Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Российские Вести,
20 ноября 2003
Алик Назаров
Вопрос о смене власти в большинстве стран Содружества - бывших советских республиках превратился в серьезную внутри- и внешнеполитическую проблему. Существует она и для Казахстана.
В отличие от соседних центральноазиатских государств Казахстан не пошел по пути создания "пожизненного президентства". Однако это не значит, что нынешний руководитель страны Нурсултан Назарбаев не задумывается о перспективах передачи власти. Существующая в Казахстане, как, впрочем, и других странах СНГ, клановая система распределения власти и экономических интересов фактически замыкается на стоящих у власти нынешних руководителях государства и лично на Назарбаеве. Именно поэтому многое будет зависеть от того, какую позицию займет нынешний президент страны по вопросу о своем преемнике.
Примечательным фактом стало отсутствие реальных претендентов на этот пост среди общественных и политических сил Казахстана, так как существующая оппозиция в лице Демократического выбора Казахстана после ряда действий властей оказалась ослаблена. Что же касается тех или иных представителей хозяйственной и управленческой номенклатуры, которые имеют финансовые и административные рычаги воздействия на ситуацию, то все эти люди так или иначе связаны с существующим режимом или лично с его главой.
Именно это обстоятельство является определяющим для предположений относительно планов казахстанского президента. Первый вариант действий, скорее всего, будет связан с его попытками пойти по "центральноазиатскому" варианту, продлив срок своих властных полномочий с помощью референдума или изменений в конституции. В этом случае для Астаны уже не будет важна реакция международного сообщества и особенно Запада, который крайне настороженно относится к Назарбаеву в последнее время из-за волны коррупционных и финансовых скандалов в стране. Второй вариант - это назначение преемника в лице представителя назарбаевского клана или даже его семьи. Все более реальным становится предположение об усилении политических позиций дочери нынешнего президента Дариги. Она вместе со своим мужем является успешным и состоятельным бизнесменом на медиарынке страны. Созданные ею структуры контролируют, по разным оценкам, от 60 до 80% всех СМИ, что немаловажно для проведения "правильной" избирательной кампании. В том случае, если подобные планы существуют у Назарбаева, то Казахстан станет второй после Азербайджана страной с "наследственным" президентством в СНГ.
Разумеется, все описанные комбинации требуют серьезной подготовки и времени. Последнего у президента Казахстана не так уж и мало. Вопрос лишь в том, согласится ли казахстанский избиратель с подобным выбором или это одно из самых больших государств Содружества все-таки пойдет другим путем? Для этого Казахстану придется развивать совершенно иную, отличную от существующей ныне в странах СНГ, политическую культуру. Но такой процесс проходит не в результате "революции сверху", а в ходе общественно-политического развития на протяжении долгих лет и не в условиях "управляемой демократии", к которой все больше склоняются многие руководители государств Содружества. Многое зависит, наконец, и от международных условий, способных серьезно воздействовать на внутриполитическую ситуацию стран Центральной Азии.
В любом случае, для Казахстана, как и остальных государств СНГ, наступает этап так называемой трансформации власти. От того, как и кому она передается в стране, зависит развитие общества, экономики и всей системы международных взаимоотношений, в которых участвуют нынешние страны Содружества. Уже в ближайшее время станет ясно, насколько Нурсултан Назарбаев точно рассчитал механизм передачи власти или ее легитимизации для себя в недалеком будущем.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |