Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Владислав Лосев (Минск)
В культурной жизни республики заметны новые тенденции. Например в столичном Дворце искусств на 6-й международной выставке "СМИ в Беларуси", на открытии которой присутствовали министр информации Беларуси Михаил Подгайный и министр по делам печати Российской Федерации Михаил Лесин, а также председатель госкомитета по информационной политике Украины Иван Чиж, впервые были представлены электронные средства массовой информации. Сегодня идет активная работа над новой редакцией закона о средствах массовой информации в РБ. У ряда белорусских экспертов и журналистов проект закона о СМИ вызывает определенную тревогу в контексте развернувшейся в последнее время идеологической “чистки” белорусского телевидения и редакций других газет и журналов. Поэтому Михаил Подгайный поспешил успокоить общественность, заявив, что закон о СМИ - "нормальный, европейский, проект закона, который может гарантировать свободу печати, свободу слова в Беларуси". Тем не менее, утверждения министра информации РБ о “прозрачности” этого нормативного акта вызывают большие сомнения, которые только усилились после грубых выпадов высокопоставленного чиновника в адрес тележурналистов кабельного телевидения, которое он охарактеризовал как “бардак”, где “не действуют никакие стандарты”. Еще большую озабоченность порождает намерение правительства взять под свой контроль интернет-издания, прежде всего интернет-газеты, включив их в нормативно-правовое поле республики. Специально подчеркнем, что к становлению кабельного телевидения, интернет-изданий белорусское правительство не причастно, в свое время государство не оказало никакой материальной или иной помощи этим СМИ, но сегодня весьма активно занялось их “стандартизацией”.
Вызывает определенную тревогу и факт переговоров представителей 2-го национального телевизионного канала в Москве с руководством ОРТ. Очевидно они будут затяжными и нелегкими, поскольку БТ-2 стремится занять частоту этого российского канала в республиканском ТВ эфире, а с юридической стороны у белорусского правительства существуют обязательства перед ОРТ, которые придется учитывать. “Беларусизация” СМИ объясняется официальной властью прежде всего тем, что итоги президентских выборов доказали правильность общественно-политического курса, взятого нынешним республиканским руководством, а это подразумевает необходимость всем журналистам отказаться от идейных шараханий, перейдя к практике сотрудничества с главой государства и правительством, работая на единую цель – укрепление суверенитета и независимости РБ.
В то время как А.Лукашенко бесконечно твердит о "священности и неприкосновенности суверенитета" наиболее респектабельная часть оппозиции стремиться "выбить" из рук президента российскую (несомненно козырную в условиях Белоруссии) политическую карту. Оппозиция намерена начать активную, в том числе и антисоюзную, игру на российском политическом поле. С этой целью в Москве был создан белорусско-российский фонд "За новую Беларусь", учредителями которого с белорусской стороны стали такие одиозные политики как Ст.Богданкевич, М.Чигирь, А.Ярошук и др.. Среди российских учредителей наиболее известны своей отрицательной позицией по отношению к интеграции России и Беларуси А.Симонов и В. Гефтер. Председателем правления Фонда стал непримиримый противник белорусско-российского воссоединения,один из идеологов оппозиции, недавний председатель Союза белорусских писателей В.Некляев. Фонд будет регистрироваться по российскому законодательству и располагаться в Москве. Есть основания полагать, что создание Фонда является одним из элементов той антисоюзной политики, которую в последнее время ведут некоторые круги в высших эшелонах белорусской власти.
Интересна в этом ключе недавняя встреча Александра Лукашенко с членами авторских коллективов по написанию учебников в гуманитарно-общественной сфере. Два месяца назад президент дал поручение нынешнему министру образования П.Бригадину провести экспертизу действующих учебников и учебных пособий. Во время встечи А.Г. Лукашенко заявил о том, что “не надо сочинять новую историю в зависимости от политических пристрастий авторов”, и что исторические дисциплины должны формировать истинных патриотов своей страны. Нынешние учебники, как считает Лукашенко, потеряли свою актуальность и не соответствуют духовно-историческому развитию белорусского общества, поэтому надо срочно готовить новые.
Все семь лет своего правления Лукашенко требует от чиновников из министерства образования РБ решить нерешаемую задачу: они должны исторически обосновать существование независимого белорусского государства и при этом не исказить историческую правду. А так как это сделать невозможно, то предмет “История Беларуси” представляет из себя смесь БНФовских и коммунистических воззрений. До 1917 года история излагается с точки зрения идеологов антирусской оппозиции, а после 1917 года преобладает точка зрения идеологов от белорусской компартии. Современное положение России представлено как нахождение на распутье, а вот у Беларуси есть национальная идея и выраженная программа на историческую перспективу.
Серьезные ученые справедливо считают, что исторической науки как таковой в Белоруссии в настоящее время практически не существует. К большому сожалению республиканские власти пока никак не откликнулись на инициативу видного историка-славяноведа, члена-корреспондента Российской академии наук, профессора, директора Института славяноведения РАН Владимира Волкова, который предложил создать двусторонние комиссии для разработки национальных учебников по истории и литературе, согласования их содержания, что позволило бы избежать тенденциозного освещения, “белых пятен” или искажений в них исторического пути, пройденного двумя братскими народами (см. “Союз”, 2002, 11 апреля). Осталась невостребованной и идея В.Волкова о поддержании единого образовательного пространства, организации молодежных структур, которые могли бы проводить совместные акции (культурные, образовательные, познавательные) молодежи России и Беларуси, способные сблизить молодое поколение на основе лучшего понимания проблем и интересов друг друга.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |