр резко высказался против ратификации Украиной четырехстороннего соглашения о создании единого экономического пространства до улаживания проблемы с "этим гидротехническим сооружением".
Поскольку заявление К.Грищенко пока не встретило резкой негативной реакции свыше (как в случае с С.Ермиловым, "поспешившим" определить судьбу трубопровода Одесса-Броды), можно сделать вывод, что оно отражает официальную точку зрения украинского руководства. Но в любом случае, визит главы МИДа можно рассматривать как послание Москве: Киев может проводить собственную экономическую политику на просторах СНГ, не согласовывая ее с Москвой.
Интересным в этом отношении выглядит казахстанская часть дипломатического турне главы украинского МИДа (к слову сказать, 2004 год объявлен годом России в Казахстане), во время которого с его стороны прозвучали слова о подорванном доверии между Украиной и Россией. Словно бы в ответ министр иностранных дел Казахстана Касымжомарт Токаев выдал очередное заявление о заинтересованности его страны в реализации проекта нефтепровода Одесса-Броды. Причем его напоминание о том, что этот проект "находится в планах Евросоюза", выглядело как косвенная, но, тем не менее, недвусмысленная поддержка его европейского направления, что никак не может ласкать слух российскому нефтяному и политическому истэблишменту.
И хотя словам К.Токаева о возможности поставки и транспортировки через этот нефтепровод до 30 млн. тонн казахстанской нефти являлись скорее оценкой его возможностей, нежели конкретным обещанием, но в данном случае логично утверждать, что украинская сторона захочет воплотить хотя бы треть из этой оценки в конкретные тонны "черного золота".
В Узбекистане же Украина посредством своего министра иностранных дел показала, что в вопросе создания зоны свободной торговли на территории СНГ, который тянется уже почти десяток лет, она может действовать по принципу "не идти напрямик, если ближе околицей". То есть, если не получилось создать общую для Содружества зону свободной торговли, Украине ничто не мешает попробовать заключить соответствующие соглашения с отдельно взятыми государствами. В Ташкенте К.Грищенко и его узбекский коллега Садык Сафаев объявили о готовности Украины и Узбекистана изъять все ограничения из режима двусторонней торговли. Которых, к слову сказать, и так не очень много – не более 2% от общего товарооборота.
Объем его, по данным Госкомстата, с января по сентябрь 2003 года составил $139,21 млн. Конечно, даже эти данные свидетельствуют, что до показателя 2001 года в $372 млн нам еще далеко, но, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года это прирост почти на четверть. Узбекистан заинтересован в украинских поставках боеприпасов и стрелкового оружия, военного имущества, малой артиллерии, сельскохозяйственной техники продукции трудной промышленности. Украину привлекают узбекский хлопок и твердых сорта пшеницы, а кроме того – возможность освоения нефтегазовых месторождений этой страны в порядке концессии в обеспечение платежеспособности Ташкента за военные поставки.
В общем, в контексте тузлинского конфликта, а также с учетом проамериканской внешней политики Узбекистана, торгово-экономическое сближение Киева и Ташкента сюрприз для России малоприятный. По сообщению С.Сафаева, вопрос о создании украино-узбекской зоны свободной торговли будет вынесен в начале 2004 года на заседание двусторонней межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству.
С Туркменией все понятно: газ, газ и еще раз газ. Впрочем, не только. Наверное, наибольшей сенсацией визита К.Грищенко в это государство следует считать предложение туркменам сотрудничества в создании и использовании космических аппаратов. Действительно, Туркмения сейчас весьма заинтересована в создании собственной системы космической связи и радиовещания.
Что же касается традиционного сотрудничества в области углеводородов и их поставок, то в настоящее время на уровне двусторонней комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству поднимается вопрос об участии Украины в разработке нефтегазовых месторождений туркменского шельфа Каспия. Для Украины, по словам К.Грищенко, сотрудничество с Туркменией имеет стратегическое значение в деле обеспечения энергетической безопасности и диверсификации источников энергопоставок.
Украина является самым крупным партнером Туркменистана, а товарооборот между двумя странами составляет в среднем около $2 млрд. ежегодно. Кроме того, Украина принимает участие в реализации различных экономических проектов Туркмении в обмен на поставляемый в нашу страну газ. Одним из таких проектов в самое ближайшее время станет участие украинских специалистов в строительстве Трансафганской газовой магистрали. По словам главы украинского МИДа, наша страна располагает необходимым опытом работы в сфере строительства мостов, автомагистралей и железных дорог, туннелей, обустройстве компрессорных станций, поставках труб большого диаметра и другого необходимого оборудования для будущего газопровода.
В заключение отметим вот что: если до тузлинского конфликта визиты К.Грищенко в Среднюю Азию воспринимались бы как еще одно плановое турне главы украинского МИДа, то теперь их есть смысл рассматривать в контексте биполяризации пост-советского пространства в пределах СНГ. Насколько глубоко пойдет этот процесс – это уже другой вопрос, но Украина дает понять, что в дальнейшем намерена играть в экономической жизни Содружества по своим правилам.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |