Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Александр Фадеев
В последней декаде апреля сразу две белорусские делегации, в состав которых входили высокопоставленные чиновники МИДа и министерства обороны РБ, нанесли визиты в Китай(КНР). В ходе состоявшихся в Пекине переговоров глава оборонного ведомства Беларуси генерал-полковник Леонид Мальцев обсудил с китайской стороной целый ряд вопросов военно-технического сотрудничества двух стран, а также перспективы развития отношений в политической, экономической и научно-технической областях.
Белорусские официальные источники поспешили представить общественности итоги визита военной делегации РБ как успешные, конструктивные и способствующие “дальнейшему взаимовыгодному сотрудничеству между армиями двух государств”.
Другая группа - белорусских дипломатов во главе с Валерием Дементеем - приняла участие в очередном раунде межмидовских консультаций по проблемам консульской службы. Были, в частности, затронуты вопросы о направлении белорусских специалистов на работу в КНР, о реализации договора о правовой помощи по гражданским и уголовным делам, который был ранее заключен между двумя странами, о защите прав и интересов граждан РБ в КНР и граждан КНР в Беларуси.
В целом, отношения Беларуси с Китайской Народной Республикой в последнее время вышли на новый качественный уровень. Министерство иностранных дел республики придает азиатскому вектору внешней политики и, прежде всего, диалогу с Китаем огромное значение. Китай подчеркнуто выделяется высшими управленцами РБ среди всех остальных стран мира, с которыми Беларусь поддерживает международные связи. Глава белорусского государства Александр Лукашенко не скупится на слова благодарности и лестные характеристики в адрес властной элиты КНР: таких возвышенных эпитетов из уст президента РБ, напомним, никогда не удостаивалось ни одно другое иностранное правительство, включая руководство союзной России.
Объясняется это не только тем, что Китай является сегодня основным торговым партнером Беларуси в Азии, не только высокой степенью доверия и активным взаимодействие двух стран по международным вопросам, но и особым интересом белорусских властей к потенциальным и крупным кредитам и инвестициям со стороны КНР. Например, одним из проектов тесного взаимодействия в этой сфере является строительство в столице республики Минске новой телевизионной башни с развитой прилегающей инфраструктурой, которое будет вестись представителями Китая. Есть и предположения о том, что политическое руководство КНР оказало финансовую поддержку государственным институтам РБ в 2001 г., в год президентских выборов. Кроме того, правительство РБ стремится всячески утвердиться на китайском рынке, включая рынок вооружений и средств военно-технического назначения, а также завязать кооперационные связи с производителями из КНР. В этом году ведется активнейшая подготовка к участию ряда белорусских предприятий в осенней Шанхайской международной промышленной ярмарке.
Решение о снижении железнодорожных тарифов, которое упорно добивалось республиканское правительство от России, без всяких сомнений объективно послужит раскручиванию нового витка экономических контактов РБ с Китаем и росту товарооборота с другими странами на Востоке. Именно с этим фактором Беларусь связывает свои надежды на резкое увеличение в ближайшем будущем объема экспортно-импортных операций с такими своими азиатскими партнерами как Китай, Япония и Вьетнам. Кроме того, появляется и хороший шанс увеличить ввоз в эти страны главного экспортного товара Беларуси – калийных удобрений, а также продукции машиностроительной отрасли республики (снизив на них цену и сделав их конкурентоспособными по этому критерию).
Белорусская властная элита в настоящий момент поставила перед правительственными структурами республики “магистральную” задачу, заключающуюся в том, чтобы воплотить в практику межгосударственных отношений результаты пересмотра места и роли Китая в контексте внешнеполитических приоритетов РБ. Повышению уровня политических связей между руководством двух стран за последние год-два способствовали официальные визиты президента Республики Беларусь А.Лукашенко в Китай и председателя КНР, а также заместителя председателя КНР в Беларусь.
Глава белорусского государства неоднократно подчеркивал важность и значение развития особого сотрудничества с Китаем, но дружить с далекой восточной державой мешают не только огромные расстояния, разделяющие РБ и КНР. Китайская партийно-политическая элита четко поставила перед своей страной и народом цель – модернизировать Китай, сделав его через несколько десятилетий процветающей и мощной мировой державой. Одним из условий выполнения этой грандиозной программы является поддержание внешней стабильности, спокойствия на границах КНР. Помимо постоянно тлеющего конфликта из-за Кашмира, грозящего дестабилизировать ситуацию в Синьцзяне и Тибете, Китай в последнее время столкнулся с афганской проблемой, связанной, помимо прочего, с развертыванием иностранных военных баз на территории ряда среднеазиатских республик, с которыми КНР непосредственно граничит. В этой ситуации, когда Китай в контексте американского присутствия и резкого изменения баланса сил в центрально-азиатском регионе уже не может полагаться только на дружественный Пакистан, он вынужден будет учитывать позицию своего северного соседа - России.
Кроме того, Индия близка к завершению программы переоснащения своих вооруженных сил самыми современными системами оружия и боевой техники, включая компоненты ядерных стратегических вооружений. Эта программа интересна не только тем, что по масштабам и срокам осуществления не имеет исторических аналогов, но и тем, что проходит под лозунгом купирования потенциальной китайской угрозы. Американцы же с момента успешных испытаний Индией собственных ядерных боезарядов в 1998 г. явно взяли курс на встраивание Индии в политику сдерживания Китая. Япония в 1999 г. пошла на беспрецедентный шаг, приняв закон о ситуации в ближайшем окружении, направленный на укрепление теснейшего военного союза с США. Все это для руководства КНР является еще одним веским аргументом в пользу переосмысления геополитической линии поведения, переориентации на Россию, на (пусть и временное) сближение с ней. В этом смысле отчасти показателен договор между Китаем и Россией от 16 июля 2001 г. о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. В последнее время оценки целого ряда международных событий у двух стран совпадали, а позиции РФ и КНР при обсуждении ситуаций в “горячих” точках мира в ООН были близки. Между тем, например, ни в одной стратегической области позиции Китая не совпадают с позицией США.
Председатель КНР Цзянь Цзэминь на 4-й сессии ВСНП в прошлом году поставил перед страной задачу ускорить модернизацию Народно-освободительной армии Китая, сделав упор на переоснащение авиации и флота современными боевыми системами и образцами техники. Недостаточность потенциала китайской оборонной промышленности вынуждает Пекин импортировать современные вооружения и военные технологии. Кроме того, развитие экономического комплекса Китая сейчас сдерживается нехваткой в стране нефти, т.е. той проблемой недостаточности внутренних энергоресурсов, которую КНР, возможно, предпочтет решать с помощью установления контроля над группой островов в Южно-Китайском море, на дне вокруг которых по сведениям отдельных ученых присутствуют огромные запасы нефти.
Поэтому нельзя упускать из виду и фактор военно-технического сотрудничества России с Китаем, которому последний придает огромное значение. Только за последние годы РФ поставила НОАК и китайскому флоту целый ряд систем вооружений последнего поколения. Среди них модернизированные истребители Су-27(производящиеся ныне в КНР по лицензии), современные многофункциональные боевые самолеты Су-30МКК, эскадренные миноносцы проекта 956, оснащенные противокорабельными комплексами “Москит”, включающими ПУ сверхзвуковых крылатых ракет 3М-80, не имеющих по тактико-техническим характеристикам равных себе в мире.
Более того, Россия пообещала поставить в Китай подводные лодки, противокорабельные самолеты Су-32ФН, эскадрилью самолетов системы раннего обнаружения и оповещения типа А50 и передать в аренду китайскому командованию ряд российских военных разведывательных спутников в целях организации эффективной НПРО. Но главное состоит в том, что на самом высоком уровне Китаю дали понять, что Россия немедленно окажет ему всю необходимую военную помощь в случае нападения на него третьего государства или военного блока.
Уже исходя из этих соображений, Китай в своих отношениях с Белоруссией, скорее всего, попытается их не форсировать, не предпринимать никаких шагов, которые могли бы быть истолкованы российским политическим руководством как наносящие ущерб авторитету и интересам Российской Федерации, декларировавшей ранее построение союзного государства с РБ.
Помимо этого Китай вполне отдает себе отчет в важности экономического сотрудничества с Россией. Ни с одной из 14-ти пограничных стран у Китая нет такого объема и глубины хозяйственных связей, а также темпов развития экономической кооперации как с Россией. Перспективы же развития экономического и финансового партнерства с Белоруссией правительственные эксперты КНР расценивают довольно низко.
Партийно-политическое руководство КНР не разделяет, судя по всему, и утверждения белорусской стороны о, якобы, схожести государственной идеологии двух стран, едином подходе к организации хозяйственной деятельности и роли государства в управлении, а это, учитывая особое отношение Китая к идеологическим проблемам, совсем немаловажно. Белоруссия – маленькая и бедная страна Европы, испытывающая острые хозяйственные трудности, не сумевшая за десять лет самостоятельного существования добиться экономических успехов, а в китайской европейской политике четко прослеживаются только три главных приоритета: Германия, Соединенное Королевство и Франция. В самом ближайшем будущем Китай объективно не только будет вынужден пересмотреть свое прежнее отношение к Евросоюзу, но уж точно попытается стать вторым после США его внеевропейским торговым партнером, оттеснив Японию. Сегодня на это направлены все усилия китайского руководства: вот почему Великобритания, Германия и Франция (именно в таком порядке) занимают столь значимое место в политике Китая в Европе.
Что на этом фоне представляет Беларусь, которая даже не является членом ЕС€ каким образом она может способствовать отстаиванию государственных, стратегических интересов Китая на Западе? Ответ напрашивается сам. Поэтому невесть на чем основанные иллюзии белорусской “горки” о скором превращении республики в некий форпост китайской политической игры, хозяйственной и инвестиционно-кредитной экспансии на Старом континенте так и останутся формой политической маниловщины. Но вот основательно испортить белорусско-российские отношения упорное разыгрывание Минском “китайской карты” вполне может.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |