Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
ИМА-пресс,
1 декабря 2003
Вячеслав ИГРУНОВ, председатель партии СЛОН, зампредседателя Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками: - Кроме как в Молдавии и на Украине в ближайшее время вряд ли такое где-то может случиться. Потому что подобные перевороты в нашем неорганизованном обществе требуют поддержки извне, а эти внешние силы, думаю, заинтересованы в дестабилизации обстановки только на территории до Урала. Наилучшим местом для такого сценария была бы Белоруссия, однако там решительный лидер, который в состоянии применить самые жесткие меры по отношению к оппозиции. Хотя лично у меня нет сомнений, что с помощью российских партий (например, СПС) и западных структур белорусская националистическая оппозиция все равно будет пытаться переломить ситуацию. А в Молдавии - неумелый и нерешительный президент, очень вялый парламент, поэтому энергичные действия оппозиционеров могли бы привести к результатам, аналогичным грузинским. Однако наличие такой зоны, как Приднестровье, которое в этом случае окончательно отделилось бы, вряд ли побудит сейчас местных политиков к резкой смене власти, хотя и такое возможно. Молдавия сейчас - самое слабое звено. Но, повторюсь, есть еще и Украина, где лидер не пользуется популярностью и не очень хорошо контролирует ситуацию, так что там тоже может быть найден повод для переворота. Однако прикладывать к этому какие-то усилия вышеупомянутые внешние силы вряд ли станут, поскольку уже осенью 2004 года на Украине пройдут выборы и, судя по всему, президентом станет человек антироссийских, проамериканских убеждений. Если говорить о вероятности подобных событий в Киргизии, Узбекистане или Таджикистане, то США там уже имеют свои военные базы и, несмотря на то, что режимы в этих государствах им очень не нравятся, вряд ли заинтересованы в их крушении. Ведь те правители, которые придут на смену нынешним, вероятнее всего, будут исламистами...
Волнения в этом регионе американцам могут понадобиться только в геополитических целях - чтобы создать проблемы для России. Но пока в этом нет нужды, и США заинтересованы в стабильности, которая позволяет им спокойно контролировать Афганистан, да и Азию в целом.
Андраник МИГРАНЯН, вице-президент Фонда "Реформа": - Я думаю, для развития событий по такому сценарию в Молдавии нет необходимых условий. Ведь Владимир Воронин отыграл назад свои обещания по поводу фактической федерализации с Приднестровьем, поэтому основная причина конфликта с оппозицией исчезла. Что касается других стран на постсоветском пространстве, то в Армении, где еще до парламентских и президентских выборов такой сценарий был возможен, поезд уже ушел; в Азербайджане оппозиция не смогла более или менее эффективно выступить; в Центральной Азии грузинский вариант просто исключен. Остается Украина, но это большое государство, а такие вещи скорее могут произойти в маленьких республиках, где наиболее очевидны разваленность экономики, коррумпированность верхушки, злоупотребления чиновников и казнокрадство. У Украины нет потерянных территорий, центр пока контролирует регионы, а на востоке и западе сконцентрировались крупные политические силы, которые борются не за разделение страны, а за контроль над Киевом. Так что вероятность такого же переворота, как в Грузии, там довольна мала.
Владимир ЛЫСЕНКО, зампредседателя Комитета Госдумы по делам федерации и региональной политике: - Теоретически грузинский сценарий возможен на Украине и, при дальнейшем обострении ситуации, в Белоруссии. В республиках Средней Азии и Закавказья он маловероятен. Что же до Молдовы, то там уже года полтора назад пытались сместить Владимира Воронина. Если националистической оппозиции это наконец удастся, то влияние Москвы на постсоветском пространстве резко снизится. Думаю, Кремль сейчас сделает все что угодно, лишь бы не допустить к власти еще одну прозападную верхушку.
Ида КУКЛИНА, доктор политических наук, сотрудник ИМЭМО: - Думаю, в Армении - у Роберта Кочаряна очень влиятельная оппозиция. Кроме того, в ситуацию вмешались еще и американцы - вытесняют оттуда французов, - а это по определению к добру не приведет. Зато как раз в Молдавии грузинский сценарий вряд ли будет осуществлен - там оппозиция достаточно слабая, хоть и шумная.
Федор ШЕЛОВ-КОВЕДЯЕВ, политолог, бывший первый замминистра иностранных дел РФ: - Похоже, на Украине: этому способствуют явно выраженный интерес Америки к кандидатуре Виктора Ющенко, тяжелое положение президента Леонида Кучмы, усугубленное нашими эскападами вокруг Тузлы. Плюс ко всему мы не работаем с украинской оппозицией, и никаких определенных прогнозов развития политических событий в республике у нас по-прежнему нет. Так что неожиданности вполне возможны. Что касается Молдавии, то там все зависит от того, насколько разумно и тонко поведет себя Россия. Пока я не могу сказать, что обрадован нашими комментариями, в том числе и со стороны официальных лиц, о срыве приднестровского урегулирования. Понимаю досаду людей, которые много времени потратили на различные согласования, - как оказалось, напрасно. Но это не повод для организации такого открытого давления. Что же до Тбилиси, то активные выступления наших по поводу американского следа в этих событиях производят на меня неоднозначное впечатление: либо мы огорчены, что сами ничего не сделали, либо потрудились над тем, чтобы убрать Шеварднадзе, но не хотим в этом признаваться. И если окажется, что за идеей поставить во главе Грузии Аслана Абашидзе стоит Москва, это будет действительно полный провал, демонстрирующий абсолютное незнание истории Грузии и национальных особенностей ее жителей. Вообще, все эти события показывают, что наша дипломатия пока не очень хорошо управляется с ситуацией на постсоветском пространстве - пора выходить за пределы дипломатических клише. Ни в одной из стран СНГ мы не контактируем на официальном уровне с оппозицией, потому и оказываемся неподготовленными к событиям, подобным тбилисским и кишиневским. Теперь, пойдет ли Молдавия по грузинскому пути, зависит от удачной работы наших посольств.
Владимир ЖАРИХИН, заместитель директора Института стран СНГ: - Вряд ли можно где-то еще разыграть этот сценарий. Дело в том, что государственность бывает разная - плохая и хорошая, но все же она в любой стране посильней, чем в Грузии, это надо понимать. Хотелось бы, чтобы это произошло, например, в Туркмении, однако нужно быть реалистами - там оппозиция выкорчевана до пятого колена, поэтому никаких сил и возможностей для создания такой ситуации нет. В Молдавии же, по-моему, в последнюю очередь можно разыграть такой сценарий. Не нужно забывать, что Воронин был избран совсем недавно, причем значительным большинством граждан, поэтому не должен нести ответственность за ситуацию в Приднестровье. Отвечать должна та самая оппозиция, которая и создала эту проблему, а сейчас пытается аннулировать соглашение между Молдавией и Приднестровьем, апеллируя к Евросоюзу. Если не брать во внимание все дальнейшие не очень хорошие действия - как со стороны Воронина, так и с противной стороны, то, можно сказать, исходная точка, первооснова конфликта заключалась в том, что нынешняя молдавская оппозиция, будучи у власти, вела дело к объединению всей Молдавии с Румынией, приднестровская же часть этого не хотела. А потом все остальное просто наслаивалось на это - боевые действия, жестокость. Если оппозиция хочет загладить свою вину - ведь из-за нее пролилось много крови, - то не должна выступать против этого соглашения. Она же вновь настаивает на объединении Румынии с Молдавией, а значит, взаимопонимания Кишинева с Приднестровьем не добиться. Более того, выбирая Воронина, люди голосовали не столько за коммунистов, сколько против Народного фронта. И Воронин это прекрасно понимает, поэтому вынужден внутри страны вести отнюдь не коммунистическую политику.
Александр СУНГУРОВ, председатель Гуманитарно-политологического центра "Стратегия" (Санкт-Петербург): - Думаю, в Прибалтике уже невозможно - там правовые государства. На Украине была попытка, но ничего не получилось. В Белоруссии нет таких сил. Опускаемся в Закавказье: в Азербайджане сильный авторитарный режим, в Армении, ориентирующейся на Россию, вряд ли такое случится. Что касается Средней Азии, то в Казахстане все стабильно, а в других республиках жесткие лидеры. Грузия просто оказалась на стыке двух культур. И вряд ли в Молдавии повторится этот сценарий.
Валерий ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ, директор санкт-петербургского отделения фонда "Российский общественно-политический центр": - Надо рассматривать горячие точки. Одной из них, на мой взгляд, является Украина. Она входит в сферу внимания таких господ, как Бжезинский. Там такой сценарий вполне возможен, хотя вряд ли будет осуществлен.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |