Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Независимая Газета,
17 ноября 2003
Игорь Плугатарев
В последние недели наблюдалась заметная активизация в российско-армянских взаимоотношениях. Москву посетил председатель Национального собрания Армении Артур Багдасарян, а в Ереване побывали секретарь российского Совбеза Владимир Рушайло и министр обороны Сергей Иванов (последний подписал ряд документов со своим армянским коллегой Сержем Саркисяном в начале прошлой недели). О причинах активизации российско-армянских отношений в интервью "НГ" рассказал министр иностранных дел Армении Вардан Осканян, посетивший Москву в конце прошлой недели
- Господин министр, какие проблемы вы обсудили в Москве?
- Я встречался с моим коллегой Игорем Ивановым и секретарем Совбеза Владимиром Рушайло. У нас было своего рода совещание, обсуждение весьма широкого спектра безотлагательных вопросов. Во-первых, в начале декабря наш регион должны посетить сопредседатели (представители России, США и Франции) Минской группы ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, и мы обменялись мнениями на этот счет. 19 ноября в Бишкеке состоится встреча шести министров иностранных дел стран - участников Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), и здесь тоже потребовалось согласование позиций по ряду вопросов. Также нас беспокоит то, что происходит сейчас в Грузии. Наши консультации касались и других проблем регионального характера, в частности армяно-турецких взаимоотношений, положения дел с ядерной программой Ирана, ситуации в Ираке и в целом на Ближнем Востоке.
- Как в Ереване оценивают то, что происходит в Тбилиси?
- Мы очень озабочены сложившейся ситуацией. Эдуард Шеварднадзе звонил Роберту Кочаряну, а личный представитель грузинского президента, руководитель Аджарии Аслан Абашидзе приезжал в Армению. Основная цель и телефонной беседы, и встречи Кочаряна с Абашидзе заключалась в получении информации, что называется, из первых рук. Со своей стороны Армения выразила желание видеть Грузию стабильной. Это важно для Закавказья в целом.
- Российский министр обороны Сергей Иванов как раз был с визитом в Ереване во время приезда Абашидзе. Что вам известно об их встрече?
- Сергей Иванов действительно в этот момент находился в Армении, но, насколько мне известно, целью приезда Абашидзе было встретиться именно с Робертом Кочаряном.
- Визиты Рушайло и Сергея Иванова в Ереван и ваш приезд вслед за ними в Москву можно расценить как подготовку Арменией и Россией некоего серьезного решения. Некоторые аналитики говорят о том, что войсковая группировка России в Армении может быть расширена и усилена...
- Основной аспект наших двусторонних отношений - это стратегическое партнерство. Поэтому нет нужды в каких-либо "специальных обстоятельствах" для визитов на высоком уровне. Другое дело, что решение проблем безопасности с учетом обстановки в регионе действительно самое важное в наших взаимоотношениях. Поэтому визиты в Армению российских силовиков носят постоянный характер.
Что же касается увеличения численности войск, то это может быть вызвано только существенным изменением ситуации в регионе. Но это усиление может произойти только в рамках национальных плановых квот, предусмотренных по Договору об обычных вооружениях в Европе. Хотя, по моим оценкам, каких-либо серьезных изменений ситуации не ожидается.
- Вы считаете, что тех пяти тысяч человек, которые сейчас составляют ядро российско-армянской военной группировки в Закавказье, вполне достаточно для поддержания стабильности вокруг Армении?
- Названная вами цифра обусловлена сложившейся ситуацией и соответствует обеспечению нашей безопасности.
- Как российско-армянское военное сотрудничество соотносится с заметным, пока преимущественно политическим усилением влияния НАТО в Армении? Что вы можете сказать о перспективах армяно-американского сотрудничества в военной сфере?
- США помогают нашей армии в модернизации средств связи, соглашение об этом было достигнуто еще в 2001 году. Американский департамент обороны предоставил средства на создание и техническое оснащение центра по разминированию. Здесь мы исходим из насущной необходимости, учитывая недавние военные действия в нашем регионе и наличие минных полей, которые время от времени продолжают уносить жизни ни в чем не повинных людей.
В любом случае наши военно-политические отношения с США и Североатлантическим альянсом никоим образом не развиваются в ущерб сотрудничеству с Россией. Более того, Армения и Россия - члены Совета Евроатлантического партнерства и свои отношения со всем блоком и с отдельными его членами строят в рамках программы "Партнерство ради мира". Подобным образом с НАТО сотрудничают и другие страны - участницы ОДКБ, являясь партнерами в деле борьбы с общими угрозами, такими, как международный терроризм.
- Как Ереван оценивает нового президента Азербайджана Ильхама Алиева, которого в Баку представляют продолжателем политики отца?
- Я бы не стал торопиться с выводами о политической преемственности власти в Азербайджане. Некоторые наблюдения на этот счет можно будет высказать после визита сопредседателей Минской группы ОБСЕ, а также после встречи президентов Роберта Кочаряна и Ильхама Алиева.
- Она уже готовится?
- Она неизбежна. Мне известно, что сопредседатели Минской группы во время поездки в Азербайджан и Армению сделают каждому лидеру предложение о встрече. Конкретные сроки будут определены самими президентами. Тема встречи - проблема Нагорного Карабаха.
- Владимир Рушайло в Ереване свел усилия Москвы в решении этой проблемы к "внесению позиций", не усугубляющих "и без того непростую обстановку". Насколько эти "позиции" приемлемы для Еревана и в чем сейчас проявляется "непростая обстановка" в Нагорном Карабахе?
- Россия, как один из членов Минской группы ОБСЕ, вне этого формата не делает каких-либо отдельных предложений. Москва поддержит любое предложение, которое будет приемлемо как для Еревана, так и для Баку. И пока продолжается переговорный процесс, мы считаем, что такая позиция верна.
Изменения ситуации в Нагорном Карабахе мы пока не наблюдаем. Я не слышал, в каком контексте Рушайло говорил об "усугублении" и "непростой обстановке", но если он критиковал воинственные призывы, которые звучат в Азербайджане, то в этом смысле я бы с ним согласился. Если говорить о балансе сил в регионе, то после подписания в 1994 году соглашения о прекращении огня каких-то серьезных изменений в этом отношении нет. Сейчас обстановка в Карабахе относительно стабильна.
- Еще одна проблема - открытие сквозного движения из Сочи в Ереван через Грузию. Российские военные железнодорожники уже оценили необходимые силы и средства и ждут политического решения. Когда, на ваш взгляд, оно может быть принято на высшем уровне?
- Армения неоднократно выражала свою заинтересованность в вопросе восстановления абхазского участка железной дороги, сообщение по которому было прервано в результате военных действий в 1992-1993 годах. Для Армении это жизненно важно. Открытие этого пути будет экономически выгодно не только Еревану и Москве, но и Тбилиси. К сожалению, в грузино-абхазском вопросе переговорный процесс носит большей частью политический, нежели экономический характер.
Когда было восстановлено сообщение Сочи-Сухуми, в Ереване это было воспринято как первый шаг на пути решения проблемы в целом. Мы полагали, особенно после встречи президентов Владимира Путина и Эдуарда Шеварднадзе в Сочи в марте этого года, что вскоре железнодорожное сообщение будет восстановлено. Но пока этого не произошло. Этот вопрос нами поднимался на всех уровнях встреч с грузинским руководством.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |