Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Рига, ноябрь 2003г.
Наталья Елкина, эксперт ЛКПЧ
В октябре 2003 года в Варшаве состоялось 8-ое совещание ОБСЕ по рассмотрению выполнения государствами-участниками обязательств в области человеческого измерения.
В нем приняли участие не только официальные делегации 54 государств, но и представители неправительственных организаций этих стран. Наши правозащитники не преминули возможностью изложить свою точку зрения со столь представительной трибуны, и Латвийский комитет по правам человека направил в Варшаву своих представителей Геннадия Котова, Наталью Елкину, Татьяну Емельянову, Жанну Карелину.
Традиционные темы работы совещаний ОБСЕ - координация усилий по борьбе с дискриминацией, ксенофобией, расизмом и антисемитизмом; защита прав национальных меньшинств; ликвидация массового безгражданста; обеспечение свободы передвижения; противодействие торговле людьми. Но на этот раз рассмотрение положения нацменьшинств было выделено в специальное заседание. Причина столь усиленного внимания в теме была объяснена так: «За последние несколько лет стало очевидным, что стремление найти решение специфических нужд нацменьшинств отвечает интересам не только самих меньшинств, но и в равной степени интересам государств, на чьей территории они проживают, а также ОБСЕ в целом».
Участникам предлагалось обсудить следующие вопросы: выполняют ли государства свои обязательства по обеспечению прав нацменьшинств; располагают ли государства достаточной законодательной базой, направленной на недопущение дискриминации нацменьшинств; какие методы социальной интеграции служат обеспечению законного равенства; в какой мере лица, относящиеся к нацменьшинствам, представлены в институтах власти и в административных структурах.
Как же обстоят дела в Латвии? В докладе Латвийского комитета по правам человека было отмечено, что все члены Кабинета министров Латвии, а также Верховного и Конституционного суда являются этническими латышами. В штате министерств Латвии представители нацменьшинств составляют не более 8 процентов. А из 307 судей, работающих в 35 судах, их только 23. Зато процент безработных среди русскоязычных - значительно выше аналогичного показателя среди латышей. Это безусловно связано с необоснованно высокими языковыми требованиями. Введение реформы 2004 значительно ухудшит положение, поскольку, по мнению экспертов, обучение на неродном языке скажется на качестве образования и снизит конкурентоспособность русскоязычных на рынке труда.
Половина людей, принадлежащих к нацменьшинствам, не имеют права голоса (в том числе и на муниципальных выборах) и не участвуют в решении вопросов, непосредственно их касающихся.
Озабоченность последними событиями в Латвии (протесты против сворачивания меньшинственного образования и события в Лестене) высказала делегация России. Реакция Латвийской делегации последовала незамедлительно. Ответ был стандартный - реформа образования необходима для повышения конкурентоспособности русскоязычных детей и является преодолением последствий оккупации и русификации.
Контрастом с мрачным выступлением официального представителя Латвии было веселое замечание итальянского дипломата о том, что представители нацменьшинств могут принести государству, в котором они живут, неоценимую пользу: популярная во многих странах пицца известна благодаря живущим в них итальянцам.
Итоги совещания ОБСЕ 2003 года следующие: государствам настойчиво предлагается придерживаться рекомендаций, принятых независимыми экспертами в Гааге, Осло, Лунде и Варшаве в отношении образования, языка, участия нацменьшинств в общественной жизни и в избирательном процессе.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |