Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Panorama (Казахстан) 2003 №43 ноябрь
Елена Бутырина
Михаил Гончар, глава аппарата спецуполномоченного Украины по вопросам ЕАНТК: "Интерес Казахстана к проекту "Одесса - Броды" помог Украине выстоять против российского прессинга относительно реверса этого нефтепровода"..
В вопросе лоббирования реверсного использования украинской нефтетранспортной системы Одесса - Броды Россия, кажется, понемногу начала сдаваться. На днях глава российской компании "Транснефть" Семен Вайншток не исключил, что проект "Броды - Одесса" может не осуществиться и что его судьба находится только в руках Украины. "Если украинская сторона решит, что есть необходимость в том, чтобы проект "Броды - Одесса" был осуществлен, то он будет иметь все перспективы для завершения",- сказал он на пресс-конференции во вторник. Скорее всего, говоря об этом проекте, г-н Вайншток имел в виду именно реверсное использование Россией нефтепровода, а никак не прямое. Вместе с тем он прозрачно намекнул, что Россия в ближайшее время сумеет перетянуть на себя некоторые транспортные нефтяные потоки в западном направлении, обеспечив таким образом конкуренцию простаивающей в настоящее время украинской трубе. В частности, г-н Вайншток напомнил, что к весне следующего года "Транснефть" намерена повысить мощность Балтийской трубопроводной системы до 42 млн тонн. С будущего года планируется увеличить и поставки нефти через Польшу на 5 млн тонн, о чем уже имеются договоренности с белорусской и польской сторонами. Однако Украину, которая рассчитывает именно на транзит каспийской нефти, думается, это сегодня мало заботит.
В своем комментарии Панораме руководитель аппарата специального уполномоченного Украины по вопросам Евроазиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК), частью которого является система Одесса - Броды, Михаил ГОНЧАР сказал, что, похоже, Украина смогла выстоять против агрессивного прессинга со стороны российских компаний относительно требования реверса нефтепровода Одесса - Броды. Свидетельством тому он назвал приведенное выше заявление руководителя "Транснефти" о том, что настойчивое лоббирование россиянами реверса, скорее всего, не осуществится. "Не последнюю роль в поддержке стратегического объекта Украины сыграла позиция Казахстана, который устами своих официальных представителей не раз заявлял о намерении участвовать в проекте строительства и заполнения нефтепровода Одесса - Броды",- отметил г-н Гончар. В частности, по его словам, данные заявления Казахстана подтверждены соответствующими украинско-казахстанскими соглашениями, а также коммерческими договоренностями.
Как сообщили Панораме в пресс-службе госкомпании "Укртранснафта" со ссылкой на спецуполномоченного Украины по вопросам ЕАНТК Александра Тодийчука, в настоящее время украинская сторона уже имеет два подписанных контракта на транспортировку 12,5 млн тонн каспийской нефти по нефтепроводу Одесса - Броды. Первый контракт заключен на поставку 9 млн тонн нефти, второй - на 3,5 млн тонн. Представитель пресс-службы не стал афишировать названия компаний - будущих поставщиков, сославшись на коммерческую тайну. Он также не уточнил принадлежность этих компаний к Казахстану или Азербайджану, который, как известно, ранее также заявлял о своем интересе к данному проекту. При этом собеседник подчеркнул, что речь идет именно о коммерческих соглашениях, а не предварительных протоколах. Можно предположить, что в Казахстане такими поставщиками являются нацкомпания "КазМунайГаз" и американская ChevronTexaco, эксплуатирующая крупное Тенгизское месторождение в Атырауской области, которые давно ведут соответствующие переговоры с "Укртранснафтой".
Предпочтение казахстанской нефти Украина отдает не только из-за ее сравнительно неплохого качества по сравнению с российской Urals. Все тот же г-н Гончар назвал недавно предъявленные условия контракта со стороны ТНК-ВР по заполнению нефтепровода Одесса - Броды технологической нефтью "кабальными" для Украины.
Вообще, в последнее время Украина и Казахстан заметно продвинулись в вопросах транспортировки каспийской нефти по системе Одесса - Броды. В июле этого года, по истечении полутора лет после презентации данного проекта в Алматы, нацкомпания "КазМунайГаз" заявила о готовности принять участие в достройке нефтепровода Одесса - Броды до польского города Плоцк. Тогда стороны договорились обеспечить строительство параллельного участка нефтепровода Одесса - Броды к нефтетерминалу "Южный" протяженностью 52 км и построить на нем второй причал для поставок казахстанской нефти в объеме до 8 млн тонн в год в направлении Черного моря. Строительство параллельной трубы позволит не задействовать существующий участок в реверсном режиме. По заверению "Укртранснафты", некоторые европейские и украинские потребители уже ждут поставок легкой каспийской нефти. К примеру, еще весной этого года "Нафтохимик Прикарпаття" направил в адрес "Укртранснафты" письмо за подписью технического директора с ориентировочным графиком поставки каспийской нефти на завод по нефтепроводу Одесса - Броды в объеме 1-1,5 млн тонн в 2004 году, 2-2,5 млн тонн - в 2005-м и по 2,5 млн тонн - в 2006-2010 годах.
С началом поставок каспийской нефти через Броды в сторону Европы, по некоторым данным, произойдет снижение примерно на 350-400 тыс. тонн объемов нефтеперевалки через Одесский морпорт, поскольку грузопотоки будут переключены на нефтетерминал "Южный".
Что же касается реверса, вопрос этот пока еще не исчерпан - и в Украине, и в России все еще имеются сторонники этого проекта, которые намерены дождаться результатов технико-экономического обоснования работы нефтепровода Одесса - Броды, которое с октября готовит американская компания Energy Solution.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |