Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

22-29.11.2003. Белорусский рынок

7 лет новой реальности

Павлюк Быковский

Сегодня уже мало кто сможет восстановить в памяти события 1996 г., когда в Беларуси произошло изменение Конституции. Несанкционированная акция незарегистрированной организации "Малады фронт" 24 ноября этого года на пл. Якуба Коласа тоже мало связана с событиями 7-летней давности: она лишь повод заявить протест возможным референдумам о продлении президентских полномочий А. Лукашенко или о присоединении Беларуси к России.

Тогда же, в 1996-м, вопрос звучал совсем иначе. А. Лукашенко выступил с инициативой проведения референдума по поправкам к Конституции Беларуси, которые бы усиливали президентскую власть и урезали полномочия парламента. В ответ его оппоненты в законодательной ветви власти вынесли на референдум контрпроект, упраздняющий пост президента. Получилась классическая схема игры, где победитель получает все, а проигравший всего лишается.

Известные своей "памяркоўнасцю" белорусские политики шушкевичского и кебичевского призыва были шокированы такой постановкой вопроса, тщетно искали компромисс (в парламентском варианте Конституции в итоге появился президент с урезанными полномочиями), но в конце концов были вынуждены играть свою роль по ту или иную сторону баррикад.

Референдум-96 проходил на фоне жесточайшего конфликта законодательной и исполнительной ветвей власти. При этом А. Лукашенко своими указами отменял законы, решения Конституционного суда, даже уволил назначаемого парламентом председателя Центризбиркома Виктора Гончара и подписал указ о прекращении деятельности государственных органов, препятствующих проведению референдума.

То есть глава государства откровенно нарушал правила игры и его оппонентам было нетрудно найти этому доказательства. Что они и сделали. Мировое сообщество не признало итоги того референдума, белорусская оппозиция назвала его государственным переворотом. Но А. Лукашенко сохранил власть и упрочил свои позиции внутри страны. Если верить социологам, то президент мог в тот момент и вполне законно победить на референдуме, население ему верило, но что-то помешало главе государства играть по правилам. К этому "чему-то" мы еще вернемся.

То, что происходящее является неким фарсом, было понятно и простым избирателям, далеким от перипетий высокой политики, так как на момент начала досрочного голосования 9 ноября они не могли познакомиться с президентским вариантом Конституции (он появился лишь на 4-й день голосования), парламентский вариант был опубликован только 21 ноября, а 24 ноября прошел референдум.

Обывателю было трудно разобраться в юридических тонкостях: на консультативный референдум выносится вопрос или решение будет носить обязательный характер, почему этот вопрос слушается в Конституционном суде? А вот то, что депутаты Верховного Совета XIII созыва пытаются снять президента с должности, - это было бесспорно и понятно еще до того, как впервые прозвучало слово "импичмент".

При этом А. Лукашенко говорил о необходимости расширения президентских полномочий, чтобы навести порядок в государстве, оздоровить экономику и т. д. Коммунисты и аграрии, которые стали инициаторами разработки альтернативного проекта Конституции, даже председатель Верховного Совета Семен Шарецкий - слова в белорусском эфире не получили. Так они оказались вынуждены сменить советские одежды на оппозиционные и в глазах многих избирателей стали выглядеть предателями: "Они на выборах поддерживали президента, обещали возврат в Советский Союз, а тут якшаются с националистами и снимают президента!".

Мировое сообщество недоумевало, Борис Ельцин из ЦКБ пытался мирить белорусские противоборствующие стороны, присылал эмиссаров в Минск. Однако, если смотреть на ситуацию 1996 г. с позиции нынешнего дня, то окажется, что А. Лукашенко только во внутрибелорусских делах нарушал правила игры, а в отношениях с мировыми державами - нет, наоборот, предлагал взаимовыгодные сделки. Так, президент Беларуси заявил, что 26 ноября будет выведена последняя российская ядерная ракета. Обещание было выполнено, и представитель Госдепартамента США Николас Бернс назвал это "грандиозным достижением не только для России и Беларуси, но и для Соединенных Штатов". По его словам, день вывода ядерных ракет из Беларуси "стал очень, очень важным днем, который ознаменовался большим успехом Соединенных Штатов и принес огромную пользу американскому народу".

В это время А. Лукашенко уже распустил парламент и из его части создал новый законодательный орган - нынешнее двухпалатное Национальное собрание. Мировое сообщество отметило незаконность происходящего, обещало поддерживать контакты с депутатами расформированного Верховного Совета XIII созыва, но не стало разрывать отношения с официальным Минском.

Вот как за несколько дней до вывода ядерного оружия объяснял ситуацию все тот же Н. Бернс: "Соединенные Штаты, безусловно, сохранят свое посольство в Минске" и "в настоящий момент сделали выбор в пользу продолжения взаимодействия с правительством Александра Лукашенко". При этом "антиконституционные действия белорусского президента по проведению референдума не могут быть поддержаны мировым сообществом", однако "Беларусь по-прежнему остается членом ООН и США признают нынешнее правительство".

Аналогично поступили и другие страны со старыми демократическими традициями. Международные институты исключили из сферы общения только новый законодательный орган. Впрочем, недавно Национальное собрание Беларуси получило практически те же права, что и последний Верховный Совет. Что же касается России и коллег по постсоветскому лагерю, то они сделали вид, будто ничего особенного не случилось.

Сам же А. Лукашенко вполне серьезно говорил о происходящем как о "начале новой эпохи в парламентаризме Беларуси" (слова из выступления президента 28 ноября на первой сессии Палаты представителей Национального собрания I созыва). Глава государства вполне обоснованно сказал, что с созданием этой палаты подведена черта под противостоянием президента и Верховного Совета XIII созыва. Прозвучали также слова о готовности к конструктивному сотрудничеству с оппозицией. Впрочем, последнее на практике не получило подтверждения до сих пор.

Политологи констатировали вытеснение оппозиции из парламента, девальвацию значения политических партий и концентрацию властных полномочий в одних руках. Дальнейшие метаморфозы белорусского правящего режима шли во вполне предсказуемом направлении усиления личной власти А. Лукашенко. Глава государства сумел очистить белорусское политическое поле от оппонентов, сравнимых с ним по уровню, удержал власть, но утерял возможные предметы для сделок с зарубежными партнерами по политической игре. Ядерное оружие еще раз вывести невозможно, а путинская Россия уже не удовлетворяется виртуальным союзом с Беларусью.

Завод, который получила белорусская политическая система 7 лет назад, заканчивается. Не за горами истечение президентских полномочий А. Лукашенко. В нынешней ситуации не так просто придумать новые правила игры и заставить кого-то в нее играть. Внутри страны приходится раскладывать кадровые пасьянсы и показывать карточные фокусы все более скептичному населению.

А за пределами страны и это никого не интересует - ведь на карту поставить уже нечего.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ