Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

"Версты" №132,
22 ноября 2003

Дружить или вместе жить?

Марина Лемуткина

Дружить на расстоянии совсем не то, что жить в одном государстве. Потому-то с таким трудом дается процесс объединения России с Белоруссией.

"Белоруссия стремится получить максимум возможного от России, давая минимум взамен", - считает член Совета по внешней и оборонной политике России Алексей Пушков.

Россия, напротив, выйдя из экономического и политического кризиса, обрела реальную заинтересованность в интеграции с Белоруссией. Так можно ли вновь попытаться реанимировать интеграционный процесс?

По мнению большинства экспертов, давно назрел вопрос о необходимости найти новую кандидатуру на должность госсекретаря Союзного государства. Занимающий ее сейчас Павел Бородин, по выражению Артема Артемова из Института СНГ, не может достичь каких бы то ни было существенных результатов в этом направлении.

Появились даже слухи, что одним из политических "тяжеловесов", способных заменить его на этом посту, является нынешний спикер Государственной Думы Геннадий Селезнев. Однако не все политики уверены, что это возможно.

- Геннадий Николаевич идет на выборы в Думу, а эти слухи запустили противники Селезнева, чтобы сбить его рейтинг, - так прокомментировал подобное предположение заместитель председателя Комитета Совета Федерации по СНГ Леонид Лушкин. Свои сомнения в возможности такой замены выразил и эксперт по Белоруссии из Института стран СНГ Александр Фадеев:

- Должность госсекретаря соответствует уровню главного специалиста и является слишком низкой для политика ранга Селезнева. Думаю, что он сам не согласится на это.

Те, кто считают такое назначение возможным, обусловливают его поражением партии, возглавляемой Геннадием Селезневым, на выборах 7 декабря.

- Шансов на преодоление ими пятипроцентного барьера нет никаких, а такое назначение явилось бы достойным трудоустройством политической фигуры, сыгравшей большую роль в команде Путина, - сказал мне заместитель председателя Комитета Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками Вячеслав Игрунов.

Однако сейчас не просматривается возможность начала радикальных перемен в состоянии российско-белорусских отношений и продвижения интеграционных процессов ни в случае, если госсекретарем станет Геннадий Селезнев, ни даже если это будет еще более весомый политик.

- Конечно, как более значимая политическая фигура Селезнев будет полезнее на этом посту, чем Бородин. Но только в качестве более искушенного переговорщика в диалоге Путин-Лукашенко, которые, как мне кажется, уже с трудом говорят друг с другом, - утверждает Вячеслав Игрунов.

Проблема не в личности государственного секретаря, она носит объективный характер. В настоящее время Белоруссия просто-напросто не заинтересована в интеграции с нашей страной - ни политически, ни экономически. Как сказал "Вёрстам" вице-президент Фонда развития парламентаризма в России Сергей Колмаков: "Лукашенко - противник объединения с Россией, при котором Белоруссия сразу же потеряет независимость и станет 90-м субъектом Российской Федерации, он не хочет и объединения по модели Евросоюза, так как это означало бы постепенную коррозию белорусской самостоятельности".

Добившись под флагом якобы предстоящей интеграции финансовой поддержки России в трудный для экономики страны момент, Белоруссия решила свои тактические задачи, получив некоторую передышку, укрепив свои политические и экономические позиции и остановив падение курса своей национальной валюты. Реальная - стратегическая - интеграция означала бы не только экспансию более сильного российского бизнеса на находящийся в зачаточном состоянии белорусский рынок, но и, как говорит Александр Фадеев, обнародование тайны формирования доходной части государственного бюджета Белоруссии, пополняемой в основном за счет печатного станка и реэкспорта российского газа. А это официальному Минску ни к чему.

Конечно, белорусские власти не могут себе позволить окончательно отказаться от "объединительной" риторики. Да этого и не нужно. Вполне достаточно, констатирует Александр Фадеев, "под все интеграционные программы подвести невыполнимые для России условия". Например, подписание конституционного акта, предусматривающего создание наднациональных органов, главенствующих над российским Федеральным Собранием, правительством и президентом, а также равной ответственности за управление обеими частями объединенного государства - Белоруссией и Россией.

Эксперты считают, что действительный интерес Лукашенко к объединительным процессам Белоруссии и России может пробудиться вновь не ранее окончания второго президентского срока Владимира Путина в 2008 году. До тех пор все пути, ведущие к интеграции, будут заблокированы. Это значит, что пост союзного госсекретаря, являющийся сейчас, по образному выражению директора Института политических исследований Сергея Маркова, "местом для пересидки", "синекурой" для политиков с прошлыми заслугами, останется таковым и впредь, пока не созреют условия для реального объединения.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ